Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Нурисламовой Э.Р.
судей Низамовой А.Р.
Хакимова А.Р.
при секретаре Шаранове Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Терещенко В.А. - ... на решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 декабря 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Терещенко ... к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером N ... размером N ... кв.м., расположенный в г. Уфа, ул. ... , отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Терещенко В.А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок площадью N ... кв.м., расположенный по адресу: г. Уфа, ул. ... по кадастровому паспорту земельного участка от ... 2011 года N N ...
В обоснование иска указал, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию N N ... от ... года, договора дарения N N ... от ... года является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. ... , д. N ...
Какие-либо архивные сведения в Администрации муниципального района Уфимский район о собственниках земельного участка - Терещенко М.И. и Терещенко Ф.М. не сохранились, однако согласно справки сельского поселения ... сельский совет Уфимского района Республики Башкортостан Терещенко Ф.М., умершему ... года, принадлежал с ... года жилой дом и земельный участок площадью N ... кв.м. по адресу Уфимский район, ... , ... сельский совет. Также согласно справки сельского поселения ... сельский совет Уфимского района Республики Башкортсотан N N ... от ... 2011 года, Терещенко М.И., умершей ... года, принадлежал с ... года жилой дом и земельный участок площадью N ... кв.м. Справки даны на основании записей в похозяйственных книгах. Ввиду отсутствия надлежащих архивных данных Терещенко В.А. не может зарегистрировать свое право собственности, в связи с чем он обратился с иском о признании права на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ, п.9-1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года.
Суд вынес вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Терещенко В.А. - ... просит отменить решение суда, указывая, что в силу ст. 28 Земельного кодекса РФ отказ в представлении в собственность земельного участка не допускается, суд не учел положения п. 4.2.9 Положения о землепользовании в городе Уфе, разрешающего предоставление участка, находящегося в санитарно-защитной зоне, в собственность при условии возведения объектов на таком участке до установления санитарно-защитной зоны.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Терещенко В.А. - ... , представителя МУП "Уфаводоканал" - ... судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Как следует из материалов дела, Терещенко В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. ... , на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию N N ... от ... года и договора дарения N N ... от ... года.
Жилой дом расположен на земельном участке площадью N ... кв.м.
Как видно из кадастрового паспорта от ... 2011 года N N ... , земельный участок с кадастровым номером N ... полностью входит в зону: "РБ, г. Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый номер N ... ", N ... , сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ" от 22 августа 2008 года N 7/4.
В апелляционной жалобе указано, что в силу чт. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность земельных участков.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными доводами, поскольку они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неверном применении норм материального права.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса РФ, земельные участи из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (п.1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно, в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи ЗК РФ предусмотрено исключительное право граждан - собственников зданий, строений, сооружений на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Перечень земельных участков ограниченных в обороте содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, Федеральным законом от 19 июня 2007 года N 102-ФЗ данный перечень дополнен пп. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 N 10 "О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.41110 - 02".
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.41110 - 02 зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима). Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Согласно сообщению МУП "Уфаводоканал", испрашиваемый истцом земельный участок в г. Уфе по ул. ... , находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы.
В 1994 году с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия источников хозяйственно - питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно - питьевого назначения" СанПиН 2640-82, утвержденными Главным государственным санитарным врачом СССР от 18 декабря 1982 года N 2640 - 82 (далее - Положение), институтом "Коммунводоканалпроект" был разработан Проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным Проектом были определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения города Уфы. Вышеуказанный проект был утвержден Распоряжением Кабинета Министров РБ за N 801р от 24 июля 1995 года, являющийся действующим правовым актом.
Второй пояс зоны санитарной охраны охватывает территорию, предназначенную для предупреждения источников водоснабжения от микробного загрязнения.
Границы этого пояса определяются расчетами, основанными на учете климатических особенностей местности, ее рельефа, санитарных, гидрологических или гидрогеологических условий, учитывающих надежность естественной защищенности подземных вод от загрязнения и время, необходимое для самоочищения воды.
Согласно п.2.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110- 02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", граница второго пояса зоны санитарной охраны определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса зоны санитарной охраны до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (СанПиН 2.1.4.1110 - 02).
Таким образом, приведенный ответ МУП "Уфаводоканал", приобщенный к делу на л.д. 80-81, указывает на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны водных объектов.
Кроме того, сведения о границах зоны санитарной охраны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на испрашиваемый земельный участок.
Произведенная в государственном кадастре недвижимости запись о вхождении испрашиваемого истцом земельного участка во второй пояс зон санитарной охраны водных объектов, является государственным актом регистрации государственным органом существующего ограничения, никем не оспорена и юридически действительна, а потому является допустимым и достоверным доказательством нахождения спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны, в связи с чем данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.
В отсутствие такого документа, отнесение земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтверждено документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего земельный участок, иными сведениями.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости.
В силу пункта 3 ст. 14 названного Федерального закона кадастровая выписка об объекте недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (п.4 ст. 14 Федерального закона N 221-ФЗ).
Истцом суду представлен вышеназванный кадастровый паспорт спорного земельного участка - выписка из государственного кадастра недвижимости, из которой следует, что весь испрашиваемый истцом земельный участок находится в санитарной зоне охраны водозаборов, II пояса. При таких обстоятельствах данные, содержащиеся в указанной выписке, подтверждают факт нахождения спорного земельного участка в зоне санитарной охраны водозаборов, II пояс, в связи с чем данный земельный участок является ограниченным в обороте.
При указанных обстоятельствах и представленных доказательствах суда первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в отношении испрашиваемого земельного участка установлены ограничения на оформление в собственность.
Судебной коллегией признается необоснованным указание в апелляционной жалобе на п. 4.2.9 Положения о землепользовании в городе Уфа, принятого Решением 5 сессии 23 созыва Уфимского городского совета Республики Башкортостан за основу, поскольку данное Положение принято лишь за основу, подлежало доработке (п. 2 Решения) и утверждению Президиумом городского совета город Уфа (п. 3 Решения).
Более того, из названного Положения следовало, что оформление в собственность земельных участков допускалось при условии, что объекты на земельных участках возведены до установления санитарно-защитной зоны и при наличии правоудостоверяющего документа о предоставлении земельного участка, выданного уполномоченным органом власти.
Каких-либо правоудостоверяющих документов на земельный участок Терещенко В.А. не имеет.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1-3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности состоявшегося по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 12 декабря 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Терещенко В.А. - ... В.А. оставить без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламова Э.Р.
Судьи Низамова А.Р.
Хакимов А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.