Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Ибрагимова С.Р. и Мустафаевой З.К.,
при секретаре Алимове Р.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бутаева М.Н. в интересах Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Дербентского городского отдела на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Удовлетворить заявление Нурмагомедовой С.Ш. Признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД в городе Дербент о государственной регистрации права собственности Нурмагомедовой С.Ш. на земельный участок от 12 октября 2012 года за N незаконным. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РД в городе Дербент регистрировать право собственности Нурмагомедовой С. Ш. на земельный участок, расположенный в зоне N массиве N площадью 0.0596 га".
Заслушав доклад судьи Мустафаевой З.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нурмагомедова С.Ш. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным бездействие Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан - Дербентского городского отдела, выразившееся в приостановлении прохождения регистрации права собственности на земельный участок. В последующем требования были уточнены и просила признать отказ УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 12 октября 2012 года за N незаконным и обязать зарегистрировать ее право собственности на земельный участок.
Представитель заявительницы по доверенности Мислимов Ф.Ш. в обоснование требований указал, что в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан указано, что в представленных Нурмагомедовой С.Ш. документах отсутствуют кадастровые сведения, необходимые в соответствии с п.3 ст. 12 Закона о государственной регистрации для внесения в Единый государственный реестр прав. В этой связи Нурмагомедовой С.Ш. отказано в регистрации ее права собственности на земельный участок.
Считает, что отказ не основан на законе, т.к. истица обратилась в регистрационный орган о регистрации за ней права собственности на земельный участок, предоставленный ей, на основании постановления главы администрации города Дербента от 19 сентября 2000 года за N 76/34, площадью 0.0596 га, для садоводства. На основании указанного постановления был составлен акт натурного отвода земельного участка за N от 26 сентября 2000 года и выдано свидетельство пожизненно наследуемого владения от 26 сентября 2000 года.
Согласно ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122 (с последующими изменениями), указанные земельные участки проходят государственную регистрацию в порядке статьи 25.2. Истица представила все перечисленные в этой статье закона документы. УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан в городе Дербенте не имеет претензий к ним. Пункты 3-4, где указано на необходимость прохождения кадастрового учета земельного участка, утратили силу. Требование ответчика о предоставлении документа о прохождении кадастрового учета земельного участка является незаконным.
Ссылка ответчика на ст. 25.3 п.2 вышеуказанного закона также необоснованна, так как в этой статье речь идет о созданном или создаваемом объекте недвижимого имущества.
Судом постановлено указанное выше решение.
На указанное решение ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что 12.10.2012 года государственным регистратором Бутаевым М.Н. был дан отказ в проведении государственной регистрации прав Нурмагомедовой С.Ш., ссылаясь на абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" по следующим основаниям.
В ходе проведенной правовой экспертизы документов, представленных Нурмагомедовой С.Ш. на государственную регистрацию права на земельный участок выявлено, что ею не представлены все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации. В частности, отсутствие в отношении земельного участка кадастровых сведений, необходимых для внесения в Единый государственный реестр прав. Идентификация земельных участков в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, который установлен Федеральным законом N 221-ФЗ от 24.07.2007 года "О государственном земельном кадастре".
Земельный участок, как объект гражданских правоотношений, должен быть сформирован, т.е. должен пройти государственный кадастровый учет.
По имеющимся в Росреестре сведениям, по ранее поданному заявлению и документам Нурмагомедовой С.Ш., было принято решение о приостановлении в осуществлении государственного кадастрового учета, в соответствии со ст. 26 ч. 2 п. 2 в связи с наложением границ ее земельного участка с границами смежного земельного участка, расположенного с восточной стороны и принадлежащего Сеидову.
Земельные участки не прошедшие государственный кадастровый учет, и которым не присвоены кадастровые номера, считаются несформированными объектами земельных отношений.
Не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствует в государственном кадастре недвижимости.
В течение установленного приостановлением от 12.09.2012 года N срока Нурмагомедовой С.Ш. не устранены причины, препятствующие государственной регистрации права. Согласно абзацу 2 п.2 ст. 19 Нурмагомедовой С.Ш. обоснованно отказали в регистрации права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявление Нурмагомедовой С.Ш., суд первой инстанции, руководствовался нормами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и исходил из того, что согласно законодательству предоставление кадастрового паспорта земельного участка на государственную регистрацию права на земельный участок не требуется.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в данном пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
При этом государственная регистрация прав собственности на указанные в п. 9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
В соответствии с пунктом 1 ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В силу пункта 2 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 данной статьи земельный участок является следующий документ:
акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ земельный участок не допускается (пункт 6 статьи 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ).
Из положений изложенных выше норм следует, что предоставление кадастрового паспорта земельного участка на государственную регистрацию права на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства на праве собственности, не требуется.
Как усматривается из материалов дела, 19 сентября 2000 года главой администрации города Дербента издано постановление за N 76/34 "Об отводе земель г. Дербента находящихся во владении ".", Нурмагомедовой С.Ш. для садоводства" в соответствии с которым истице отведен земельный участок площадью 0,0596, расположенный в зоне N массиве N для садоводства. Поскольку земельный участок, предоставлен Нурмагомедовой С.Ш. до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, при обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в городе Дербенте с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок, Нурмагомедовой С.Ш. необходимо было представить документы, предусмотренные статьей 25.2 вышеуказанного закона, что и было ею сделано.
Поскольку Нурмагомедова С.Ш. представила в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество, документы, предусмотренные вышеназванным Федеральным законом, а отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии города Дербента обусловлен не предусмотренным законом отсутствием кадастрового паспорта на земельный участок, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление Нурмагомедовой С.Ш.
Не состоятелен довод жалобы о том, что в соответствии с п.2 ст. 25.3 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствует в государственном кадастре недвижимости, так как в этом же пункте указано, что за исключением случаев, если: указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Истица представила суду документы о том, что земельный участок выделен ей для садоводства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бутаева М.Н. в интересах Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Дербентского городского отдела - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.