Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Ахвердиевой И.Ю.,
судей
Фоминой Е.А., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Степановой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по апелляционной жалобе Яковлевой Е. Л. на решение Советского районного суда г.Томска от 09 января 2013 года
по иску Яковлевой Е. Л. к открытому акционерному обществу "Манотомь" о признании права собственности на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Фоминой Е.А, представителя Яковлевой Е.Л. Денде Л.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ОАО "Манотомь" Кухарука Н.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Яковлева Е.Л. обратилась в суд с иском к ОАО "Манотомь" о признании права собственности на жилое помещение - комнату /__/, общей площадью /__/ кв.м, по /__/.
В обоснование требований указала, что с 1994 года Яковлева Е.Л. состояла в трудовых отношениях с ОАО "Манотомь". В 1995 году ей как работнику данной организации была предоставлена комната /__/ по /__/. 16.06.1993 государственное предприятие "Томский манометровый завод" преобразовано в ОАО "Манотомь". При обращении в администрацию г.Томска ей было отказано в заключении договора приватизации на указанное помещение по причине его отсутствия в реестре муниципальной собственности. Полагает, что истец проживает в спорной жилом помещении на условиях социального найма, в связи с чем имеет право на его приватизацию.
В судебное заседание истец не явилась.
Представитель истца Денде Л.В. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика Кухарук Н.И. иск не признал, пояснил, что ОАО "Манотомь" не заключало с истцом договор социального найма.
Обжалуемым решением суд на основании ст.1, 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", п.1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", ст.2, 4, 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.9 Закона Российской Федерации "Об основах жилищной политики", п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.37 Закона Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности", ч.1 ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.7, 109 Жилищного кодекса РСФСР, п.4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N713, в удовлетворении иска Яковлевой Е.Л. отказал.
В апелляционной жалобе Яковлева Е.Л. просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска.
Полагает, что жилой дом, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости, а сделка приватизации государственного предприятия "Томский манометровый завод" в части внесения в уставной капитал ОАО "Манотомь" указанного жилого дома является ничтожной в силу ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указывает, что государственная регистрация права собственности на жилой дом по /__/ является незаконной, поскольку у ответчика отсутствовали законные основания возникновения права собственности. Считает, что отсутствие права муниципальной собственности на жилой дом не может ограничивать права проживающих в нем граждан на приватизацию жилых помещений. Указывает, что не оспаривала сделку приватизации государственного предприятия "Томский манометровый завод", поскольку предметом судебного разбирательства является законность включения спорного жилого помещения в состав приватизируемого имущества предприятия.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ОАО "Манотомь" просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание при рассмотрении дела в апелляционной инстанции истец Яковлева Е.Л., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, не явилась, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным в силу ст. 327 ГПК РФ рассмотреть дело в ее отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с правилами ст. 327.1 ГПК РФ,
судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 ст. 35 Конституции РФ определено, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
На основании ст. 1, 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 года N 3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Таким образом, при приватизации имущественного комплекса Государственного Предприятия "Томский Манометровый завод" (1993 год) жилищный фонд, в том числе дом, в котором проживают истцы, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости.
В силу ст. 7 ФЗ РФ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" (в ред. Федерального закона от 02.10.2012 N 159-ФЗ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из положений приведенных норм следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в ведение организаций, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 16.10.2012) предусмотрено право граждан, имеющих право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
По смыслу приведенной нормы право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Когда по каким-либо причинам жилые помещения, подлежащие передаче в муниципальную собственность, не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечивать и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 17, 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.
В соответствии со ст. 109 ЖК РСФСР, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома.
Пунктом 10 Примерного положения об общежитиях, утвержденного в соответствии с ч.2 ст. 109 ЖК РСФСР постановлением Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 N 328, установлен порядок предоставления жилой площади в общежитии рабочим, служащим, студентам, учащимся, а также другим гражданам по совместному решению администрации, профсоюзного комитета и комитета комсомола объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения, в ведении которого находится общежитие. На основании принятого решения администрацией выдается ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме. При вселении в общежитие ордер сдается администрации общежития. Самовольное переселение из одного помещения в другое запрещается. Ордер является единственным основанием для вселения на предоставленную жилую площадь в общежитии, который должен быть сдан администрации общежития объединения, предприятия, учреждения, организации или учебного заведения.
В силу ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
В соответствии с разделом III Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" на крупных предприятиях, в организациях учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может быть организован по цехам и подразделениям. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу после приватизации государственного предприятия Томский манометровый завод и на момент предоставления комната принадлежала АООТ "Манотомь" на праве собственности, отношения по пользованию истцом комнатой на условиях социального найма отсутствуют, при этом доказательств предоставления ответчиком комнаты в общежитии ранее 1993 года и нуждаемости в улучшении жилых помещений истица не представила.
