Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Григорьевой Ф.М.,
судей
Жегуновой Е.Е., Михеенко К.М.,
при секретаре
Т.
с участием прокурора Сипиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Правительства Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 октября 2012 года, которым постановлено:
"Иск исполняющего обязанности прокурора Упоровского района Тюменской области Ш ... в защиту прав, свобод и законных интересов Г. удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области обеспечить предоставление Г. благоустроенное жилое помещение на территории " ... " по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. м., из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать администрацию Упоровского муниципального района Тюменской области принять решение о предоставлении Г. благоустроенное жилое помещение из государственного жилищного фонда Тюменской области на территории " ... ", по договору социального найма, площадью не менее 18 кв. м., а также заключить с Г ... договор социального найма на такое жилое помещение".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., мнение прокурора Сипиной С.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
исполняющий обязанности прокурора Упоровского района Ш. обратился в защиту прав, свобод и законных интересов Г. в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации Упоровского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м.
В обоснование иска указал, что Г.., " ... " года рождения, является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать И. умерла " ... ", отец Г ... умер " ... ". Закрепленного за Г. жилья нет, постановлением Главы администрации Упоровского муниципального района от 29 февраля 2008 года N 163 он признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, принят на учет, состоит в очереди на получение жилья на условиях социального найма, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, проживает совместно с семьей сестры по адресу " ... ". В июне 2008 года Г ... закончил обучение в ГОУВПО "Тюменский нефтегазовый университет", получил профессию " ... " имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью не менее установленных социальных норм.
В судебном заседании помощник прокурора Упоровского района К. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. При этом, от представителя Правительства Тюменской области поступили письменные возражения относительно иска и ходатайство о его замене на надлежащего ответчика - главное управление строительства Тюменской области, в удовлетворении которого судом было отказано.
Представитель третьего лица - главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований прокурора Упоровского района отказать. Указал, что к исковому заявлению не были приложены документы, подтверждающие статус Г ... как ребенка-сироты. Также, выразил сомнение в том, что Г. не утратил статус лица, нуждающегося в жилом помещении.
Суд, рассмотрев дело, постановил указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Правительство Тюменской области в лице представителя по доверенности С.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, полагая, что при вынесении решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а именно не был применен закон, подлежащий применению. Считает, что, обязывая Правительство Тюменской области обеспечить истцу предоставление жилого помещения, суд не учёл, что в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка детей-сирот осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Выражая несогласие с возложением обязанности по обеспечению истца жильем на высший исполнительный орган государственной власти Тюменской области, указывает, что суд не принял во внимание, что Правительство Тюменской области Законом Тюменской области N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" и Положением о главном управлении строительства Тюменской области обязанности по реализации жилищной политики, в том числе отдельным категориям граждан, возложило на главное управление строительства Тюменской области, которое является получателем бюджетных средств на приобретение жилья эконом-класса для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Считает, что суд неверно истолковал статью 8 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку данной нормой установлено, что обеспечение детей-сирот жилой площадью осуществляется органами исполнительной власти и относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, но реализация данного расходного обязательства законом не отнесена к исключительной компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим полагает, что обязательство по обеспечению предоставления Г ... жилого помещения должно быть возложено на главное управление строительства Тюменской области. Обязав Правительство Тюменской области обеспечить предоставление истцу жилого помещения, суд не принял во внимание, что этот орган государственной власти не уполномочен на предоставление жилья детям-сиротам. Также, полагает, что принятое решение суда о предоставлении истцу вне очереди жилого помещения нарушает права других лиц, ранее вставших на учёт.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Г.., " ... " года рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку его родители умерли. Распоряжением Главы администрации Пятковского сельсовета Упоровского района Тюменской области над ним была установлена опека, опекуном назначена a12 (л.д. 18, 19).
Г. не имеет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, занимаемого по договору социального найма и закрепленного за ним жилого помещения, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях( л.д. 15 - 17, 20, 22, 24).
В июне 2008 года Г ... закончил обучение в ГОУВПО "Тюменский нефтегазовый университет" по специальности "авторемонтник" (л.д. 11, 12).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставлялись детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 июня 2011 года, в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение.
