Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 25 апреля 2013 г. по делу N 33-84/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего Гордиенко Ю.А., судей - Даутова М.Ф. и Антонова А.Г., при секретаре Кузнецовой А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 полковника медицинской службы запаса Коваля А.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и командира указанной воинской части, связанных с исключением заявителя из списков личного состава части без обеспечения положенными видами довольствия без предоставления отпуска по личным обстоятельствам, по апелляционной жалобе Коваля А.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Гордиенко Ю.А., изложившего обстоятельства дела и доводы апелляционной жалобы, выступления заявителя Коваля А.В. и его представителя Тагиева М.С. в поддержание доводов жалобы, представителя командира войсковой части 00000 - Порохиной Е.С., возражавшей против удовлетворения жалобы, мнение военного прокурора отдела военной прокуратуры " ... " военного округа Гениатулиной З.Д., полагавшей необходимым решение суда первой инстанции частично отменить и принять новое решение об удовлетворении заявления в части изменения даты исключения заявителя из списков личного состава части с учётом времени нахождения в отпуске по личным обстоятельствам и недоиспользованного основного отпуска, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Коваль, проходивший военную службу по контракту в распоряжении командира войсковой части 00000, имеющий выслугу свыше 20 лет в календарном исчислении, приказом Министра обороны РФ от 5 декабря 2012 года N " ... " уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, с 24 по 31 декабря 2012 года ему предоставлена оставшаяся часть основного отпуска за 2012 год пропорционально прослуженному времени, и с 31 декабря 2012 года он исключён из списков личного состава воинской части (л.д. 7, 8).
C учётом изменений, внесённых в данный приказ Министром обороны РФ приказом от 29 декабря 2012 года N " ... ", Ковалю приказано выплатить единовременное пособие при увольнении в размере 7 окладов денежного содержания и 1 оклад денежного содержания как военнослужащему, награждённому государственной наградой ( " ... "). Данные денежные выплаты в размерах 000000 и 00000 перечислены в банк под расчёт заявителю соответственно, 19 декабря 2012 года и 31 января 2013 года (л.д. 13, 37, 50, 69).
Перед увольнением с военной службы заявитель при проведении с ним беседы в августе 2012 года выразил согласие о предоставлении ему отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток с 17 декабря 2012 года по 15 января 2013 года. С рапортом о предоставлении такого отпуска c 1 по 30 января 2013 года он обратился к командованию 18 декабря 2012 года после ознакомления 14 декабря 2012 года с выпиской из приказа об увольнении с военной службы (л.д. 11, 14, 43).
В период с 23 октября по 9 ноября 2012 года Коваль находился на обследовании и лечении в ФГКУ " " ... "" МО РФ, по окончании лечения признан временно негодным к военной службе с предоставлением полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы на 15 суток (л.д.54).
На основании приказа командира войсковой части 00000 от 14 ноября 2012 года N 1 и рапорта заявителя Коваль в период с 19 ноября по 15 декабря 2012 года обучался без отрыва от службы на курсах усовершенствования по специальности " ... " при " ... " государственной медицинской академии.
По приказу командира войсковой части 00000 от 30 ноября 2012 года N 2 на основании справки-доклада врио начальника отдела кадров воинской части заявителю в период с 1 по 30 декабря 2012 года предоставлен отпуск по личным обстоятельствам (л.д. 67, 68).
Считая свои права нарушенными тем, что при исключении из списков личного состава воинской части он не был обеспечен положенными денежными выплатами и ему не был предоставлен отпуск по личным обстоятельствам, Коваль обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать должностных лиц обеспечить его указанными выплатами и отпуском и после этого исключить из списков личного состава воинской части.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2013 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Коваль просит решение отменить в связи с нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, приводя в обоснование следующие доводы.
Суд не учёл, что единовременное пособие по увольнению с военной службы в размере 7 окладов денежного содержания он получил через 15 дней после исключения из списков личного состава воинской части, а единовременным пособием за награждение государственной наградой на момент принятия судебного решения он обеспечен не был.
