Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Бугаевой Е.М. и Петровой Н.А.
при секретаре Ромашкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ретунской Н.В. дело по апелляционной жалобе Климова В.А. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 ноября 2012 года по иску Климова В.А. к администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании денежных средств за жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Ретунской Н.В., изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климов В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов" о взыскании денежных средств за жилое помещение.
В обоснование заявленного указал, что в 1991 г. он был уволен в запас с военной службы, в 1996 г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. 29.08.1997 г. между ним, администрацией муниципального образования "Город Саратов" и муниципальным ипотечным банком "Радоград" был заключен договор на приобретение у банка пакета облигаций муниципального жилищного займа в количестве 36 штук. Погашением указанных акций являлось предоставление ему жилого помещения в виде однокомнатной квартиры. Свои обязательства Климов В.А. исполнил и приобрел 36 облигаций на общую сумму "данные изъяты" рублей (неденоминированных). В 1998 г. ему была предоставлена однокомнатная "адрес", после чего он был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. 30.07.1998 г. Климов В.А. продал данную квартиру. Указывает, что жилое помещение было им получено не за счет средств федерального бюджета, а приобретено за личные денежные средства, в связи с чем он имеет право на взыскание с ответчика уплаченных за квартиру денежных средств. Просил суд взыскать с администрации муниципального образования "Город Саратов" денежные средства за жилое помещение в размере "данные изъяты" рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил решение, которым отказал Климову В.А. в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Климов В.А. просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Считает данное решение незаконным и необоснованным; суд первой инстанции дал неверную оценку юридически значимым обстоятельствам дела и допустил нарушение норм материального права, ошибочно сослался на закон, не подлежащий применению. Указывает на несогласие с выводом суда о частичной, а не полной оплате им стоимости спорной квартиры. Кроме того, в материалах дела нет доказательств, подтверждающих надлежащее уведомление истца о том, что квартира предоставляется за счет долевого участия в строительстве жилья и что он вправе отказаться от заключения договора и ждать очереди на получение бесплатного жилья. Также Климова В.А. не ставили в известность о последствиях снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий при предоставлении квартиры в рамках заключенных договоров. По мнению автора жалобы, срок исковой давности пропущен не был, поскольку о нарушении своего права он узнал в августе 2012 года из ответа комитета по управлению имуществом г. Саратова.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент постановки истца на учет в качестве нуждающегося, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие жилищное строительство, обязаны в качестве государственного заказа принимать и своевременно осваивать ассигнования, передаваемые органами военного управления на строительство жилья для военнослужащих, либо продавать им квартиры или индивидуальные жилые дома на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
В силу п. 6 указанной статьи граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Согласно с п. п. 1, 2, 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N ФЗ-76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья (далее именуется - субсидия) предоставляется гражданам Российской Федерации (по их желанию), нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим в соответствии с законодательством Российской Федерации на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях, воинских частях и формированиях, а также лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право.
За счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку.
Субсидия может быть использована гражданами по их желанию: на приобретение готового жилья по их выбору; на финансирование строительства индивидуального жилого дома в форме перечислений по индивидуальному графику за выполненный объем работ; на финансирование приобретения квартиры при участии в достройке многоквартирного дома высокой степени технической готовности (не менее 70 процентов).
Размер предоставляемой субсидии для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в виде безвозмездной финансовой помощи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 604 составляет при общей продолжительности военной службы от 10 до 25 лет не менее 75 процентов средней рыночной стоимости строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома.
Из материалов дела следует, что с 21.06.1991 г. Климов В.А., являясь военнослужащим, был уволен в запас, с 22.06.1991 г. ему назначена пенсия (л.д. 8-10, 11).
Судом установлено, что Климов В.А. на момент увольнения имел выслугу лет 21 год 6 месяцев, таким образом обладал правом на получение безвозмездной субсидии в размере не менее 75 % средней рыночной стоимости строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома.
В связи с фактическим прекращением строительства жилья для уволенных в запас или отставку военнослужащих из федерального бюджета и значительным увеличением очередников из-за сокращения Вооруженных Сил для решения проблемы обеспечения жильем уволенных военнослужащих администрацией города была разработана программа муниципального жилищного займа. Программа предусматривала добровольное участие в ней потенциальных инвесторов, желающих получить во внеочередном порядке и не имеющих средств на его достройку.
В целях реализации социальных программ города и увеличения объемов жилищного строительства было издано постановление администрации г. Саратова от 09.09.1997 г. N, которым были утверждены проспект эмиссии третьего выпуска жилищных муниципальных долговых обязательств и решение о выпуске облигаций (жилищных муниципальных долговых обязательств) третьего муниципального жилищного займа. Пункт 9 постановления предусматривал ввод механизма предоставления субсидий на строительство жилья в жилом "адрес" расположенном в "адрес" поселке, строящемся с привлечением средств муниципального жилищного займа. Пунктом 10 постановления установлено, что освоенные средства на строительство жилого дома как безвозмездная субсидия для лиц, уволенных с воинской службы в запас или отставку и членов их семей в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья" (л.д. 62-64, 65-77, 78, 79).
