Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Алексиной М.В.,
судей - Солоповой И.В., Черткова С.Н.,
при секретаре - Каршенинниковой Е.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска Попова на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, которым
удовлетворены в части исковые требования Иванов к Администрации города Горно-Алтайска,
признан незаконным отказ Администрации города Горно-Алтайска в постановке Иванов на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
на Администрацию муниципального образования город Горно-Алтайск возложена обязанность принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Иванов, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по категории лиц имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.11.2012 года,
отказано в удовлетворении исковых требований Иванов к администрации города Горно-Алтайска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Солоповой И.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов обратился в суд с иском к исполнительно распорядительному органу местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обязании предоставить жилое помещение вне очереди. Требования мотивированы тем, что он в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку они были лишены родительских прав. Жилой площадью не обеспечен и не имеет его на сегодняшний день. В период с 2008 года он приехал жить, учиться в г. Горно-Алтайск, окончил ГОУ ВПО " "данные изъяты"". Начиная с 2008 года, он пытался получить жилую площадь, однако, от него требовали документы. Все эти документы были им собраны и представлены в Администрацию МО "г. Горно-Алтайск", однако, в связи с тем, что ему исполнилось 25 лет, ему отказали.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласилась представитель исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска Попова., в жалобе указывает, что судом необоснованно признан незаконным отказ Администрации г. Горно-Алтайска в постановке Иванов на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и возложена обязанность на Администрацию МО "г. Горно-Алтайск" принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Иванов по категории лиц имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.11.2012 года. Федеральный закон от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" распространяется только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет. Однако Иванов обратился в Администрацию г. Горно-Алтайска тогда, когда его возраст превышал 23 года, следовательно, ему был дан отказ. Статьей 3 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" признан утратившим силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, касающийся внеочередного предоставления по договору социального найма жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Согласно п. 2 ст. 4 названного закона его действие распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего закона, в случае если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01.01.2013 года. Между тем, между Администрацией г. Горно-Алтайска и Иванов никаких правоотношений нет и не было. Кроме того, Администрация г. Горно-Алтайска в установленном законом порядке не наделена полномочиями по ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Иванов просит решение суда оставить без изменения.
Выслушав представителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации г. Горно-Алтайска Попова., поддержавшую доводы жалобы, Иванов, его представителя К.В.П., возражавших относительно возможности ее удовлетворения, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, апелляционная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Иванов, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся лицом, имеющим статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители были лишены родительских прав, что подтверждается решением "адрес" районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ и исполнительным листом, выданным "адрес" городским судом "адрес" области от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец своего жилья не имеет, что следует из справок выданных Администрацией "адрес" сельсовета "адрес" района от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления об отсутствии сведений в ЕГРП прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и справки выданной ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ.11.2012 года Иванов обратился в Администрацию МО "г. Горно-Алтайск" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ.11.2012 года Администрация МО "г. Горно-Алтайск" отказала в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, мотивируя отказ тем, что в настоящее время его возраст превышает указанный в законодательстве возраст - 23 года, поэтому Администрация МО "г. Горно-Алтайск" не имеет юридических оснований для его постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
Так, абз. 1 и 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
При этом п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Иванов подлежит постановке на учет по категории лиц, не имеющих закрепленного жилого помещения, с даты подачи заявления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.11.2012 года. Данный вывод апелляционная коллегия находит правильным, сделанным на основе верного применения норм материального права.
Так, в соответствии с ч.1, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ (в редакции N22 от 06.12.2011 года) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Таким образом, апелляционная коллегия находит, что из содержания вышеназванных норм законодательства Российской Федерации, а также установленных по делу обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Иванов имеет право на получение жилья как лицо, имевшее статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее закрепленного жилого помещения с даты подачи заявления в исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - Администрацию г. Горно-Алтайска - с ДД.ММ.ГГГГ.11.2012 года. При этом апелляционная коллегия принимает во внимание то, что жилищным законодательством Российской Федерации, действовавшим на момент отказа в постановке на учет граждан качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязанность по предоставлению жилых помещений по договору социального найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложена на орган местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение подлежит отмене, исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истец Иванов достиг возраста 23 лет, а также Администрация г. Горно-Алтайска в установленном законом порядке не наделена полномочиями по ведению списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежит обеспечению жилыми помещениями и иные не могут служить основаниями к отмене оспариваемого судебного постановления, так как в силу ч. 3 ст. 7 Закона Республики Алтай от 26.03.2013 года N 12-РЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной гарантией прав на имущество и жилое помещение на территории Республики Алтай" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вносятся в срок до 1 мая 2013 года в список в порядке той очередности, в которой они состояли на указанном учете, с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и обеспечиваются специализированными жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона и настоящим Законом.
На основании изложенного, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации города Горно-Алтайска Попова - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Алексина
Судьи И.В. Солопова
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.