Президиум Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Шепеля В.С.,
членов президиума Крылова П.И., Осиповой И.Г., Кочиной И.Г., Трофимова И.Э., Бочкаревой И.Н., Жаворонковой В.А.,
при секретаре Скородумовой Л.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Лазаревой Г.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабаевском районе Вологодской области о признании права на социальную пенсию по определению судьи Вологодского областного суда Король И.Н., внесенному в президиум Вологодского областного суда по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабаевском районе Вологодской области.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Король И.Н., объяснения представителя государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабаевском районе Горбачевой С.А., президиум
УСТАНОВИЛ:
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено право на социальную пенсию по старости постоянно проживающих на территории Российской Федерации граждан из числа малочисленных народов Севера, достигших возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчин и женщин).
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабаевском районе Вологодской области (далее ГУ-УПФ РФ в Бабаевском районе, пенсионный орган) от 24 апреля 2012 года N ... Лазаревой Г.В. отказано в назначении социальной пенсии со ссылкой на отсутствие у неё права.
Оспаривая правомерность отказа в назначении пенсии, Лазарева Г.В. обратилась в суд с иском о признании решения пенсионного органа от 24 апреля 2012 года N ... незаконным и возложении на ответчика обязанности назначить ей социальную пенсию с даты наступления права.
Требования мотивировала тем, что она по национальности является вепсом, постоянно проживает на территории Российской Федерации в д.Горка сельского поселения Вепсское национальное Бабаевского района, "ДАТА" достигла возраста 50 лет, не имеет права на получение трудовой пенсии по старости, и подтверждающие документы ответчику были ею предоставлены.
В судебном заседании Лазарева Г.В. исковые требования просила удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Бабаевском районе по доверенности Евстюничева Е.В. исковые требования не признала по тем основаниям, что представленными Лазаревой Г.В. документами принадлежность к малочисленным народам Севера и её право на социальную пенсию не подтверждается.
Решением Бабаевского районного суда Вологодской области от 11 июля 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 12 сентября 2012 года, исковые требования Лазаревой Г.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Бабаевском районе от 24 апреля 2012 года об отказе в назначении социальной пенсии Лазаревой Г.В. На пенсионный орган возложена обязанность назначить Лазаревой Г.В. социальную пенсию по старости с 01 апреля 2012 года. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Вологодский областной суд 14 ноября 2012 года, ГУ-УПФ РФ в Бабаевском районе просит об отмене решения Бабаевского районного суда Вологодской области от 11 июля 2012 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 12 сентября 2012 года по мотиву неправильного применения норм материального права. Указывает, что необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации, в то время как факт постоянного проживания Лазаревой Г.В. на такой территории, а также факт занятия традиционной хозяйственной деятельностью коренных малочисленных народов Российской Федерации, не подтверждены.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, президиум Вологодского областного суда оснований для её удовлетворения не усматривает.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, что предусмотрено статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Такого характера нарушений норм материального права судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2011 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.
Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение этой категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255, в который были включены вепсы, проживающие на территории республики Карелия и Ленинградской области. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1145 в перечень субъектов, на территориях которых проживают коренные малочисленные народы Российской Федерации, включена Вологодская область.
Необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации").
Таким образом, предоставление мер социальной защиты в виде социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гарантируется государством вепсам, проживающим на определенных территориях.
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости указанным лицам, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Лазарева Г.В., являясь вепсом, зарегистрирована по месту жительства в деревне Горка Бабаевского района Вологодской области, а проживает в деревне Комонево.
Правительством Российской Федерации в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации распоряжением от 08 мая 2009 года N 631-р включено муниципальное образование Бабаевского района - Куйское национальное вепсское сельское поселение, которое в соответствии со статьей 2 Закона Вологодской области от 06 декабря 2004 года N 1105-ОЗ "Об установлении границ Бабаевского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав" (в редакции от 02 июля 2008 года) было установлено в границах Куйского национального вепсского сельсовета с административным центром в деревне Кийно. Деревня Горка являлась административным центром сельского поселения Комоневское, установленного в административных границах Комоневского сельсовета. Деревня Тимошино - сельского поселения Тимошинское в административных границах Тимошинского сельсовета.
Законом Вологодской области от 13 апреля 2009 года N 2003-ОЗ "О преобразовании некоторых муниципальных образований Бабаевского муниципального района Вологодской области" сельское поселение Тимошинское, сельское поселение Куйское национальное вепсское, сельское поселение Комоневское преобразованы путем объединения в муниципальное образование Вепсское национальное с административным центром в деревне Тимошино.
Со ссылкой на объединение сельских поселений, численность вепсского населения в которых составляет 302 человека, Губернатор Вологодской области 16 марта 2010 года обратился в Министерство регионального развития Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. То обстоятельство, что до настоящего времени указанный вопрос не урегулирован, не должно нарушать права Лазаревой Г.В. на пенсионное обеспечение.
При указанных обстоятельствах вывод судов первой и второй инстанции о том, что в назначении социальной пенсии истцу ответчиком отказано незаконно, президиум Вологодского областного суда полагает правильным. Соответственно основания для отмены судебных решений по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Вологодского областного суда
ПОСТАНОВИЛ:
решение Бабаевского районного суда Вологодской области от 11 июля 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 12 сентября 2012 года оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бабаевском районе Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Шепель В.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.