Суд не принял во внимание, что своё желание убыть в отпуск по личным обстоятельствам в период с 17 декабря 2012 года по 15 января 2013 года он выразил перед увольнением с военной службы при проведении с ним беседы. Также суд не учёл, что с рапортом о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам он обратился к командованию 18 декабря 2012 года, по окончании курсов усовершенствования при Читинской государственной медицинской академии, на которых он обучался в период с 19 ноября по 15 декабря 2012 года на основании приказа командира воинской части.
Не учёл суд и то, что изданный командиром войсковой части 00000 приказ от 30 ноября 2012 года о предоставлении ему отпуска по личным обстоятельствам в период с 1 по 30 декабря 2012 года противоречит изданному этим же должностным лицом приказу от 14 ноября 2012 года N 1 о нахождении заявителя в период с 19 ноября по 15 декабря 2012 года на курсах усовершенствования при " ... " академии, а также приказу Министра обороны РФ о предоставлении Ковалю отпуска за 2012 год в период с 24 по 31 декабря 2012 года.
Проверив материалы дела и, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Гарантированное ч.5 ст.37 Конституции Российской Федерации право на отдых реализуется военнослужащими в соответствии со статьёй 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающей для них помимо основного отпуска отпуск по личным обстоятельствам.
В соответствии с абз.6 п.10 ст.11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п.12 ст.31 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение), военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями кроме основного отпуска по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим в соответствии с федеральными законами военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за период военной службы.
Согласно п.16 ст.29 Положения предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы.
День исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днём окончания (последним днём) военной службы (п.4 ст.3 Положения).
Приведёнными правовыми нормами закреплено право военнослужащих указанной категории на использование до дня исключения из списков личного состава воинской части отпуска по личным обстоятельствам при наличии их волеизъявления об этом и на другие, положенные виды отпусков.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя, касающегося предоставления отпуска по личным обстоятельствам, суд первой инстанции исходил из того, что Коваль обратился с рапортом о предоставлении ему такого отпуска после издания должностным лицом приказа об увольнении заявителя с военной службы.
Вместе с тем, данная позиция гарнизонного военного суда не основана на приведённых выше нормах материального права, возлагающих на должностных лиц обязанность предоставлять военнослужащим названной категории до исключения из списков личного состава воинской части полагающиеся им отпуска, в том числе, при наличии соответствующего волеизъявления и отпуск по личным обстоятельствам.
Как видно из материалов дела, Коваль, увольняемый с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, имея выслугу свыше 20 лет в календарном исчислении, до дня исключения из списков личного состава воинской части в силу п.12 ст.31 и п.16 ст.19 Положения имел право на отпуск по личным обстоятельствам, ранее не использованный им, выразил об этом своё желание при проведении с ним беседы в августе 2012 года и в рапорте от 18 декабря 2012 года, однако до окончания службы вопреки требованию п.16 ст.19 Положения обеспечен этим отпуском не был.
Данные обстоятельства и нормы права имеют существенное значение для дела, однако не были приняты во внимание судом первой инстанции.
Что же касается приказа командира войсковой части 00000 от 30 ноября 2012 года N 2 о предоставлении заявителю в период с 1 по 30 декабря 2012 года отпуска по личным обстоятельствам, то данный приказ не имеет юридической силы, как изданный ненадлежащим должностным лицом.
В силу приказа Министра обороны РФ от 5 октября 2011 года N " ... " проекты приказов по личному составу, в том числе и о предоставлении военнослужащим всех видов отпусков, предоставляются на подпись Министру обороны РФ, что в отношении заявителя в части предоставления ему отпуска по личным обстоятельствам, должностными лицами выполнено не было.
