Судья Верховного Суда Республики Дагестан Магомедова А.М., рассмотрев жалобу представителя федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" Гусейнова Г. М. (по доверенности от 7 декабря 2012 года N на постановление Кировского районного суда г. Махачкала Республики Дагестан от 15 марта 2013 года, которым постановлено:
"Признать ФГУП "Нацрыбресурсы" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления эксплуатации причальных набережных рыбного терминала Морского порта " Махачкала" сроком на 90 суток.
Копию настоящего постановления направить начальнику Каспийского отдела ГМРН МТУ Ространснадзора по СКФО, ФГУП "Нацрыбресурсы" и руководителю Махачкалинского филиала.
Разъяснить сторонам, что в соответствии с ч.З ст. 3.13 КоАП РФ исполнение наказания может быть досрочно прекращено, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания",
УСТАНОВИЛ:
Каспийским отделом государственного морского и речного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО на основании распоряжения от 25.01.2013г. N заместителя начальника Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу В.Х. Коготыжева проведена плановая выездная проверка в отношении Махачкалинского филиала ФГУП "Нацрыбресурс".
В ходе проверки были выявлены нарушения, о чем составлен акт проверки от 21.02.2013г. N, предписание от 21.02.2013г. N и выписан протокол об административном правонарушении от 21.02.2013г. N.
Материалы проверки в отношении юридического лица ФГУП "Нацрыбресурс" направлены в Федеральный суд Кировского района г. Махачкала для рассмотрения в соответствии со ст. 23.1 ч. 2 КоАП РФ.
Судом вынесено приведённое постановление.
Не согласившись с данным постановлением представителем федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" Гусейновым Г.М. в Верховный суд Республики Дагестан подана жалоба об отмене указанного постановления суда и прекращении производства по административному делу.
В обоснование жалобы указано, что судом не принято во внимание, что Каспийским отделом ГМРН МТУ Ространснадзора по СКФО при составлении протокола, направлении материалов дела в суд, допущены существенные процессуальные нарушения.
Так, в нарушение положений ст. 28.5 КоАП РФ протокол серии N в отношении ФГУП "Нацрыбресрус" был составлен Каспийским отделом ГМРН МТУ Ространснадзора по СКФО только 21.02.2013, в то время как ФГУП "Нацрыбресурс" получило сообщение Каспийского отдела ГМРН МТУ Ространснадзора по СКФО N от 25.01.2013 о проведении 04.02.2013 плановой проверки в отношении Махачкалинского филиала ФГУП "Нацрыбресурс".
В ответ на сообщение N от 25.01.2013 ФГУП "Нацрыбресрус" сообщило, что уполномоченным представителем ФГУП "Нацрыбресурс" будет являться директор Махачкалинского филиала ФГУП "Нацрыбресурс" Гамзаев М.М.
О запланированной Территориальным управлением Ространснадзора проверке 21.02.2013 ФГУП "Нацрыбресурс" уведомлено не было.
Кроме того, в нарушение п.1 ст. 28.8 КоАП РФ протокол от 21.02.2013 года в отношении ФГУП "Нацрыбресурс" был направлен в суд только 27.02.2013.
При указанных нарушениях законодательства материал в отношении ФГУП "Нацрыбресурс" о нарушении ст.9.2 КоАП РФ подлежал возврату в порядке п. 3 ст. 28.8 КоАП РФ, подп.4 п.1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Далее в жалобе указывается, что наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица может быть назначено, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абз.2 ч. 1 ст. 3.12, п. 6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ).
При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления каких-либо негативных последствий для жизни или здоровья людей, наступления аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абз.1 части 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении.
В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления юридическим лицом, его филиалами тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ).
Постановление районного суда, по мнению автора жалобы, названным требованиям закона не отвечает, в связи с чем подлежит отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФГУП "Нацрыбресурс" Гусейнов Г.М. подержал свою жалобу и просил удовлетворить её по изложенным в ней основаниям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Каспийского отдела государственного морского и речного надзора МТУ Ространснадзора по СКФО Самедов А.А. просил оставить постановление районного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения сторон, оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.
