Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Песковой Ж.А., Желонкиной Г.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Мариной Т.Ф. на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 10 января 2013 года, которым Мариной Т.Ф. отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной поддержки населения Балашовского района Саратовской области, министерству социального развития Саратовской области о признании права на присвоение звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения Мариной Т.Ф., поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Марина Т.Ф. обратилась в суд с указанным иском, уточнив заявленные требования, просила признать за ней право на присвоение звания "Ветеран труда", возложить на государственное казённое учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" (далее - УСПН Балашовского района Саратовской области) обязанность выдать ей удостоверение "Ветеран труда". В обоснование заявленных требований Марина Т.Ф. указала, что ей назначена трудовая пенсия по старости, общий трудовой стаж составляет 31 год. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 мая 2012 года истец награждена ведомственным знаком отличия "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", Полагая, что указанная медаль дает ей право на присвоение звания "Ветеран труда", в октябре 2012 года она обратилась в УСПН Балашовского района Саратовской области с соответствующим заявлением, однако 17 октября 2012 года министерством социального развития Саратовской области в присвоении такого звания ей было отказано на том основании, что в период проведения переписи населения Марина Т.Ф. не состояла на штатной должности в органах статистики. Считая отказ незаконным, истец обратилась с настоящим иском в суд.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Марина Т.Ф. не согласилась с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, согласно которому удовлетворить заявленные требования в полном объеме. В обоснование поданной жалобы Марина Т.Ф. указала, что имеет ведомственный знак отличия и стаж работы, необходимый для назначения пенсии, в связи с чем, имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
В возражениях на апелляционную жалобу ответчики указывают, что при вынесении решения суд первой инстанции правильно применил положения действующего законодательства, дал надлежащую оценку всем представленным доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Мариной Т.Ф. - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии представители ответчиков не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Третье лицо Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области отдел госстатистики в города Саратове N 2 просил удовлетворить исковые требования Мариной Т.Ф. и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что имеются предусмотренные пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основания для отмены вынесенного судебного постановления, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" содержит перечень граждан, которые являются ветеранами труда. К ним относятся граждане, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также граждане, награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995 года).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, определение условий присвоения указанного звания федеральным законодательством делегировано субъектам Российской Федерации, поскольку выплаты и льготы гражданам, имеющим соответствующие звания, обеспечиваются за счёт бюджетов субъектов федерации, а не бюджета Российской Федерации. То есть, в силу пункта 2 статьи 10 и статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" соответствующие меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
По смыслу положений статей 11 (части 3), 72, 76 (частей 2 и 5) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов.
Во исполнение указанного выше Федерального закона были приняты Закон Саратовской области от 09 ноября 2007 года N 241-ЗСО "О ветеранах труда Саратовской области" и Закон Саратовской области от 26 июня 2006 года N 67-ЗСО "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Саратовской области", которые определяют условия и порядок присвоения званий "Ветеран труда Саратовской области" и "Ветеран труда", а также меры социальной поддержки данных категорий ветеранов.
Статья 2 Закона Саратовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Саратовской области" устанавливает, что лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде;
2) трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно статье 4 Закона Саратовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Саратовской области" лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", органом социальной защиты населения по месту его жительства либо по месту пребывания выдается удостоверение ветерана труда.
Приказом министерства Социального развития Саратовской области от 11 июля 2008 года N 429 утверждён Административный регламент предоставления министерством социального развития Саратовской области государственной услуги по присвоению звания "Ветеран труда". Согласно пункту 2.4. указанного регламента конечными результатами предоставления государственной услуги являются: выдача удостоверения "Ветеран труда Саратовской области", либо проставление штампа "Ветеран труда Саратовской области" в пенсионном удостоверении, заверенного гербовой печатью органа социальной поддержки населения области и подписью руководителя этого органа социальной поддержки населения области; отказ в присвоении звания "Ветеран труда Саратовской области".
Как усматривается из материалов дела, на момент обращения в министерство социального развития Саратовской области у Мариной Т.Ф. имелся ведомственный знак отличия - медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости - 31 год. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
В силу положений, изложенных в приложении N 1 (Положение о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года") к приказу Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2010 года N 345 "Об учреждении знака отличия - медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Данная медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики (пункт 1 указанного выше Положения).
Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года (п. 2 Положения о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года").
Из материалов дела видно, что Марина Т.Ф. с 13 сентября 2010 года по 11 ноября 2010 года по договору подряда, заключенному с Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, выполняла работу по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года (л.д. 6-8). Она добросовестно исполнила свои обязанности по договору, в связи с чем была награждена ведомственным знаком отличия - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года".
С учётом указанных обстоятельств награждение истца медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" государственным органом соответствует нормам названного выше приказа Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2010 года N 345. Присвоение звания "Ветеран труда" в силу пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона (ред. от 16 октября 2012 года) "О ветеранах" обусловлено самим фактом наличия у претендента на указанное звание ведомственного знака отличия в труде.
Какие-либо ограничения права на присвоение звания "Ветеран труда" в зависимости от продолжительности работы, за которую гражданин был награжден ведомственным знаком отличия, внесения (или невнесения) записей о такой работе в трудовую книжку или занятия штатной должности претендентом на данное звание приведённым выше законодательством не предусмотрено.
Это подтверждается и содержанием разъяснительного письма заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики от 17 июля 2012 года N В317/2094-ДР, согласно которому из текста статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" не следует, что необходимым условием для присвоения звания "Ветеран труда" является обязательное нахождение награждённого в штатных структурах того или иного ведомства. В соответствии с приказами Росстата, утверждающими ведомственные знаки отличия за подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения, указанным ведомственным знаком отличия награждались работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в переписи.
Таким образом, суд первой инстанции, по мнению коллегии, необоснованно пришел к выводу о том, что Марина Т.Ф. не имеет права на присвоение звания "Ветеран труда", а в связи с этим ошибочно отказал в удовлетворении заявленных ею исковых требований.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия, используя полномочие, предоставленное пунктом 2 части 1 статьи 328 ГПК РФ, считает необходимым отменить состоявшееся решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных Мариной Т.Ф. требований о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", возложении на УСПН Балашовского района Саратовской области обязанности по выдаче удостоверения "Ветеран труда".
В соответствии со статьёй 98 ГПК РФ взыскать с министерства социального развития Саратовской области и УСПН Балашовского района Саратовской области в пользу Мариной Т.Ф. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, по 100 рублей с каждого из ответчиков.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 10 января
2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать за Мариной Т.Ф. право на присвоение звания "Ветеран труда", обязав государственное казённое учреждение Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" выдать Мариной Т.Ф. удостоверение "Ветеран труда".
Взыскать с министерства социального развития Саратовской области и государственного казённого учреждения Саратовской области "Управление социальной поддержки населения Балашовского района" в пользу Мариной Т.Ф. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, по 100 рублей с каждого из ответчиков.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.