Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.
судей Малининой О.Н., Архиповой М.В.
при секретаре Теткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Прошкина А.Д. на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 24 января 2013 года по иску Прошкина А.Д. к Военному комиссариату Тамбовской области о перерасчете пенсии и взыскании задолженности с учетом инфляции,
заслушав доклад судьи Малининой О.Н., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Прошкин А.Д. обратился с иском к Министерству обороны РФ и Военному комиссариату Тамбовской области, в котором просит признать и восстановить с 01 января 2012 года его право на получение пенсии в размере 85% от 100 % суммы денежного довольствия для исчисления пенсии с учетом входящей в денежное довольствие надбавки за выслугу лет в размере 70% оклада денежного содержания и обязать ответчиков с 01.01.2012 г. производить выплату пенсии с учетом 100% размера денежного довольствия для исчисления пенсии указанного в ч.1 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 и размера надбавки за выслугу лет в размере 70% от оклада денежного содержания, взыскать с Министерства обороны РФ через военный комиссариат Тамбовской области недоплаченную пенсию в сумме *** руб. с учетом инфляции в сумме *** за период с 01.01.2012 г. по день обращения в суд.
В обоснование своего иска Прошкин А.Д. указал, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 20.10.1996 года имеет воинское звание-капитан 1 ранга, выслугу более 32 лет.
До 01.01.2012г. его пенсия была рассчитана с учетом процентной надбавки за выслугу более 25 лет в размере 70 %. В связи с увеличением денежного довольствия военнослужащим с 01.01.2012г. считает, что с 01.01.2012 г. его пенсия должна быть пересмотрена в сторону увеличения и составлять *** коп., то есть, без учета механизма снижения процентной надбавки за выслугу лет и без учета применения понижения денежного довольствия на 54 %. Таким образом, при правильном исполнении обязанности орган пенсионного обеспечения при перерасчете пенсии в связи с повышением окладов денежного содержания по воинской должности и оклада по воинскому званию, должен был выплачивать пенсию в размере 85% (32 года выслуги), исчисленной исходя из увеличенного в 2012 году денежного довольствия военнослужащих с применением процентной надбавки за выслугу лет в размере 70%, а не 40 %, с учетом понижающего коэффициента 0,54%.
С данным расчетом он не согласен. При изменении процентной надбавки ответчик необоснованно применил п.13 ст.2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N306 "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат", тем самым придав обратную силу норме закона, ухудшающей положение гражданина. Тогда как ранее процентная надбавка за выслугу была установлена ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1. Ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993г. регулирует вопросы исчисления, назначаемых пенсий, и не содержит, включая ч. 2, введенную п. "б" ч. 1 ст. 2 Федерального Закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ и сам закон N 309- ФЗ, положений о переназначении уже назначенных ранее пенсий и соответственно о применении новой редакции ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. к пенсиям, назначенным до 01.01.2012 г. При этом, ч.10 ст. 12 Федерального закона N 309 -ФЗ строго установлено, что Закон Российской Федерации N 4468-1 от 12.02.1993 г. о пенсионном обеспечении в новой редакции, установленной законом N 309-ФЗ, применяется только при исчислении вновь назначаемых пенсий граждан и увольняемых только после 1 января 2012 г., а ранее назначенные пенсии в соответствии с ч. 8 ст. 12 ФЗ N 309 подлежали пересмотру с 1 января 2012 года с учетом, как четко определено ч. 9 ст. 12 ФЗ N 309-ФЗ окладов воинской должности, окладов по воинскому званию в размерах, установленных статьей 1 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". Более того, если бы даже Федеральный Закон от 08.11.2011г. N 309-ФЗ содержал положения о переназначении уже назначенных до 01.01.2012 г. пенсий с применением соответственно новой редакции ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г., то это являлось бы так же противозаконным и не могло бы быть основанием для уменьшения объема ранее назначенных пенсий, так как в соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права граждан, а органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы при этом, в соответствии с ч.1 ст. 15 Конституции РФ Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от исковых требований к Министерству обороны РФ. В остальном исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 24 января 2013 года Прошкину А.Д. отказано в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Прошкиным А.Д. подана апелляционная жалоба, в которой он ставит вопрос об отмене обжалуемого решения суда.
В жалобе указал, что вынесенное решение нарушает его конституционное право на судебную защиту его права, и подлежит отмене по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ.
Назначенная ему пенсия в марте 1997 года, является компенсационной выплатой, взамен заработка (дохода - денежного довольствия), утраченного в связи с прекращением военной службы.
Конституция РФ содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57, о чем неоднократно указывал Контитуционный суд РФ в своих определениях.
Суд вообще не назвал и не оценил ни одного доказательства, представленного истцом, и по каким основаниям отказано в конкретных требованиях.