Согласно материалам дела в ходе проверки исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений причалов, расположенных в акватории Махачкалинского филиала ФГУП "Нацрыбресурс", выявлены нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации причала Каспийским отделом Госморречнадзора МТУ Ространснадзора по СКФО, а именно:
- в нарушение подпункта "а" пункта 184 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" не ведется паспорт объекта инфраструктуры морского транспорта;
- в нарушение подпункта "в" пункта 184 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" не ведется технический надзор за объектом инфраструктуры морского транспорта;
- в нарушение подпункта "д" пункта 184 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" не разработано и не соблюдается эксплуатирующей организацией инструкции и другие документы, обеспечивающие безопасную эксплуатацию объекта;
- в нарушение подпункта "е" пункта 184 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" отсутствует квалифицированный персонал, обслуживающий объект инфраструктуры морского транспорта;
- в нарушение пункта 187 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" отсутствуют документы, предусмотренные пунктом 1.2.3. "Правилами технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий", утв. Приказом Министерства морского флота от 05.08.1987г. N 119:
а) документация по проверке знания персоналом порта Правил технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий;
б) журналы технического надзора за состоянием и режимом эксплуатации
портовых сооружений;
в) отчеты по периодическим осмотрам портовых сооружений;
- в нарушение пункта 188 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" не установлены на причале на видном месте схемы эксплуатационных нагрузок;
- в нарушение пункта 192 Постановления Правительства РФ от 12.08. 2010г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" причал N 1 не оборудован по кордону колесоотбойным брусом, который необходимо содержать в исправном состоянии;
- в нарушение пункта 196 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" для обеспечения безопасной эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта эксплуатирующей организацией не разработан справочник допускаемых нагрузок.
В соответствии со статьей 9.2 КоАП РФ нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ведет деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений юридически ми лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации (т.е. - обязательных требований), посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" утвержден технический регламент, устанавливающий обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта. Указанный технический регламент распространяется на объекты технического регулирования и связанные с требованиями к объектам технического регулирования процессы проектирования (включая изыскания для строительства), строительства, эксплуатации (включая вывод из эксплуатации и ремонт) и утилизации объектов технического регулирования.
Пунктом 5 Технического регламента к объектам технического регулирования отнесены, в том числе объекты инфраструктуры морского транспорта, включающие причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Согласно п. 8 Технического регламента "причальное сооружение" - это устройстов или гидротехническое сооружение для швартовки судов; "терминал" - специализированный район в порту, оборудованный для грузовых операций, включающий ряд причалов и прилегающую к ним территорию с сооружениями и устройствами для обработки различных грузов.
В соответствии с пунктом 251 Технического регламента государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента в отношении объектов морского транспорта и объектов инфраструктуры морского транспорта осуществляется в установленных сферах ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007г. N261 "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" портовые гидротехнические сооружения являются объектами инфраструктуры морского порта.
Пунктом 4 статьи 4 указанного Закона определено, что к портовым гидротехническим сооружениям относятся инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории и (или) акватории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Согласно п. 5 статьи 4 причал - это портовое гидротехническое сооружение, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 указанного Закона наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997г. N117 "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации.
В силу пункта 183 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010г. N 620, эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечивать выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных пунктами 184-198 настоящего технического регламента.
В частности, в пункте 184 указано, что обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения следующих требований: разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта; установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения; ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта; разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта.
В силу пункта 187 указанного Технического регламента каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.
Пунктом 188 Технического регламента, установлено, что объект инфраструктуры морского транспорта должен эксплуатироваться при соблюдении установленных для него норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в техническом паспорте сооружения. Увеличение нагрузок на объект инфраструктуры морского транспорта сверх установленных норм запрещается. Схемы эксплуатационных нагрузок должны быть указаны на плакате, установленном на причале на видном месте.
Порядок осуществления технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий установлен Правилами технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий РД 31.35.10-86, утвержденными Минморфлотом СССР 05.08.1987 г.
Требования данных Правил обязательны для всех работников портов, портпунктов, пристаней, судоремонтных заводов, экипажей судов, а также для работников производственных предприятий и организаций других ведомств, расположенных на территории портов и судоремонтных заводов.
Согласно п. 1.3.2. Правил технической эксплуатации предусмотрено, что техническое состояние и режим эксплуатации портовых сооружений и акваторий должны определяться путем регулярных технических осмотров; периодических технических осмотров; контрольно-инспекторских обследований; внеочередных обследований.
В соответствии с п. 1.3.7 указанных Правил контрольно-инспекторские обследования включают комплекс работ по изучению состояния портовых сооружений и всех их основных конструктивных элементов с применением различного рода инструментов и аппаратуры, путем взятия и исследования проб материалов, испытаний всего сооружения или его частей и т.п.
Контрольно-инспекторские обследования сооружений должны производиться комиссией, назначаемой приказом по пароходству, под председательством главного инженера предприятия и при участии проектной организации. Результаты контрольно-инспекторских обследований должны оформляться в виде отчетов. Периодичность проведения контрольно-инспекторских обследований сооружений должна составлять 5-8 лет. В силу п. 3.2.13 указанных Правил контрольно-инспекторские обследования портовых гидротехнических сооружений должны проводиться в зависимости от состояния сооружений, условий их эксплуатации.