Следовательно, у Г.., как нуждающегося в жилом помещении, в настоящее время в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 7 Закона Тюменской области N 137 от 07 октября 1999 года "О порядке учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области" нуждающиеся в улучшении жилищных условий дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа при прекращении опеки (попечительства) имеют право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области. Согласно ст. 1 указанного закона норма предоставления устанавливается в размере не менее 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Статьей 27 Закона Тюменской области от 09 ноября 2011 года N 71 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый 2013 и 2014 годов" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в приложении 19 к настоящему Закону, наделены государственным полномочием по принятию решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области гражданам, имеющим право на предоставление им жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области, и заключению договора социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с указанными гражданами, за исключением случаев передачи права заключения договора социального найма иным лицам по соглашению.
В соответствии со ст. 43 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) для осуществления полномочий бюджетам соответствующих муниципальных образований из областного бюджета предоставляются субвенции в объеме, устанавливаемом законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В Перечне, изложенном в Приложении 19 к Закону Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" (в редакции, действовавшей на момент разрешения спора судом первой инстанции) указан Упоровский муниципальный район.
Учитывая положения указанных выше правовых норм, судебная коллегия находит верными выводы суда первой инстанции о возложении на Администрацию Упоровского муниципального района обязанности предоставить Г ... вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с заключением договора социального найма, а на Правительство Тюменской области - обеспечить такое предоставление.
При этом, жилое помещение должно быть предоставлено истцу из государственного жилищного фонда Тюменской области.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Так, довод апелляционной жалобы о неправомерности возложения на Правительство Тюменской области обязанности по обеспечению предоставления истцу Г. жилого помещения не обоснован, так как частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, действующим законодательством закреплено, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде предоставления жилых помещений, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Как следует из содержания части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 05 июля 2000 года N 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области", органы исполнительной власти Тюменской области обеспечивают исполнение федеральных и областных законов, регулирующих жилищные отношения, и принимают на их основе соответствующие нормативные правовые и правовые акты.
Частью 3 названной статьи предусмотрено, что полномочия, предусмотренные частью 2, осуществляются Правительством Тюменской области, органами исполнительной власти Тюменской области в пределах их компетенции.
В силу частей 1, 7 статьи 41 Устава Тюменской области, Правительство Тюменской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Тюменской области. При этом, в компетенцию Правительства области входит управление и распоряжение собственностью Тюменской области в соответствии с областными законами, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление Тюменской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. "и" ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона Тюменской области от 12 октября 2001 года N 426 "О бюджетном процессе Тюменской области", исполнение областного бюджета обеспечивается Правительством области, при этом последнее осуществляет правовое регулирование бюджетного процесса, устанавливает и исполняет расходные обязательства областного бюджета.
Регламентом Правительства Тюменской области (постановление Правительства Тюменской области от 20 сентября 2007 года N 220-п), предусмотрено, что Правительство Тюменской области организует исполнение законодательства Российской Федерации, осуществляет систематический контроль над выполнением органами исполнительной власти области, формируемыми Правительством, их полномочий (п.1.5).
То обстоятельство, что Положением о главном управлении строительства Тюменской области (утв. Постановлением Правительством Тюменской области от 01 июня 2009 года N 146-п), Управление наделено полномочиями по обеспечению условий для осуществления гражданами прав на жилище и по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, не свидетельствует об освобождении ответчика от полномочий, возложенных на него вышеуказанными нормами закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Тюменского областного суда находит вывод суда о возложении обязанности по обеспечению предоставления жилого помещения на Правительство Тюменской области правильным, основанным на нормах действующего законодательства.
Довод апелляционной жалобы о нарушении принятым судом решением прав иных лиц, вставших на учет нуждающихся ранее истца, во внимание судебной коллегией не принимается, поскольку истец Г ... в силу закона имеет право на обеспечение жильем без учета какой-либо очередности и вне зависимости от наличия или отсутствия такого же права у иных граждан, имеющих одинаковый с ней статус.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а по существу повторяют правовую позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 23 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.