В нарушение п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 31.10.1995г. необоснованно отказал в ходатайстве об обращении в КС РФ о соответствии Конституции РФ подлежащих применению в данном конкретном деле законов N 306-ФЗ и N 309-ФЗ, так как на момент рассмотрения существовала и существует по настоящее время неопределенность в вопросе их правоприменения, о чем он указывал в доказательной базе своих требований и настаивал в ходе судебного разбирательства.
Изложенные в решении выводы суда не основаны на законах, подлежащих применению и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а также являются следствием нарушения судом первой инстанции норм материального права, а именно п.1 ст.5 и ст.6 закона N 306- ФЗ от 07.11.2011 года.
Судом не применена, подлежащая применению в отношении него норма закона N 49-ФЗ от 07.05.2002, которой введена ежемесячная надбавка за выслугу лет в ст. 13 закона N 76-ФЗ от 21.05.1998 г. "О статусе военнослужащих", где сохраняется надбавка за 25 лет выслуги- 70%.
Выводы суда не соответствуют международным договорам и Конституции Российской Федерации. Так суд считает, что пенсионный орган Минобороны России правильно применил новый закон, который на самом деле противоречит части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и который снизил процентную надбавку за выслугу лет с 70% до 40%, а также снизил уровень его пенсии почти в два раза, посредством применения понижающего коэффициента, который составляет 0,54. Данное обстоятельство не было учтено судом.
Суд не правильно оценил, и не принял ни каких мер реагирования в части правоприменения законов, которые явно противоречат положениям ст. ст. 15,55, 18, 19 Конституции Российской Федерации.
Заслушав истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика, просившего решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Прошкина А.Д. по следующим основаниям.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 08.11.2011) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) пенсия за выслугу лет лицам, имеющим выслугу 20 лет и более устанавливается в следующем размере: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Федеральным законом от 8 ноября N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в статью 43 вышеуказанного закона были внесены изменения, из новой редакции которой следует, что пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.
Согласно ч.8 ст. 12 ФЗ от 8.11.2011 года N309 ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, их семей" подлежат пересмотру с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящего Федерального закона.
При пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" или статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года N247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Как установлено судом, Прошкин А.Д. является получателем пенсии Министерства обороны Российской Федерации с 20.10.1996 года, которая составляла 85% денежного довольствия военнослужащего
Пенсия истцу назначена исходя из 33 лет выслуги.
Из материалов дела следует, что пенсия истца с 01.01.2012 года составляет *** руб., исчисленной из денежного довольствия в размере *** руб. (оклад по воинской должности - *** руб., по воинскому званию - *** руб., процентной надбавки за выслугу лет с 1.01. 2012 года 40% - *** руб.), с учетом ограничения, равного 54%.
При этом в связи с внесением изменений в действующее законодательство, при пересмотре Прошкину А.Д. пенсии применена процентная надбавка к окладу денежного содержания за выслугу лет в размере 40% в соответствии с п.13 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N306 ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в силу с 1.01.2012 года.
Положения же ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N76-ФЗ (в редакции ФЗ от 7 мая 2002 года N49ФЗ) с 1 января 2012 года, согласно которым ранее истцу была установлена ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет в размере 70%, с 1 января 2012 года не применяются в связи с изложением данной нормы закона с указанного времени статьей 7 ФЗ от 8.11.2011 года N309 -ФЗ в новой редакции, согласно которой военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов".
Расчет пенсии произведен в соответствии с требованиями, содержащимися в ч.8 и ч.9 ст. 12 ФЗ РФ от 8 ноября 2011 года N309-ФЗ, а также ст. 2 ФЗ от 7 ноября 2011 года N306-ФЗ.
Таким образом, в связи с изменением правового регулирования вопросов о социальных гарантиях военнослужащих и пенсионеров из их числа ухудшения имущественного положения истца не произошло, напротив, пенсия истца была увеличена более чем в два раза, и ее размер превышает размер трудовых пенсий.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда о том, что пенсия Прошикну А.Д. выплачивается ответчиком в соответствии с действующим законодательством, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N8 от 31 октября 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.
В рассматриваемом случае у суда первой инстанции не возникло неопределенности в вопросах соответствия Конституции Российской Федерации вышеназванных ном права, подлежащих применению по данному делу.
Доводы истца о том, что установленное частью 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) ограничение размера пенсии нарушает его конституционные права, являются несостоятельными и основаны на ошибочном толковании приведенных правовых норм.
Как предусмотрено частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Таким образом, суд при разрешении дела не вправе не применить закон, прямо регулирующий установленные между сторонами правоотношения.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал правильную оценку.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 24 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Прошкина А.Д. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.