Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.,
судей Сивохина Д.А., Бочкова Л.Б.,
при секретаре Овчинникове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 27 декабря 2012 года с участием представителя Тарасова А.И. - Писарева А.М. (по доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Тарасов А.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными решений Департамента управления имуществом г.о Самара и Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование требований указал, что является собственником части жилого дома по адресу: "адрес", а также земельного участка, площадью 300,00 кв.м., расположенного по указанному адресу. Ранее дом и земельный участок площадью 606 кв.м. принадлежали ФИО его матери.
26.01.2012 г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес" площадью 260,0 кв.м., занимаемого частью жилого дома с приусадебным участком.
20.09.2012г. им получено уведомление об отказе в предоставлении земельного участка в связи с тем, что из Департамента управления имуществом г.о. Самара поступил отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории от 26.06.2012г., на том основании, что в соответствии с действующими правилами застройки и землепользования в г.о. Самара, утвержденными Постановлением Самарской городской думы от 26.04.2001г. N 61, испрашиваемый земельный участок находится в зоне планируемого жилья (Ж-5) и градостроительный регламенты для данной территории в настоящее время не установлены.
Просил суд признать незаконным решение Департамента управления имуществом г.о.Самара N 15-07-10/24588 от 26.06.2012г. об отказе ему в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 260,0 кв.м. по адресу "адрес" на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0205/12 от 11.09.2012г. об отказе в предоставлении в собственность за выкуп указанного земельного участка; обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара утвердить схему расположения испрашиваемого им земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в собственность вышеназванного земельного участка.
Решением суда требования Тарасова А.И. удовлетворены частично. Признаны незаконными решение Департамента управления имуществом г.о. Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность за выкуп испрашиваемого земельного участка. На Департамент управления имуществом г.о.Самара возложена обязанность утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка, а на Министерство имущественных отношений Самарской области - обязанность после утверждения схемы принять и возобновить рассмотрение заявления Тарасова А.И. от 26.01.2012г. о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка. В удовлетворении требований об обязании Министерства принять решение о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность отказано, поскольку они заявлены преждевременно.
В апелляционной жалобе министерство имущественных отношений по Самарской области ставит вопрос об изменении решения суда в части признания незаконным решения министерства об отказе в предоставлении в собственность земельного участка от 11.09.2012 г. и возложении на министерство обязанности принять и возобновить рассмотрение заявления Тарасова А.И., просит в удовлетворении требований в этой части отказать. Ссылается, что решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка принято в строгом соответствии с действующим законодательством, не препятствует заявителю повторно обратиться в министерство в случае устранения нарушений, в связи с чем не нарушает его права и законные интересы.
В суде апелляционной инстанции представитель Тарасова А.И. - Писарев А.М. возражал против доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения лица, участвующего в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как видно из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 10.03.2010г. и 30.06.2010г. Тарасов А.И. является собственником жилого помещения площадью 28,60 кв.м., этаж - 1 поз. 1, 2, расположенного по адресу: "адрес", помещение ж3, и жилого помещения площадью 26,40 кв.м., этаж - 1, поз.11, 12, расположенного по адресу: "адрес", помещение ж4.
Также Тарасову А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок из земель поселений площадью 300,00 кв.м., расположенный по адресу: "адрес".
26.01.2012г. Тарасов А.И. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью 260,00 кв.м., занимаемого частью жилого дома с приусадебным участком.
Письмом от 11.09.2012г. министерство отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в связи с отказом департамента управления имуществом г.о. Самара от 26.06.2012г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.
Как следует из ответа департамента, основанием для отказа в утверждении схемы явилось несоответствие заявленной цели использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам.
Решение суда в части признания незаконными решения департамента управления имуществом г.о.Самары от 26.06.2012г. не обжалуется.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия соглашается с доводами жалобы в той части, что решение министерства об отказе в предоставлении земельного участка при отсутствии положительного решения органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения земельного участка вынесено в пределах полномочий и в соответствии с нормами действующего законодательства. Между тем, данные доводы не могут быть служить основанием для отмены решения суда, поскольку действия заинтересованного лица безусловно нарушают права и законные интересы заявителя, создают препятствия к их реализации.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности
В силу п.1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п.5 ст. 36).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 года N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре" органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, является министерство имущественных отношений Самарской области.
Именно в данный орган государственной власти в силу указанных норм обращается лицо, имеющее намерение приобрести в собственность земельный участок, и данный орган принимает окончательное решение о предоставлении или отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. N74, министерство проводит мероприятия по установлению препятствий в предоставлении земельного участка, в том числе, путем взаимодействия с другими органами государственной власти и местного самоуправления.
В данном случае незаконное решение одного из органов, уполномоченных решать вопросы в сфере предоставления земельных участков, повлекло вынесение министерством незаконного решения, лишающего заявителя права на приобретение земельного участка.
Учитывая, что процедура приобретения земельного участка в собственность предполагает необходимость согласования множества ведомств, обжалование действий каждого из которых в отдельности для заинтересованного лица является затруднительным и нецелесообразным, отмена окончательного решения, вынесенного по итогам разрешения вопроса о предоставлении земельного участка, а именно решения министерства имущественных отношений, представляется правомерной, отвечающей интересам конкретного заявителя.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с изложенным, несмотря на отсутствие формальных нарушений в действиях министерства, вывод суда о признании его решения об отказе в предоставлении Тарасову А.И. испрашиваемого земельного участка незаконным, является правомерным, направлен на восстановление его прав.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Самары от 27 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.