Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Чербаевой Л.В.,
судей: Баранова В.В., Ледовских И.В.,
при секретаре: Некрасовой И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Бондарского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бондарского сельского Совета Бондарского района о признании незаконным бездействия по постановке на учет газовой сети,
по апелляционной жалобе администрации Бондарского сельского Совета на решение Бондарского районного суда Тамбовской области от 07 декабря 2012 года.
Заслушав доклад судьи Чербаевой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Бондарского районного суда Тамбовской области от 07 декабря 2012 года в результате удовлетворения предъявленных прокурором Бондарского района в интересах неопределенного круга лиц исковых требований признано незаконным бездействие администрации Бондарского сельского Совета по постановке на учет бесхозяйной газовой сети в порядке ст. 225 ГК РФ, как бесхозяйной вещи.
Администрация Бондарского сельского Совета обязана обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества по постановке на учет:
газопровода низкого давления протяженностью 493 м по ул. Ленинградской, 27 в с. Бондари,
газопровода низкого давления протяженностью 265,5 м по ул. Набережной, 16 в с. Бондари,
газопровода низкого давления протяженностью 1666 м по у. Новой, 1 п. 1-ое отделение совхоза "Бондарский".
Администрация Бондарского сельского Совета обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение. Доводы жалобы следующие.
Исковое заявление прокурора основано на письме ОАО "Тамбовоблгаз" от 30 августа 2012 года, в котором указано на направление в адрес главы администрации Бондарского района списка газопроводов общей протяженностью 34,38 км, которые, по мнению "Тамбовоблгаза", являются бесхозяйными. В действительности данное письмо в адрес администрации не поступало.
В соответствии с п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003г. N 580 документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, являются выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект на учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.
07 декабря 2012 года в ходе перерыва в судебном заседании суда первой инстанции прокуратурой представлены в материалы дела (без представления копий остальным участникам процесса) уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о спорных газопроводах. Однако это не доказывает бесхозяйность этих объектов. По данным ОАО "Тамбовоблгаз" газопроводы были построены в 1993-1995г.г., когда регистрацию собственников объектов недвижимости производили органы БТИ, сведения откуда не представлены. Также отсутствует соответствующая информация о наличии газопроводов в реестре государственного имущества Тамбовской области, в реестре федерального имущества, сведения от заказчиков строительства газопроводов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований. Бесхозность газопроводов прокуратурой не доказана.
В администрацию Бондарского района не поступало заявлений собственников об отказе от права собственности в соответствии с п. 8 вышеупоминаемого Положения.
Не основывается на каких-либо доказательствах утверждение прокурора о том, что неудовлетворительное состояние газовых сетей является следствие бесхозяйственности. В материалах дела нет документов о неудовлетворительном состоянии газовых сетей. Напротив, ОАО "Тамбовоблгаз" в своем письме указывает на то, что силами "Рассказовомежрайгаз" проводится комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание опасных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления прокурора о признании линии газопроводной сети бесхозяйным имуществом.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции прокурор и представитель администрации Бондарского сельского Совета, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Представитель третьего лица - ОАО "Тамбовоблгаз" Белов И.А. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указывая на необходимость заключения договоров на техническое обслуживание рассматриваемых сетей газопровода, являющихся объектами повышенной опасности. Собственников газовых сетей установить не представляется возможным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не усматривает.
Организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по охране жизни и здоровья людей, а также и организация газоснабжения населения в числе других относятся к вопросам местного значения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отнесение газовых сетей к объектам повышенной опасности, требующим во избежание чрезвычайных ситуаций систематического технического обслуживания, сомнений не вызывает. На этом основаны исковые требования прокурора, указывающего на предусмотренные ст. 41 Конституции РФ и ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" права граждан на охрану и защиту их жизни и здоровья.
Применительно к указанным обстоятельствам осуществление администрацией Бондарского сельского Совета мероприятий по постановке рассматриваемых газовых сетей на учет, как бесхозяйных недвижимых вещей (что в свою очередь влечет за собой принятие мер и по их обслуживанию) является ее обязанностью, а не правом.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Аналогична указанной и норма, предусмотренная п. 5 утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003г. N 580 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Согласно Положению орган местного самоуправления к заявлению о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи должен приложить документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества.
Таким образом, обязанность по собиранию соответствующих доказательств лежит именно на органе местного самоуправления.
Тем не менее, суд первой инстанции при рассмотрении дела получил данные об отсутствии сведений о правах на рассматриваемые объекты в Едином Государственном реестре прав, а суд апелляционной инстанции (в связи соответствующими доводами апелляционной жалобы) - при подготовке дела к рассмотрению - данные об отсутствии регистрации права собственности на рассматриваемые объекты в Комитете по управлению имуществом Тамбовской области и в Государственном унитарном предприятии технической инвентаризации Тамбовской области.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бондарского районного суда Тамбовской области от 07 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бондарского сельского Совета - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.