Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Кириной Л.А.,
судей Паршиной С.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Усталковой Е.В.,
с участием прокурора Ильина Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Аркадакского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства Саратовской области о возложении обязанности по капитальному ремонту автодорог город Аркадак - село Алексеевка от 0 км до 28 км и город Аркадак - село Баклуши от 0 км до 23 км в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221, по апелляционной жалобе комитета дорожного хозяйства Саратовской области на решение Кировского районного суда города Саратова от 25 декабря 2012 года, которым исковые требования удовлетворены в части. На комитет дорожного хозяйства Саратовской области возложена обязанность по приведению дорожного полотна вышеуказанных участков дорог Аркадакского муниципального района Саратовской области в соответствие с вышеуказанным Государственным стандартом Российской Федерации Р 50597-93.
Заслушав доклад судьи Поляниной О.А., изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что для отмены или изменения постановленного решения нет правовых оснований, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Аркадакского района Саратовской области обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточненных требований, указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки содержания автомобильных дорог установлено, что на вышеуказанных участках автомобильных дорог имеются выбоины и иные повреждения дорожного покрытия. Ссылался, что указанные дороги являются дорогами регионального значения и требуют капитального ремонта дорожного покрытия. Повреждения проезжей части дорог превышают предельно допустимые в соответствии с ГОСТ 50597-93. Обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения дорог общего пользования регионального значения возложена на комитет дорожного хозяйства Саратовской области.
Районный суд, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеуказанное решение.
Комитет дорожного хозяйства Саратовской области не согласился с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает на неясность постановленного решения, в том числе в части срока исполнения возложенной решением суда обязанности. Ссылается на отсутствие доказательств, подтверждающих наличие повреждений дорог на участках, находящихся на балансе ответчика.
В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Аркадакского района Саратовской области указывает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку.
В заседание судебной коллегии представители комитета дорожного хозяйства Саратовской области, общества с ограниченной ответственностью "АркадакДорСтрой", казенного предприятия Саратовской области "Дирекция автомобильных дорог" не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Правоотношения в сфере дорожной деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне регламентированы Федеральным законом N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом 11 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 п. 3 ст. 6 указанного Закона, обеспечение безопасности дорожного движения на территории Саратовскойобласти относится к полномочиям Правительства области.
В силу ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате решения вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения, связанных с ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог (ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения; дорога. включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Как следует из материалов дела, автодороги город Аркадак - село Алексеевка от 0 км до 28 км и город Аркадак - село Баклуши от 0 км до 23 км Аркадакского муниципального района Саратовской области относятся к дорогам регионального значения. Данные автодороги имеют множественные повреждения в виде ям, выбоин и трещин на всем протяжении, что подтверждается актами от 12 ноября 2012 года, составленными начальником ОГИБДД МО МВД РФ "Аркадакский" и помощником прокурора Аркадакского района Саратовской области (л.д. 7, 8).
Постановлением Правительства Саратовскойобласти от 09 апреля 2012 года N 176-П (в редакции постановления Правительства Саратовскойобласти от 28 мая 2012 года N 260-П) "Вопросы Правительства Саратовскойобласти" принято решение о реорганизации министерства транспорта и дорожногохозяйстваСаратовскойобласти путем его разделения на комитет транспорта Саратовскойобласти и комитетдорожногохозяйстваСаратовскойобласти.
12 июля 2012 года за N 398-П Правительством Саратовскойобласти принято постановление "Вопросы комитетадорожногохозяйства Саратовскойобласти", которым утверждено Положение о комитетедорожногохозяйстваСаратовскойобласти. Настоящее постановление вступило в силу со дня его подписания.
В соответствии с п.п. 1,2,4 Положения о комитетедорожногохозяйстваСаратовскойобласти, утвержденного постановлением Правительства Саратовскойобласти от 12 июля 2012 года N 398-П "Вопросы комитетадорожногохозяйстваСаратовскойобласти" комитетдорожногохозяйстваСаратовскойобласти является органом исполнительной власти Саратовскойобласти. Комитет осуществляет функции в сфере управления и развития дорожного комплекса. Комитет осуществляет финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с законом Саратовскойобласти об областном бюджете на очередной финансовый год. Комитет является правопреемником министерства транспорта и дорожногохозяйстваСаратовскойобласти по вопросам осуществления функций в сфере управления и развития дорожного комплекса области.
Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности комитетадорожногохозяйстваСаратовскойобласти осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда о возложении на комитетдорожногохозяйстваСаратовскойобласти обязанности по приведению дорожного полотна вышеуказанных участков автомобильных дорог Аркадакского муниципального района Саратовской области, поскольку представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение комитетом по дорожномухозяйствуСаратовскойобласти возложенной на него законом обязанности по содержанию автодороги регионального значения.
Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Саратова от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета дорожного хозяйства Саратовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.