Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе: председательствующего судьи Хомич С.В.,
судей Минасян О.К., Лукьянова Д.В.,
с участием прокурора Баскарева В.А.,
при секретаре Владимировой И.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лукьянова Д.В. дело по апелляционной жалобе Главы Заветинского района Ростовской области на решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 31 января 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Заветинского района Ростовской области в интересах Корневой [ФИО]1 обратился в суд с иском к администрации Заветинского района Ростовской области об обязании обеспечить Корневу Ю.А. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
В обоснование иска прокурор
указал, что Корнева Ю.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, относится к лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, а отец лишен родительских прав. Корнева Ю.А. в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подлежала обеспечению жилым помещением. Родители Корневой Ю.А. собственного жилья не имели, иное жилье за нею в установленном законом порядке не закреплялось. С 10 мая 2011 года Корнева Ю.А. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако по независящим от нее обстоятельствам органами исполнительной власти не обеспечена жилым помещением.
На основании изложенного прокурор просил обязать администрацию Заветинского района Ростовской области предоставить Корневой Ю.А. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решением Ремонтненского районного суда Ростовской области от 31 января 2013 года исковые требования удовлетворены. На администрацию Ремонтненского района Ростовской области возложена обязанность обеспечить Корневу Ю.А. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, Администрация муниципального образования "Заветинский район" Ростовской области в лице Главы района обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит вынесенное решение отменить, отказав в иске.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указал, что администрацией Заветинского района Ростовской области в установленном порядке направлены соответствующие документы квартирного учета в Администрацию Ростовской области на рассмотрение межведомственной комиссии для принятия решения по вопросу финансирования приобретения жилой площади сироте Корневой Ю.А., в результате чего она включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с действующим законодательством вставшие на льготный учет дети-сироты обеспечиваются жильем за счет средств областного бюджета. Поскольку главным распорядителем бюджетных средств на указанные цели является Министерство строительства Ростовской области, администрация Заветинского района обязана обеспечить истца жильем по договору социального найма только со дня поступления финансирования из областного бюджета.
Поскольку истцом не представлено доказательств нарушения Администрацией Заветинского района Ростовской области ее прав при условии отсутствия денежных средств для обеспечения истца жилым помещением, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
В обоснование изложенной в апелляционной жалобе позиции апеллянт ссылается на положения статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакциях, действовавших до 1 января 2013 года.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Заветинского района Ростовской области опровергает доводы апеллянта, просит оставить их без удовлетворения, а решение суда - без изменения, как законное и обоснованное.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о месте, времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, не сообщили причины неявки и не ходатайствовали об отложении слушания дела; судебная коллегия признала возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц в соответствии с требованиями п. 3 ст. 167, п. 1 ст. 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение прокурора, просившего решение суда первой инстанции изменить, обязать администрацию Заветинского района Ростовской области предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Корнева Ю.А. родилась ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Согласно свидетельству о рождении истца ее родителями являлись: [ФИО]2, которая умерла ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, и [ФИО]3, который решением ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА лишен родительских прав.
Постановлением Главы администрации Заветинского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА опекуном Корневой Ю.А. назначена [ФИО]4, в связи с чем Корнева Ю.А. признана лицом, оставшимся без попечения родителей, и в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей в указанный период) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поставлена в 2011 году в льготную очередь по Заветинскому району на получение квартиры в качестве лица, подлежащего обеспечению жилым помещением за счет средств областного бюджета.
Согласно имеющимся в деле доказательствам жилья на территории Ростовской области Корнева Ю.А. не имеет.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что Корнева Ю.А. состоит в общеобластном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 10 мая 2011 года, согласно которому подлежит обеспечению жилым помещением. На момент рассмотрения дела истец жилым помещением не обеспечена, а включена в общеобластной список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в трехлетний период с 2013 года по 2015 год.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенных прав истца и принял обжалуемое решение, которым обязал администрацию Заветинского района Ростовской области обеспечить Корневу Ю.А. жилым помещением площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающим санитарным и техническим требованиям.
С положенными в основу решения суда первой инстанции выводами судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Вопросы, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принята новая редакция статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ c 1 января 2013 года утратили силу.
Поскольку введенный Федеральным законом N 15-ФЗ новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года независимо от их возраста (пункт 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ), при вынесении обжалованного решения суд первой инстанции правильно применил к спорным правоотношениям новую редакцию ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ независимо от времени поступления иска и момента возникновения спорных правоотношений.
Вступившая с 1 января 2013 года в силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
К законодательству Российской Федерации относится в данном случае статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29.02.2012г. N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Поскольку государство приняло на себя обязательство в отношении указанной категории лиц, установленные Федеральным законом обязательства не исполнило, имеет место нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку их право на получение жилья не реализовано. Нахождение в списках нуждающихся, выделение субвенций на приобретение жилья, заключение муниципальным образованием договора на строительство жилья для указанной категории лиц, с последующим предоставлением жилья после ввода объекта в эксплуатацию, нельзя расценивать как отсутствие нарушения прав указанной категории лиц, поскольку их право на обеспечение жилыми помещениями, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент обращения в суд, не реализовано, жилье не получено.
На территории Ростовской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Областным законом Ростовской области от 22.06.2006 N 499-ЗС (ред. от 03.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 1 указанного Закона исполнительно-распорядительным органам муниципальных районов и городских округов в Ростовской области передаются на неограниченный срок государственные полномочия Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 настоящего Областного закона, устанавливается областным законом и нормативным правовым актом Правительства Ростовской области (ст. 2 указанного Закона).
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о возложении на администрацию Заветинского района Ростовской области обязанности по восстановлению нарушенных прав истца по получению жилого помещения.
Доводы апеллянта об отсутствии централизованного финансирования для целей обеспечения истца жилым помещением правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку предоставление специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.
Порядок и сроки расходования субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством) установлены Постановлением Правительства РО от 25.06.2012 N 539 "Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)" (вместе с Положениями). Поскольку действующий порядок финансового обеспечения переданных государственных полномочий Ростовской области нормативно установлен, то решение суда не должно его подменять.
Вместе с тем, отсутствие в резолютивной части решения суда первой инстанции указания на обязанность ответчика предоставить истцу специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения противоречит изложенным в описательно-мотивировочной части решения положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем судебная коллегия находит решение в данной части подлежащим изменению.
Руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 31 января 2013 года изменить, изложив первый и второй абзац резолютивной части следующим образом.
Обязать администрацию Заветинского района Ростовской области предоставить Корневой [ФИО]1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее нормы предоставления.
В остальной части решение Ремонтненского районного суда Ростовской области от 31 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Заветинского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.