В силу требований п. 1.3.18 Правил на предприятие в целом и на каждое его сооружение должны быть составлены паспорта. Составление и ведение паспорта порта регламентируется требованиями Положения о паспорте морского торгового порта (д. ХХХ.01.16-84).
Согласно п. 1.3.19 Правил паспорта на вновь построенные или реконструированные сооружения, а также на сооружения, подвергшиеся переустройству в процессе капитального ремонта, должны составляться проектной организацией, разработавшей проект строительства, реконструкции и переустройства.
Проектной организацией должны составляться также паспорта гидротехнических сооружений старой постройки.
В паспорта сооружений должны заноситься наиболее существенные данные технических осмотров и обследований сооружений и заключения о возможности нормальной их эксплуатации.
В паспортах сооружений, находящихся в эксплуатации, должно быть отражено возможное изменение режима их эксплуатации, в том числе изменение норм действующих на них эксплуатационных нагрузок.
Техническую эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта осуществляет его владелец (пункт 185 Технического регламента).
В силу статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим кодексом.
Пунктом 254 Технического регламента закреплена ответственность за несоответствие объектов технического регулирования или связанных с ними процессов проектирования, изысканий, строительства, эксплуатации, вывода из эксплуатации и ремонта требованиям настоящего технического регламента возлагается на проектировщиков, строителей (изготовителей) и эксплуатирующие организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Фактическую эксплуатацию причала осуществляет Махачкалинский филиал ФГУП "Нацрыбресурс", которое входит в состав юридического лица ФГУП "Нацрыбресурс" (г. Москва). Именно ФГУП "Нацрыбресурс" в соответствии с Положением о Махачкалинском филиале ФГУП "Нацрыбресурс", утвержденным приказом генерального директора ФГУП "Нацрыбресурс" (г. Москва) обладает самостоятельностью в осуществлении хозяйственной деятельности, в выборе предмета договоров с контрагентами.
Эксплуатация вышеуказанного причала при отсутствии оформленного технического паспорта и справочника допустимых нагрузок гидротехнического сооружения, а также непринятие мер по проведению контрольно-инспекторского обследования причала создает угрозу возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций на территории причала, нарушает права неопределенного круга лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Не проведение контрольно-инспекторского обследования не позволяет сделать заключение компетентного специалиста о возможности нормальной эксплуатации причала, необходимости выполнения восстановительно-ремонтных работ в требуемом объеме, а также выявить имеющиеся повреждения (износ) причала (его конструкций).
Отсутствие технической документации на причал не позволяет вносить в нее существенные данные о результатах технических осмотров и обследований причала и заключения о возможности нормальной его эксплуатации, что в свою очередь не позволяет контрольно-надзорным органам осуществлять в полном объеме проверки соблюдения условий эксплуатации причала и принимать соответствующие решения о соблюдении (несоблюдении) требований запрета эксплуатации причала, о фактическом состоянии причала.
Совершение юридическим лицом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении N от 21.02.13г., а также актом проверки исполнения законодательства Российской Федерации о безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений причалов, расположенных в акватории Махачкалинского филиала ФГУП "Нацрыбресурс" от 21 февраля 2013 года.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении юридического лица ФГУП "Нацрыбресурсы".
Данный протокол составлен надлежащим лицом органа государственного транспортного надзора - начальником Каспийского отдела ГМРН МТУ Ространснадзора по СКФО Самедовым А.А.
Установлено, что эксплуатирующим гидротехническое сооружение лицом является Махачкалинский филиал ФГУП "Нацрыбресурсы" и нарушения допущены филиалом. С учетом того, что филиал не является юридическим лицом, протокол правомерно составлен в отношении юридического лица.
Проверка юридического лица проведена в установленном законом порядке в соответствии с распоряжением заместителя начальника Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу В.Х. Коготыжева от 25.01.2013г. N.
Действия ФГУП "Нацрыбресурс" правильно квалифицированы по ст. 9.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение норм и правил безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку эксплуатация объекта с нарушением правил его эксплуатации может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей судом обосновано назначено наказание в виде административного приостановления деятельности юридического лица.
Кроме того, согласно распоряжению Капитана морского порта Махачкала N от 13.03.2013 года в связи с неготовностью причалов вследствие неудовлетворительного технического состояния, необходимостью выполнения требований, обеспечивающих недопущение вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц и окружающей среде, запрещена постановка судов к причалам Махачкалинского филиала ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" до приведения причалов в соответствие с требованиями нормативных документов.
При таких обстоятельствах постановление суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Кировского районного суда г.Махачкалы от 15 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 9.2 КоАП РФ в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" оставить без изменения, жалобу представителя федерального государственного унитарного предприятия "Национальные рыбные ресурсы" Гусейнова Г. М. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан А.М. Магомедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.