Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Старинновой Л.Д.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Цыбульской М.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 апреля 2013 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Рыбаковой В.В. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 07 февраля 2013 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова С.Г. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от 27 ноября 2012 г. N 142 в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не включены периоды работы в должности дежурного фельдшера в линейной больнице "данные изъяты"; в должности фельдшера фельдшерского здравпункта на "данные изъяты"; в должности фельдшера дежурного в "данные изъяты" фельдшерского здравпункта на "данные изъяты".
Считала отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просила признать незаконным и отменить решение начальника от 27 ноября 2012 г. N 142, обязать пенсионный орган включить в специальный стаж периоды работы с 01 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. (1 год 2 месяца) и с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2004 г. (5 лет 2 месяца) в должности дежурного фельдшера в линейной больнице "данные изъяты"; с 20 сентября 2008 г. по 21 сентября 2008 г. (2 дня) в должности фельдшера фельдшерского здравпункта на "данные изъяты" "Узловая поликлиника" "данные изъяты"; с 23 декабря 2010 г. по 18 июля 2012 г. (1 год 6 месяцев 26 дней) и с 19 июля 2012 г. по 19 ноября 2012 г. (4 месяца 1 день) в должности фельдшера дежурного в НУЗ "Узло
вая поликлиника на "данные изъяты" фельдшерского здравпункта на "данные изъяты"; назначить ей досрочную трудовую пенсию с 20 ноября 2012 г.
Определением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 16 января 2013 г. по данному гражданскому делу в качестве третьего лица привлечено НУЗ "Узловая поликлиника на "данные изъяты".
Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 07 февраля 2013 г. исковые требования Кузнецовой С.Г. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Рыбакова В.В. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов.
В судебное заседание представитель третьего лица НУЗ "Узловая поликлиника на станции Сергач открытого акционерного общества "Российские железные дороги" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще путём направления извещения с обратным уведомлением о вручении (л.д. 115), о причинах неявки в суд не известил, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе по Республике Мордовия Джалимова Т.А. доводы жалобы поддержала, истица Кузнецова С.Г. возразила против доводов жалобы.
Заслушав объяснения представителя ответчика, истицы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела установлено, что Кузнецова С.Г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 20 ноября 2012 года.
Решением от 27 ноября 2012 г. N 142 ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Кузнецовой С.Г. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Ф3 N 173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Требуется специального стажа не менее 25 лет, имеется 16 лет 9 месяцев 19 дней.
Истице не засчитаны в специальный стаж периоды работы: с 01 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. (1 год 2 месяца) и с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2004 г. (5 лет 2 месяца) в должности дежурного фельдшера в линейной больнице "данные изъяты", поскольку Списком должностей указанная должность не преду
смотрена; с 20 сентября 2008 г. по 21 сентября 2008 г. (2 дня) в должности фельдшера фельдшерского здравпункта на "данные изъяты" "Узловая поликлиника" "данные изъяты", поскольку организацией не проставлены коды льготной работы; с 23 декабря 2010 г. по 18 июля 2012 г. (1 год 6 месяцев 26 дней) и с 19 июля 2012 г. по 19 ноября 2012 г. (4 месяца 1 день) в должности фельдшера дежурного в НУЗ "Узловая поликлиника на "данные изъяты" фельдшерского здравпункта на "данные изъяты", в связи с противоречиями в документах о наименовании должности, также организацией не проставлены коды льготной работы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20.12.2005 г. предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, предусматривало, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, в соответствии с которым в специальный стаж подлежала включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С принятием Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29
октября 2002 года N 781, указанное постановление Правительства Российской Федерации 22 сентября 1999 года N 1066 утратило силу, однако данным Списком так
же предусмотрена должность фельдшера в линейной больнице на железнодорожном транспорте.
Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 предусмотрены фельдшеры в фельдшерских здравпунктах и больницы всех наименований.
Как установлено судом и подтверждается представленными истицей доказательствами, показаниями свидетелей Т.Т.В., М.Т.Е., в оспариваемый период Кузнецова С.Г. фактически выполняла работу фельдшера в линейной больнице "данные изъяты" и в НУЗ "Узловая поликлиника на "данные изъяты" фельдшерского здравпункта на "данные изъяты", а не дежурного фельдшера.
О том, что, истица, работая дежурным фельдшером, занималась лечебной деятельностью, выполняя должностные обязанности фельдшера, не оспаривалось и представителем пенсионного органа.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости включения в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения спорных периодов работы истицы в должности дежурного фельдшера в линейной больнице, узловой поликлиники, из которых период работы с 01 сентября 1998 г. по 31 октября 1999 г. в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца в силу пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, является правильным, а доводы жалобы в этой части не могут быть признаны основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
Судом первой инстанции также правомерно включен в специальный стаж истицы период её работы с 20 сентября 2008 г. по 21 сентября 2008 г. (2 дня) в должности фельдшера фельдшерского здравпункта на "данные изъяты" "Узловая поликлиника" на "данные изъяты", так как в силу статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на работодателя возложена обязанность по представлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и
отчислению взносов, и непредставление работодателем таких сведений не может влиять на пенсионные права Кузнецовой С.Г., вины которой в этом не имеется.
В связи с этим, довод апелляционной жалобы о том, что указанный период не может быть включен в специальный стаж истицы, поскольку индивидуальные сведения подавались без указания кода льготы, несостоятелен и выводов суда не опровергает.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, установив, что по обжалуемому решению пенсионного органа на момент подачи заявления истицей 20 ноября 2012 г., а также с учетом включенных периодов работы судом, её специальный стаж работы составил 25 лет 4 месяцев 3 дня, суд правомерно обязал пенсионный орган назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 20 ноября 2012 г., то есть с момента обращения.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 07 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Рыбаковой В.В. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.