Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.
судей Димитриевой Л.В. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре судебного заседания Пастуховой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики в интересах Тарасовой Г.Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, поступившее по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Тарасовой Г.Г. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение согласно заявлению от (..) апреля 2012 года.
Исковые требования мотивированы тем, что Тарасова Г.Г., будучи инвалидом "данные изъяты", имеет право на получение государственной социальной помощи, в частности, на предоставление санаторно-курортного лечения. (..) апреля 2012 года Тарасова Г.Г. обратилась в отдел социальной защиты с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. (..) октября 2012 года Тарасовой Г.Г. была выдана справка формы N 070/у-04 за N для получения путевки. При этом до настоящего времени путевкой на санаторно-курортное лечение она не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 7 февраля 2013 года исковые требования Тарасовой Г.Г. удовлетворены: на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики возложена обязанность обеспечить Тарасову Г.Г. путевкой на санаторно-курортное лечение согласно ее заявлению от (..) апреля 2012 года.
Не согласившись с решением суда, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести новое об отказе в удовлетворении иска. В жалобе указано на неправильное применение судом норм материального права. При рассмотрении дела суд не учел, что обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, в связи с чем обязательства ответчика по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан ограничены объемом средств, выделенных из федерального бюджета на оплату путевок. Кроме того, путевки выдаются гражданам в порядке очередности, и внеочередное предоставление путевки Тарасовой Г.Г. нарушает права других граждан. Также отмечено, что действующее законодательство не предусматривает обязанность ответчика и право истицы на ежегодное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, КУ "Центр предоставления мер социальной поддержки", Тарасова Г.Г., будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. На основании статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Прокурор Иванова И.Г. просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Тарасова Г.Г. является инвалидом "данные изъяты" бессрочно, что подтверждается справкой ВТЭ-51 N от (..) 1990 года.
(..) апреля 2012 года Тарасова Г.Г. обратилась в отдел социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ей санаторно-курортной путевки, приложив к заявлению медицинскую справку БУ " БОЛЬНИЦА" по форме N 070/у-04 от (..) марта 2012 года за N, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения. (..) октября 2012 года Тарасовой Г.Г. повторно выдана справка БУ " БОЛЬНИЦА" по форме N 070/у-04 за N для получения путевки. При этом путевка на санаторно-курортное лечение Тарасовой Г.Г. не предоставлена.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Закона) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды на основании п. 8 ст. 6.1 указанного Закона.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
На основании ч. 2 ст. 6.3 Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (в ред. от 01 марта 2012 года), организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 3.6, 3.7 указанного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N 256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N 48 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" утвержден Порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, а также Порядок предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих на территории Чувашской Республики, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги.
Согласно указанному документу организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Принимая во внимание, что Тарасова Г.Г. своевременно обратилась с соответствующим заявлением о предоставлении путевки, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, ей не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Ссылки на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в данном случае не могут быть приняты во внимание, поскольку с установлением федеральным законом социальных гарантий по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение государство приняло на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Установив, что на момент рассмотрения дела путевка на санаторно-курортное лечение Тарасовой Г.Г. предоставлена не была, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение Тарасовой Г.Г. ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения не предусмотрена.
Из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.
Судебная коллегия не принимает во внимание довод жалобы о недостаточном объеме субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
В соответствии с п. 2 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в том числе, в отношении инвалидов, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, поступающих в республиканский бюджет Чувашской Республики на осуществление полномочий по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При таких обстоятельствах указания ответчика в жалобе на то, что само предоставление путевки на санаторно-курортное лечение осуществляется в соответствии с указанным законом в пределах денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом, не является основанием для отмены решения суда, поскольку обязанность своевременно подавать бюджетные заявки на финансовое обеспечение расходов по предоставлению путевок лежит непосредственно на ответчике. Недостаточность федерального финансирования расходов на те или иные социальные цели не может вести к лишению гражданина предоставленного ему гарантированного права на социальную помощь государства.
Каких-либо доказательств невозможности предоставления Тарасовой Г.Г. путевки по объективным причинам ответчиком суду не представлено.
По указанным основаниям отклоняется как несостоятельный и довод ответчика об отсутствии законных гарантий ежегодного обеспечения граждан санаторно-курортным лечением.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания решения суда незаконным и необоснованным и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 7 февраля 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.