Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:
судьи - Г.И. Д,
при секретаре судебного заседания - Т.М.Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению С Д В о признании недействительным пункта 5.2 " ... ", утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 14.05.2005 года N 120 в части возможности ограждения забором со стороны суши пляжей лагерей отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений,
УСТАНОВИЛА:
С Д.В. обратился в Нижегородский областной суд с заявлением
о признании недействительным пункта 5.2 " ... ", утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 14.05.2005 года N 120 в части возможности ограждения забором со стороны суши пляжей лагерей отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений.
В обоснование заявления указал, что Правительством Нижегородской области было издано Постановление от 14.05.2005 N 120 " ... ", которым были утверждены Требования охраны жизни людей на воде в Нижегородской области. Постановление было опубликовано в изданиях:
" ... ", N 39 (605), 01.06.2005 (приложение к газете " ... ", N 97 (3269), 01.06.2005) (постановление, требования (разделы 1-7)),
" ... ", N 40(606), 04.06.2005 (приложение к газете " ... ", N 100 (3272), 04.06.2005) (Требования (разделы 8-11)), приложения 1-3).
Пунктом 5.2 " ... ", предусмотрено, что пляжи лагерей отдыха и иных детских оздоровительных учреждений должны быть ограждены штакетным забором со стороны суши.
Заявитель считает, что данное положение " ... " противоречит п. 2, п. 6, п. 8 ст. 6 Водного Кодекса Российской Федерации, п. 12 ст. 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, п. 3.2 ст. 22 Земельного Кодекса Российской Федерации и нарушает права граждан на свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе,
Кроме того Федеральными законами не установлено правил или условий, согласно которым пляжи лагерей отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений, иных учреждений могут быть ограждены штакетным забором со стороны суши.
Представитель Правительства Нижегородской области Г Т.А., действующая на основании доверенности, с заявлением С. Д.В. не согласилась, пояснила
, что в соответствии п. "в", "к" ч.1 ст.72 Конституции РФ земельное, водное законодательство, а также вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федеарции. Отношения по использованию и охране водных объектов регулируются в первую очередь нормами Водного кодекса РФ ( п.2ст.2 Водного кодекса). Из положений ст.11, 72, 76 и 94 Конституции РФ следует, что Федеральное Собрание вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов, относящихся к данным предметам совместного ведения, определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно данным положениям, ч.3 ст.6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования ограничивается в соответствии с установленными правилами охраны жизни людей на водных объектах. Порядок утверждения указанных правил определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.4 ст.2 Водного кодекса РФ нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ издает Правительство РФ. В рамках реализации указанных норм права принято постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N769 "О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах", согласно которому полномочия по утверждению правил охраны жизни людей на водных объектах закреплены за органами государственной власти субъекта РФ.
Во исполнении этого, и было принято постановление Правительства Нижегородской области от 14.05.2005года N120 " ... ".
Предметом регулирования Водного кодекса РФ являются водные отношения связанные непосредственным использованием и охраной водных объектов. В тоже время п.1.2 " ... " определяет, что данный акт устанавливает условия, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах: на пляжах, в купальнях и других организованных местах купания, местах туризма, спорта и массового отдыха населения на воде, на переправах и наплавных мостах.
Поэтому установка ограждения пляжа со стороны суши не ограничивает доступ граждан к водному объекту, т.к. эта деятельность не регулируется нормами определяющими порядок использования полосы земли около водного объекта.
При разработке правил охраны жизни людей на водных объектах субъекта РФ Правительством Нижегородской области учитывались не только Методические рекомендации органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 06.10.2003 N131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, и безопасности людей на водных объектах, разработанные МЧС России, но и приказ Минжилкомхоза РСФСР от 23.12.1988г. N351 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей", которые содержат указания на необходимость ограждения штакетным забором пляжа пионерского лагеря, и другого детского учреждения.
В судебное заседание не явился С Д.В. надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства. В своем заявлении он просит рассмотреть дело в его отсутствие, а копию решения суда направит в его адрес.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Правительства Нижегородской области Г Т.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 14.05.2005 N120 были утверждены " ... ".
Указанное Постановление правительства Нижегородской области от 14.05.2005 N120 было опубликовано в изданиях " ... " N39 (605), 01.06.2005 (приложение к газете " ... ", N97 (3269), 01.06.2005), " ... " N40 (606), 04.06.2005 (приложение к газете " ... ", N100 (3272), 04.06.2005).
В соответствии с п.5.2 " ... ", пляжи лагерей отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений должны соответствовать требованиям СанПиН 2.4.4.1204-03 " ... ", а также, кроме соответствия общим требованиям к пляжам (раздел 2), должны быть ограждены штакетным забором со стороны суши.
С Д.В. просит признать недействительным п.5.2 "Требований охраны жизни людей на воде в Нижегородской области" в части указания на то, что пляжи лагерей отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений должны быть ограждены штакетным забором со стороны суши, поскольку это, по его мнению противоречит п.2, п.6, п.8 ст.6 Водного кодекса РФ, п.12.ст.1 Градостроительного кодекса РФ, п.3.2 ст.22 Земельного кодекса РФ и нарушает права граждан на свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
Между тем с данными утверждениями С Д.В. согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ч.1 п. "в", п. "к" ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также земельное, водное законодательство.
