Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Туктамышевой О.В., Ровенко П.А.
при секретаре Мочаловой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Евтушенко С.А. о признании незаконным требования Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и обязать утвердить и выдать схему расположения земельного участка по апелляционной жалобе представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока на решение Советского районного суда города Владивостока от 15 января 2013 года, которым заявленные требования удовлетворены:
признано незаконным требование Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о предоставлении заявителем согласия собственников жилого дома "адрес" для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 387 кв.м., расположенного по адресу: "адрес"
на Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока возложена обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 387 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" для дальнейшей эксплуатации части жилого дома в целях оформления участка в собственность;
с Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в пользу Евтушенко Светланы Александровны взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя заявителя Баукова В.Ф., представителя Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока Грачевой А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евтушенко С.А. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 19 октября 2012 года она обратилась в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее - УГА администрации г. Владивостока) с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории площадью 387 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" для дальнейшей эксплуатации части жилого дома в целях оформления участка в собственность. Согласно свидетельства о государственной регистрации права, заявитель является собственником части жилого дома по адресу "адрес" вид права общая долевая собственность, доля в праве 2/3.
На указанное обращение Евтушенко С.А. дан ответ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что заявитель не предоставил нотариальное согласие всех собственников частей жилого дома по адресу: "адрес" поскольку ограждение, позволяющее установить, что испрашиваемый земельный участок полностью используется именно собственником квартиры N1 отсутствует и определить фактическое использование земельного участка под каждой частью жилого дома невозможно. Кроме того, отказ мотивирован еще и тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, обозначенные "М", а факт принадлежности указанных объектов заявителю не подтвержден.
Заявитель, считает, что требование о предоставлении согласия собственников жилого дома на утверждение схемы расположения земельного участка не основано на законе. Такой документ не предусмотрен в перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, указанных в п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ. Заявитель просит признать незаконным требование УГА администрации г. Владивостока о предоставлении заявителем согласия собственников жилого "адрес" для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 387 кв.м., расположенного по адресу: "адрес" и обязать утвердить и выдать схему расположения земельного участка ориентировочной площадью 387 кв.м., расположенного по указанному адресу для дальнейшей эксплуатации части жилого дома в целях оформления участка в собственность.
В судебном заседании представитель заявителя Бауков В.Ф. заявленные требования поддержал по доводам, указанным в заявлении.
Представитель Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока в судебное заседание не явился, дело было рассмотрено в его отсутствие.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился представитель УГА администрации г. Владивостока, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, как постановленного в существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, являясь собственником части жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" обратилась в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 387 кв.м. для эксплуатации указанной части жилого дома.
Письмом начальника управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 7 декабря 2012 года N 57250/1У заявителю возвращен комплект документов, без утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на непредоставление заявителем нотариального согласия всех собственников частей жилого дома по адресу: "адрес" а также на отсутствие документального подтверждения факта принадлежности объекта, обозначенного "М" на испрашиваемом земельном участке, отсутствие ограждения на участке, позволяющего установить фактическое использование участка под частью жилого дома.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности требования управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о предоставлении заявителем согласия собственников жилого дома "адрес" для утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
По смыслу указанной нормы установленный перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, предоставляется заявителем в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные принимать решение о предоставлении земельного участка.
Порядок утверждения и выдачи органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка, в отношении которого не осуществлен государственный кадастровый учет, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории регулируется частью 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которой в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Из содержания приведенной нормы следует, что орган местного самоуправления в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обязан указать границы испрашиваемого земельного участка, которые подлежат определению, в том числе с учетом местоположения границ смежных земельных участков.
По материалам дела установлено, что жилой дом по "адрес" находится в собственности нескольких лиц, которые имеют право на использование соответствующей части земельного участка, занятой объектом недвижимости, исходя из размера принадлежащих им частей жилого дома и сложившегося порядка пользования земельным участком.
Часть 3 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусматривает, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность.
Установленный порядок направлен на защиту прав и интересов всех владельцев общей собственности и подразумевает предоставление земельного участка как объекта права двух или более лиц в силу его особых природных свойств только в общую долевую собственность.
Таким образом, требование уполномоченного органа о предоставлении заявителем согласия всех собственников жилого дома на формирование земельного участка в испрашиваемых границах соответствует положениям части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, поскольку без данного согласования уполномоченный орган лишен возможности определить границы испрашиваемого земельного участка, необходимого для эксплуатации части жилого дома, находящейся в собственности заявителя Евтушенко С.А.
Кроме этого, из материалов дела усматривается, что заявителем нарушен порядок обращения для предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированный положениями 36 Земельного кодекса РФ.
Заявитель обратился в управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории без обращения в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ и пунктом 21(1) статьи 7 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае".
Оспариваемое решение УГА администрации г.Владивостока не предполагает предоставление земельного участка конкретному лицу, распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является первоначальным этапом при решении вопроса о возможности предоставления земельного участка, с последующим проведением землеустроительных работ и работ по постановке земельного участка на кадастровый учет, в целях его формирования как объекта гражданских правоотношений, в связи с чем оно не может нарушать прав заявителя.
Таким образом, оспариваемый ответ УГА администрации г.Владивостока в утверждении схемы расположения испрашиваемого Евтушенко С.А. земельного участка, в связи с непредоставлением нотариального согласия всех собственников частей жилого дома по адресу: "адрес", не является решением, повлекшим нарушение прав и свобод заявителя или создающим препятствия к их осуществлению, в смысле главы 25 ГПК РФ.
В связи с изложенным, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Владивостока от 15 января 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований заявителя Евтушенко С.А. о признании незаконным требования Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока о предоставлении заявителем согласия собственников жилого дома "адрес" для утверждения схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 387 кв.м., расположенного по адресу "адрес" обязать утвердить и выдать схему расположения указанного земельного участка для дальнейшей эксплуатации части жилого дома в целях оформления участка в собственность, о взыскании с Управления градостроительства и архитектуры г.Владивостока в пользу Евтушенко С.А. расходов по оплате государственной пошлины - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.