На незаконность приказа командира войсковой части 00000 от 30 ноября 2012 года N 2 указывает и наличие изданного этим же должностным лицом приказа от 14 ноября 2012 года N 1 о нахождении заявителя в период с 19 ноября по 15 декабря 2012 года на курсах усовершенствования, а также наличие приказа Министра обороны РФ о предоставлении заявителю в период с 24 по 31 декабря 2012 года части основного отпуска. Заявитель не мог одновременно находиться в отпуске по личным обстоятельствам, на обучении на курсах усовершенствования и в основном отпуске.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции в части требования о предоставлении заявителю отпуска по личным обстоятельствам подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (неприменение закона, подлежащего применению) и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (пп. 1,4 ч.1, п.1 ч.2 ст.330 ГПК РФ), с принятием нового решения об удовлетворении заявления в этой части, с признанием необоснованным исключения заявителя с 31 декабря 2012 года из списков личного состава части и о возложении на должностное лицо обязанности изменить дату исключения Коваля из указанных списков на 9 февраля 2013 года (с учётом положенных заявителю 30 суток отпуска по личным обстоятельствам с 1 по 30 января 2013 года и возникшим в этой связи правом на 9 суток основного отпуска за 2013 год пропорционально прослуженному времени - из расчёта 45 суток как военнослужащему, имеющему выслугу свыше 20 лет, и 5 суток за службу в отдалённой местности (пп."г" п.2 и пп."б" п.4 ст.29 Положения), итого 50 суток за год разделить на 12 и умножить на 2 месяца, с округлением до полных суток в сторону увеличения (п.3 ст.29 Положения), с исключением из списков личного состава части на следующий день после окончания отпуска), с обеспечением его по указанную дату положенными видами довольствия.
В таком случае право заявителя на отпуск по личным обстоятельствам и возникшее в этой связи право на основной отпуск за 2013 год пропорционально прослуженному времени будут восстановлены. При этом суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.2 и абз.2 ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, действует в интересах законности, в целях защиты нарушенного права заявителя на отдых в период прохождения военной службы, а именно, на полноту обеспечения его при исключении из списков личного состава части положенными отпусками.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что право заявителя на получение положенных ему при увольнении с военной службы денежных выплат, которые, как признал заявитель, им получены, восстановлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей при подаче заявления в суд первой инстанции и 100 рублей при подаче апелляционной жалобы в силу ч.1 ст.88 и ч.1 ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию в пользу заявителя с довольствующего органа - Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации".
Нарушений норм процессуального права по делу не допущено.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 и 330 ГПК РФ, окружной военный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Читинского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2013 года по гражданскому делу по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 полковника медицинской службы запаса Коваля А.В. об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и командира указанной воинской части, связанных с исключением из списков личного состава части без обеспечения положенными видами довольствия и без предоставления отпуска по личным обстоятельствам в части, касающейся исключения заявителя из списков личного состава воинской части с 31 декабря 2012 года без предоставления отпуска по личным обстоятельствам отменить и принять в этой части новое решение об удовлетворении заявления.
Признать действия Министра обороны РФ и командира войсковой части 00000, связанные с исключением Коваля А.В. из списков личного состава воинской части с 31 декабря 2012 года без предоставления отпуска по личным обстоятельствам незаконными. Обязать Министра обороны РФ внести изменение в свой приказ от 5 декабря 2012 года N " ... " об исключении Коваля А.В. из списков личного состава воинской части с 9 февраля 2013 года (с учётом времени предоставления ему с 1 января 2013 года 30 суток отпуска по личным обстоятельствам и с 31 января 2013 года 9 суток основного отпуска за 2013 год пропорционально прослуженному времени). Обязать перечисленных должностных лиц обеспечить заявителя положенными видами довольствия до указанной даты включительно.
Взыскать с Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны Российской Федерации" в пользу Коваля А.В. 300 (триста) рублей в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины по данному делу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Подлинное за надлежащими подписями.
Верно:
Судья Восточно-Сибирского
окружного военного Ю.А. Гордиенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.