Между тем с такими выводами судебная коллегия согласиться не может.
Как видно из дела, Яковлева Е.Л. с 26.08.1994 по 17.02.1997 работала в АООТ "Манотомь", с 09.08.2002 по 29.11.2002 в ОАО "Манотомь".
Согласно пояснением истца и ее представителя на основании ордера, выданного работодателем, 14.09.1994 Яковлевой Е.Л. как работнику АООТ "Манотомь" было предоставлено койко-место в общежитии, расположенном по адресу: /__/, а впоследствии 12.10.1995 истице предоставлена комната /__/ в этом же доме, представляющая собой изолированное жилое помещение площадью /__/ кв.м, что также подтверждается паспортом Яковлевой Е.Л. (л.д. 36-48), копией паспорта Яковлевой Е.Л. (л.д. 25), справкой с места жительства (л.д. 9-10).
29.09.1998 с Яковлевой Е.Л. заключен договор найма спорной комнаты в общежитии ОАО "Манотомь", согласно которому Яковлева Е.Л. обязалась вносить ежемесячно, не позднее 10 числа следующего за прожитым месяца квартирную плату, а также плату за коммунальные услуги по утвержденным в установленном порядке тарифам (п.з договора).
АООТ "Манотомь" создано путем преобразования государственного предприятия "Томский манометровый завод" и является его правопреемником на основании постановления Главы администрации г. Томска N 2906р от 16.06.1993, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предприятия от 16.06.1993 (л.д. 65).
Из устава ОАО "Манотомь" следует, что общество является правопреемником государственного предприятия Томский манометровый завод (л.д.51-53).
Согласно регистрационному свидетельству о собственности N 46-857 от 24.04.1996 за ОАО "Манотомь" зарегистрировано право собственности на объект по адресу: /__/ на основании Плана приватизации, утвержденного Томским ОКИ.
Указанные обстоятельства при рассмотрении гражданского дела стороной ответчика не оспаривались.
Как следует из материалов дела, Яковлева Е.Л., /__/ года рождения, до принятия на работу в АООТ "Манотомь" 26.08.1994 работала в Чаинском районе Томской области, что подтверждается паспортом истца (л.д.38-48), копией трудовой книжки (л.д.23-24).
Справками Томского филиала ФГУП Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ от 27.08.2012 N 11992801 подтверждается, что Яковлева Е.Л. ранее не использовала право на приватизацию жилья в /__/ (л.д. 12). По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 27.08.2012 за Яковлевой Е.Л. права на объекты недвижимости не зарегистрированы (л.д.11).
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что Яковлева Е.Л. обеспечена иным жилым помещением на правах нанимателя или члена его семьи по договору социального найма, либо на правах собственника жилого помещения или члена его семьи и не имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Доказательств обратного, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, стороной ответчика не представлено.
Довод ответчика об отсутствии доказательств тому, что Яковлева Е.Л. была поставлена в установленном порядке на учет в качестве нуждающейся, не может быть принят во внимание, поскольку сам по себе факт такого учета означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных жилищным законодательством оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
При таких данных судебная коллегия полагает установленным обстоятельство вселения истца в общежитие в связи с ее трудовыми отношениями в установленном порядке ЖК РСФСР, действующим в период вселения Яковлевой Е.Л.
Здание общежития по адресу: /__/ в силу положений действующего на момент приватизации государственного предприятия "Томский манометровый завод" не могло быть включено в состав имущества, подлежащего приватизации, подлежало передаче в муниципальную собственность.
В рассматриваемом случае установлено, что дом по /__/ в нарушение закона не был передан в муниципальную собственность.
Принимая во внимание изложенное, истец на основании ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" вправе приобрести жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Истец, обращаясь с настоящим иском, тем самым выразила намерение приобрести комнату в собственность путем безвозмездной передачи (приватизации) жилого помещения.
Учитывая, что спорное жилое помещение не передано в муниципальную собственность, а ОАО "Манотомь" не относится к числу лиц, имеющих в соответствии со ст. 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право на передачу жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, судебная коллегия полагает необходимым признать за Яковлевой. Е. Л. право собственности на спорное жилое помещение.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, с принятием нового.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 329, ч. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г. Томска от 09 января 2013 года отменить.
Принять новое решение, которым исковые требования Яковлевой Е. Л. к Открытому акционерному обществу "Манотомь" о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.
Признать за Яковлевой Е. Л. право собственности на занимаемое жилое помещение - комнату /__/, общей площадью /__/ м 2, расположенную в доме /__/.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности за Яковлевой Е. Л. на указанное жилое помещение.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.