Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Захарова В.Н.,
судей Аршиновой Е.В., Поляниной О.А.,
при секретаре Низове И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Афанасьева ФИО9 о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов", возложении обязанности устранить допущенные нарушения, по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Саратов" на решение Волжского районного суда города Саратова от 10 января 2013 года, которым заявление Афанасьева А.К. удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Аршиновой Е.В., объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Занозиной Л.Н., действующей на основании доверенности от 07 марта 2013 года, поддержавшей доводы жалобы, Афанасьева А.К., полагавшего решение суда законным и обоснованным, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Афанасьев А.К. обратился в суд с заявлением, с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов" по восстановлению слива из ливневого желоба между домами N и N по "адрес" в городе Саратове в ливневый колодец на проезжей части Ново-Астраханского шоссе и очистке ливневого желоба от мусора, обязать администрацию муниципального образования "Город Саратов" в срок не позднее 15 апреля 2013 года очистить от мусора ливневый желоб между домами N и N по "адрес" с вывозом и утилизацией мусора.
В обоснование требований заявитель указал, что с 1999 года проживает в "адрес", дом расположен вдоль шоссе. Между домами N и N с "адрес" к шоссе был смонтирован водосток линейного водоотвода - ливневый желоб, состоящий из разрезанных труб большого диаметра, который заканчивался приемным устройством - колодцем, располагавшемся на краю проезжей части шоссе, вплотную к бордюру. Сверху колодец был закрыт вровень с асфальтовым покрытием металлической решеткой. Ливневый желоб подходил к колодцу, располагаясь ниже металлической решетки, поэтому вода по нему проходила через отверстие в стене колодца, находящееся под бордюром проезжей части шоссе. В 2011 году в ходе ремонта проезжей части "адрес" была проведена замена бордюров, в связи с чем указанное отверстие в стене колодца было забетонировано основанием нового бордюра. В результате чего сток вод из ливневого желоба в колодец стал невозможен. В связи с накоплением в ливневом желобе талых вод, растекания их вдоль проезжей части шоссе, прилегающая территория стала заболачиваться, там стал скапливаться мусор, от которого в квартиру заявителя проникает неприятный запах. Во время обильного таяния снега или сильных дождей вода разливается на прилегающей территории, проникая в подвал дома заявителя, затапливает проезжую часть дороги, в связи с чем, проезжающие по дороге автомобили, вынуждены объезжать скопившиеся лужи вдоль дома заявителя. Поскольку обеспечение водоотведения и дорожная деятельность в границах города являются обязанностью органов местного самоуправления, то устранение возникших в результате ремонта дороги недостатков лежит на администрации муниципального образования "Город Саратов". С апреля по сентябрь 2012 года заявитель несколько раз обращался в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлениями о восстановлении слива и очистке ливневого желоба от мусора. Однако, функционирование ливневого желоба восстановлено не было.
Рассмотрев заявление, Волжский районный суд города Саратова постановил решение, которым признал незаконным бездействие администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившиеся в непринятии надлежащих мер по восстановлению слива из водоотводящего лотка, проходящего вблизи торца жилого "адрес" ливневый колодец, расположенный на проезжей части в районе домов N и N по "адрес" в городе Саратове в период с 30 ноября 2012 года по 24 декабря 2012 года. На администрацию муниципального образования "Город Саратов" возложена обязанность в срок до 15 апреля 2013 года организовать проведение соответствующих мероприятий по восстановлению слива из водоотводящего лотка, проходящего вблизи торца жилого "адрес" ливневый колодец, расположенный на проезжей части в районе домов N и N по "адрес" в городе Саратове путем его прочистки. В удовлетворении остальной части требований Афанасьева А.К. отказано.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования "Город Саратов" подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение, об отказе в удовлетворении требований. Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным. Доводы жалобы мотивированы тем, что судом не были учтены доказательства, представленные администрацией муниципального образования "Город Саратов". Считает, что со стороны администрации муниципального образования "Город Саратов" отсутствует бездействие, поскольку по результатам рассмотрения заявлений Афанасьева А.К. было дано поручение ТСЖ "Энергия-1" выполнить прочистку водоотводящего лотка и привести территорию в надлежащее состояние. Кроме того, было установлено, что водоотводящий лоток является бесхозяйной вещью и располагается вблизи жилых домов N и N по "адрес". Выводы суда о расположении водоотводящего лотка на территории общего пользования не подтверждены материалами дела.