В соответствии с ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст.2 Водного кодекса РФ Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло постановление от 14.12.2006г.N769 "О порядке утверждения Правил охраны жизни людей на водных объектах", которым установлено, что утверждение
правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации после их согласования с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также с соответствующими федеральными органами исполнительной власти в случае, когда водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставлены в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации издавать во исполнение Водного кодекса РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, предусмотрены ч.6 ст.2 Водного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах отсутствие специального федерального закона, который бы регулировал вопросы, связанные с охраной жизни людей на водных объектах позволяет Правительству Нижегородской области принять собственный нормативный правовой акт, что вытекает из природы совместной компетенции (указанное нашло подтверждение в постановлениях Конституционного Суда РФ от 01.02.96 N3-п "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного Закона читинской области)", от 30.11.1995 N16-п "По делу о проверке конституционности статей 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, утвержденного Постановлением Калининградской областной Думы от 8 июля 1994года".
Таким образом, постановление Правительства Нижегородской области от 14.05.2005 N120, которым утверждены " ... " принято в пределах компетенции, и оно согласовано с ФГУ " ... ", ГРСИ по Волжскому бассейну, Верхне-Волжской инспекцией Российского Речного Регистра, МЧС России по Нижегородской области, Министерством образования и науки Нижегородской области, Комитетом охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Нижегородской области, Нижегородским областным советом ВОСВОД, Территориальным управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области, Министерством здравоохранения Нижегородской области.
Функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно- правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения безопасности людей на водных объектах осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, (МЧС России), согласно п.1 Положения о нем, утвержденного Указом президента РФ от 11.07.2004 N868.
Согласно п.7 данного положения, МЧС России организует подготовку и утверждение в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В пределах своей компетенции МЧС России издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности люде на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями (подп.1 п.9 раздела 4 Положения о МЧС России).
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах МЧС России разработаны Методические рекомендации органам местного самоуправления пот реализации Федерального закона от 06.10.2003 N131 - ФЗ " Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно раздела 6 п.6.5 Методических рекомендаций " ... " пляж пионерского лагеря, другого детского учреждения должен отвечать установленным санитарным требованиям, благоустроен,
огражден штакетным забором со стороны суши.
В силу раздела 4 п.4.1 вышеуказанных Методических рекомендаций " ... " береговая территория зоны рекреации водного объекта должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам и правилам
и иметь ограждения.
СанПиН 2.4.4.1204-03 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.03.2003года, также предусматривают наличие ограждения территории основной застройки загородного оздоровительного учреждения, которая делится на жилую, культурно-массовую, физкультурно-оздоровительную, медицинскую, административную, хозяйственную и технического назначения зоны (п.2.6 СанПин 2.4.4.1204-03).
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 03.06.2006года N73-ФЗ "О введении в действие водного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации не действуют законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения.
Однако данное положение не относится к актам РСФСР.
Минжилкомхоз РСФСР 23.12.1988года принял приказ N351 " ... ", которым также предусмотрено, что пляж пионерского лагеря, другого детского учреждения должен отвечать установленным санитарным требованиям, благоустроен,
огражден штакетным забором со стороны суши (раздел 4, п.46 " ... ").
На основании изложенного утверждение С Д.В. в заявлении о том, что п.5.2 " ... " противоречит п.2, п.6.п.8 ст.6 Водного кодекса РФ не может быть принято во внимание.
По вышеуказанным основаниям не могут быть также приняты во внимание, доводы С Д.В. о том, что вышеуказанный пункт 5.2 " ... " противоречит п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, п.3.2 ст.22 Земельного кодекса РФ, поскольку нарушает права граждан на свободный доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
При этом судебная коллегия также учитывает и то обстоятельство, что из анализа Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, следует, что они соответственно регулируют отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту (ст.4 Градостроительного кодекса РФ), отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.3 Земельного кодекса РФ).
В то время как из анализа " ... ", утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области 14.05.2005 N120 видно, что они устанавливают условия, обеспечивающие безопасность людей на водных объектах: пляжах, в купальнях, и других организованных местах купания, местах туризма, спорта и массового отдыха населения на воде, на переправах и наплавных мостах (п.1.2 Требований).
Исходя из изложенного, заявление С Д.В. о признании недействительным п.5.2 " ... ", утвержденных постановлением правительства Нижегородской области от 14.05.2005 N120 в части возможности ограждения штакетным забором со стороны суши пляжей лагерей детей и иных детских оздоровительных учреждений удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, судебная коллегия
РЕШИЛА:
В удовлетворении заявления С Д.В. о признании недействительным пункта 5.2 " ... ", утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 14.05.2005 года N 120 в части возможности ограждения забором со стороны суши пляжей лагерей отдыха детей и иных детских оздоровительных учреждений - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Г.И. Д
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.