Постановление Верховного Суда Удмуртской Республики от 09 января 2013 г.
(Извлечение)
заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики А.В. Емельянов, рассмотрев жалобу Администрации муниципального образования " ... " на постановление мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 14 июня 2012 года и на решение судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 14 августа 2012 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования " ... ", по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 14 июня 2012 года Администрация муниципального образования " ... " (далее по тексту - Администрация МО " ... ", Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... ".
Решением судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 14 августа 2012 года постановление мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 14 июня 2012 года оставлено без изменения.
В поданной в порядке надзора жалобе, поступившей в Верховный Суд Удмуртской Республики 5 декабря 2012 года, Администрация просит принятые по делу судебные постановления отменить и производство по нему прекратить.
В обоснование требований жалобы в числе прочего указано, что предписание Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике является незаконным, в связи с чем в действиях Администрации отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившего в Верховный Суд Удмуртской Республики 27 декабря 2012 года, ознакомившись с доводами надзорной жалобы, нахожу их заслуживающими внимания, а вынесенные по делу судебные постановления подлежащими отмене в связи со следующими обстоятельствами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Администрации к административной ответственности послужило то, что ею не было в срок до 15 мая 2012 года, установленный предписанием N 215 от 26 мая 2011 года, исполнено требование данного предписания о приведении в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования, земельного участка площадью " ... " из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного в " ... " (далее по тексту - Земельные участки). А именно не ликвидирована свалка твердых бытовых отходов на Земельных участках.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Пунктами 2, 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить в том числе мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, а также по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. При этом пунктом 2 части первой статьи 1 Земельного кодекса РФ в качестве одного из принципов земельного законодательства установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
На основании изложенного следует признать, что обязанность проведения мероприятий по ликвидации свалки твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения, а также негативных последствий этого, может быть возложена лишь на лиц, перечисленных в статье 13 Земельного кодекса РФ - собственников земельного участка, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
Однако, при производстве по настоящему делу вопрос о том является ли МО " ... " собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором Земельного участка судьями обеих инстанций не исследовался. При этом Администрация изначально утверждала, что никакими из перечисленных выше правами в отношении Земельного участка МО " ... " не обладает.
Вместе с тем без выяснения данного, значимого для правильного разрешения дела обстоятельства невозможно сделать однозначный вывод о законности предписания Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике, а соответственно о наличии в действиях Администрации состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 14 июня 2012 года и решение судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 14 августа 2012 года постановлены на неполно исследованных и недоказанных обстоятельствах. В связи с этим они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Администрация МО " ... " удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Дебесского района Удмуртской Республики от 14 июня 2012 года и решение судьи Кезского районного суда Удмуртской Республики от 14 августа 2012 года, вынесенные в отношении Администрации муниципального образования " ... ", по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные постановления.
Первый заместитель
Председателя Верховного Суда
Удмуртской Республики А.В. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.