От Афанасьева А.К. на апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" поступили возражения, в которых он полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель администрации муниципального образования "Город Саратов" Занозина Л.Н. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Афанасьев А.К. в судебном заседании считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу неподлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле и их представители, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не уведомили, не просили об отложении разбирательства дела.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Часть 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся в том числе организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации отнесена статьей 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа.
Из положений статьи 17 указанного закона следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в том числе, полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.
По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
В силу статьи 34 Закона Саратовской области от 02 июня 2005 года N 46-ЗСО (в редакции от 13 ноября 2012 года) "Устав (Основной Закон) Саратовской области" (принят Саратовской областной Думой 24 мая 2005 года) деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления направлена на обеспечение достойных условий жизни и деятельности, экологически безопасной среды обитания, развития экономики, культуры, социальной сферы с учетом особенностей региона, традиций, быта, сфер занятости населения.
Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года N 67-649 (в редакции от 29 марта 2012 года) "Об Уставе муниципального образования "Город Саратов" установлено, что город Саратов является городским поселением, наделенным Законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Исполнительно-распорядительным органом в структуре органов местного самоуправления поселения является администрация муниципального образования "Город Саратов", которая наделена Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения (статьи 22, 33 Устава города Саратова).
В силу статьи 6 данного решения Саратовской городской Думы к вопросам местного значения города относятся организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается доказательствами, содержащимися в материалах дела, 18 апреля 2012 года Афанасьев А.К. обратился в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением, в котором просил обустроить слив ливневого желоба между домами N и N по "адрес" в ливневый колодец, нарушенный в связи с производством в 2011 году ремонтных работ дорожного полотна "адрес". Нарушение слива приводит к разливанию воды и скапливанию мусора, который не убирается.
С аналогичными заявлениями Афанасьев А.К. обращался в администрацию муниципального образования "Город Саратов" 21 мая 2012 года, 04 июля 2012 года, 22 августа 2012 года, 18 сентября 2012 года. Фактически во всех пяти обращениях заявитель Афанасьев А.К. просит орган местного самоуправления произвести работы по обустройству слива из ливневого желоба между домами N и N по "адрес" из открытого лотка в ливневый колодец, расположенный на проезжей части в районе указанных домов.
Из ответов администрации муниципального образования "Город Саратов" от 16 мая 2012 года, от 09 июня 2012 года, 04 сентября 2012 года на заявления Афанасьева А.К. следует, что данный открытый лоток, выполненный из стальной трубы и расположенный между домами N и N по "адрес" на балансе "адрес"" не числится. Указанный водоотводящий лоток был построен хозяйственным способом, как вынужденная мера для отвода ливневых и паводковых вод в ливневую канализацию. В связи с устройством ливневая канализация указанный лоток больше не несет своего функционального назначения, вследствие чего загрязняется отходами. Администрацией Заводского района муниципального образования "Город Саратов" рассматривается возможность демонтажа водоотводящего лотка и рекультивации земельного участка, на котором он расположен.
В сообщении от 03 августа 2012 года Афанасьеву А.К. разъяснено, что в результате выездного совещания, проведенного по обращению Афанасьева А.К. было принято решение поручить ТСЖ "адрес"" выполнить прочистку водоотводящего лотка и привести территорию в надлежащее состояние. Кроме того, указывается на то, что водоотводящий лоток является бесхозяйным.