На основании постановления администрации г. Саратова от 09.07.1997 г. N в добровольном порядке Климов В.А. был включен в состав инвесторов, желающих принять участие в муниципальном жилищном займе.
29.08.1997 г. между администрацией муниципального образования " "адрес"" (Администрация), муниципальным ипотечным банком "Радоград" (Банк) и Климовым В.А. (Инвестор) был заключен договор N на приобретение облигаций муниципального жилищного займа г. Саратова по графику. Согласно п. 1.1.1. Инвестор приобретает у Банка определенный настоящим договором пакет облигаций муниципального жилищного займа г. Саратова, выпущенный под строительство жилого "адрес" "адрес") по действующим на момент покупки ценам продажи в количестве и в сроки согласно приведенному ниже графику. Как следует из п. 2.1. Инвестор приобретает у Банка пакет облигаций в количестве 36 штук с целью последующего погашения их однокомнатной квартирой общей площадью по проекту 35,18 кв.м в соответствии с проспектом эмиссии облигаций муниципального жилищного займа "адрес". Приобретение полного пакета облигаций, указанного в п. 2.2. настоящего договора дает Инвестору гарантированное право на погашение облигаций вышеуказанной квартирой в строящемся на средства займа "адрес") (п. 2.1.1.) (л.д. 12).
29.08.1997 г. между муниципальным ипотечным банком "Радоград" (продавец) и Климовым В.А. (покупатель) был заключен договор N купли-продажи облигаций муниципального жилищного займа г. Саратова, согласно которому продавец продает, а покупатель покупает облигации в количестве 36 штук на сумму 21 643 560 рублей (л.д. 13).
Свои обязательства по договору Климов В.А. выполнил в полном объеме, что подтверждается квитанцией N от 29.08.1997 г. (л.д. 14).
Судом установлено, что Климов В.А. был поставлен в известность о том, что квартира предоставляется ему за счет его долевого участия в строительстве жилья, в ином случае он вправе отказаться от заключения данного договора и ждать очереди на получение бесплатного жилья или государственного жилищного сертификата в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
10.12.1997 г. между Климовым В.А. и администрацией г. Саратова был заключен договор N погашения облигаций муниципального жилищного займа г. Саратова, по условиям которого Климову В.А. в течение месяца с момента предъявления облигаций к погашению предоставляется право заселения "адрес" (л.д. 15).
Как видно из корешка ордера на жилое помещение от 19.01.1998 г. N серия N Климову В.А. была предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес", которую 30.07.1998 г. он продал К.В.В. (л.д. 16-17, 58-59).
Таким образом, судом установлено и фактически не оспаривается сторонами, что администрация выполнила свои обязательства по договору N от 29.08.1997 г.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Передача денежных средств истцом осуществлялась в соответствии с условиями заключенного им в 1997 г. договора, квартира была ему предоставлена. Сам договор никем, в том числе и истцом, не оспорен, исковых требований о признании его недействительным Климовым В.А. не заявлено.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств оплаты стоимости квартиры в полном объеме своими денежными средствами истцом, в силу ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Не содержит таковых доказательств и апелляционная жалоба.
Действующим законодательством предусмотрено, что исполнение федерального закона должно осуществляться только за счет федеральных средств.
Доказательств наличия решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, поступления финансирования в качестве субсидий военнослужащим в бюджет органа местного самоуправления из федерального бюджета, не представлено.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона судебная коллегия считает правильным решение суда первой инстанции об отказе Климову В.А. в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия признает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что срок исковой давности пропущен не был, поскольку о нарушении своего права истец узнал в августе 2012 года из ответа комитета по управлению имуществом г. Саратова.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Судом установлено, что истцом был добровольно избран способ решения жилищных проблем при заключении договоров в 1997 г., он был ознакомлен с условиями заключенных договоров, с Проспектом эмиссии третьего выпуска жилищных муниципальных долговых обязательств и решением о выпуске облигаций (жилищных муниципальных долговых обязательств) третьего муниципального жилищного займа, текст постановлений Правительства РФ от 1995 г., 1996 г., и утвержденных ими Положений являлись общедоступными, ими было предусмотрено снятие истца с учета в качестве нуждающегося при получении квартиры.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не подтверждены какими-либо доказательствами, не опровергают выводы суда и были предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений, закон, подлежащий применению. Выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам.
Само по себе несогласие автора жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не является основанием считать решение суда неправильным.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 19 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.