Из ответа от 19 сентября 2012 года следует, что обращение Афанасьева А.К. о восстановлении водоотводящего лотка рассмотрено и специалистами администрации Заводского района принято решение о проведении до 30 ноября 2012 года работ по устройству водоотводящего валика.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что автомобильная дорога по "адрес" в городе Саратове включена в Сводный реестр объектов муниципальной казны и закреплена за комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования " "адрес"". Водоотводящий лоток проходит через территорию места общего пользования, не относящуюся к придомовой территории и к территории, обслуживаемой ТСЖ " "данные изъяты"". Водоотводящий лоток на балансе МУП "данные изъяты"" не находится, является бесхозяйным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что водоотводящий лоток, проходящий вблизи торца жилого N, предназначенный для слива сточных вод в ливневый колодец, расположенный на проезжей части в районе домов N и N по "адрес" не включен в реестр канализации общегородского значения города Саратова и в отношении данного объекта коммуникации не заключены контракты на его обслуживание. Указанный водоотводящий лоток проходит через территорию общего пользования и несет функциональное значение по обеспечению слива сточных вод в ливневый колодец, расположенный на проезжей части в районе домов N и N по "адрес" в городе Саратове. Данные обстоятельства подтверждены ответами комитета по управлению имуществом города Саратова, сведениями, представленными администрацией Заводского района муниципального образования "город Саратов" и МУП "данные изъяты"", а также Управлением по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов".
В связи с тем, что строительство ливневой канализации по улице "адрес" в городе Саратове на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции не завершено, то судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что рассматриваемый водоотводящий лоток еще служит для отвода сточных вод в ливневый колодец.
С учетом имеющихся в деле доказательств суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанный объект коммуникаций несет свое функциональное назначение для обеспечения нормального функционального назначения городской системы водоотведения. Поскольку он не закреплен за каким-либо хозяйствующим субъектом, его обслуживание не поручено иному юридическому лицу, но данный водоотводящий лоток обеспечивает функционирование городской системы водоотведения, то обязанность по содержанию его в надлежащем состоянии, как элемента системы водоотведения в границах городского округа лежит на органе местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что по обращениям Афанасьева А.К. какие - либо мероприятия по восстановлению слива из водоотводящего лотка органом местного самоуправления и его структурными подразделениями не произведены. Из акта осмотра от 26 октября 2012 года, утвержденного первым заместителем главы администрации муниципального образования "Город Саратов" ФИО7 от 26 декабря 2012 года следует, что лишь 24 декабря 2012 года был произведен демонтаж участка бордюрного камня длиною 1 п.м по адресу: "адрес", между домами N и N, препятствовавший ранее полному отводу ливневых вод из открытого лотка в ливневый колодец, расположенный на проезжей части по "адрес" между домами N и N.
Следовательно, препятствие для полного отвода ливневых вод, как об этом просил Афанасьев А.К., было устранено органом местного самоуправления лишь 24 декабря 2012 года.
При таких обстоятельствах, с учетом заявленных требований, судом обоснованно признано незаконным бездействие администрации муниципального образования " "адрес"", выразившееся в непринятии надлежащих мер по восстановлению слива из водоотводящего лотка, проходящего вблизи торца жилого "адрес" ливневый колодец, расположенный на проезжей части в районе домов N и N по "адрес" в городе Саратове в период с "дата" по "дата".
Кроме того, как следует из акта осмотра от 26 октября 2012 года, представленного администрацией Заводского района муниципального образования "Город Саратов" препятствие для отвода ливневых вод полностью не устранено - лоток заполнен грунтом, листьями и бытовым мусором. Указанныее обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле фотоматериалами. Учитывая отсутствие доказательств обратного, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя о возложении на администрацию муниципального образования "Город Саратов" обязанности по очистке водоотводящего лотка в целях восстановления беспрепятственного слива вод.
Срок проведения администрацией муниципального образования "Город Саратов" работ по устранению выявленных нарушений определен судом первой инстанции исходя из условий разумности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылалась администрация муниципального образования "Город Саратов" в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда мотивированы и в апелляционной жалобе не опровергнуты, обстоятельств, которые указывали бы на наличие оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда города Саратова от 28 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.