Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Федоровой Г.И.
судей Кулигина Д.В., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Козиной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 1 марта 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Верхнебуреинского района Хабаровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Верхнебуреинского района о возложении обязанности обеспечить доступ в здание Администрации лиц, с ограниченными возможностями путем установки пандуса на входе в здание Администрации, по апелляционному представлению прокурора на решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 21 ноября 2012 года.
Заслушав доклад судьи Поздняковой О.Ю., объяснения прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Верхнебуреинского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности оборудовать на входе в здание Администрации пандус для свободного передвижения инвалидов. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов было установлено, что в нарушение Конституции РФ, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" и СНиП 35-01-2001 вход в здание Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, расположенного в п.Чегдомын ул.Центральная д.49 не имеет устройств беспрепятственного доступа маломобильных групп населения (пандуса), что лишает инвалидов-колясочников конституционного права на свободное передвижение, осуществления полноценной жизни наравне с другими гражданами. Просил возложить на Администрацию района обязанность обустроить пандус на центральном входе в здание и определить срок исполнения решения суда.
Решением Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 21 ноября 2012 года в удовлетворении требований прокурора - отказано.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что здание администрации 1980 года постройки включает 5 этажей находится в удовлетворительном техническом состоянии имеет пять входов, обустройство которых пандусами невозможно. Технически перевооружить существующее здание без проведения его реконструкции нецелесообразно, так как для этого потребуется существенное переустройство, что конструктивно не представляется возможным. Установка пандуса на входе в администрацию не представляется возможной, поскольку крыльцо имеет высоту 2 м 85 см., внутри здание также не соответствует требованиям СНиП, что не обеспечит инвалидам-колясочникам возможность свободно передвигаться внутри здания. Тогда как администрацией района предприняты другие меры для реализации прав маломобильных групп населения, как то организован телефон горячей линии, специалистами отделов администрации осуществляется выезд по месту жительства указанных лиц, которые к тому же не имеют возможности выхода на улицу.
В апелляционном представлении прокурор Верхнебуреинского района Хабаровского края считая решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Указывает, сто СНиП 35-01-2001 г. распространяется на проектируемые и строящиеся здания, но и на их реконструкцию. Тогда как обеспечение инвалидам-колясочникам возможности попасть в здание, обеспечит возможность общения со специалистом без вызова его на дом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав пояснения представителя ответчика, прокурора, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить по следующим основаниям.
По делу установлено, что пятиэтажное административное здание, расположенное в п.Чегдомын ул.Центральная д.49, в котором находится Администрации Верхнебуреинского муниципального района, находится в муниципальной собственности, имеет пять входов, ни один из которых не оборудован специальными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами, пандусам), что препятствует свободному доступу инвалидов в здание, осуществлению полноценной жизни наравне с другими гражданами.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. ст. 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание Администрации муниципального района, в котором к тому же расположена прокуратура, кафе, спортивный клуб.
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
В соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года N 78, вышеуказанное здание является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него, в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых здание должно быть приспособлено для доступа инвалидов.
В материалах дела имеется фотоматериал, из которого видно, что вход в здание Администрации Верхнебуреинского муниципального района имеет широкое и высокое крыльцо оборудованное ступенями, однако не оборудован специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов, факт отсутствия таких приспособлений при входе в здание стороны не отрицали.
Отказывая в иске прокурора, суд исходил из того, что устройство пандуса на указанном крыльце невозможно, поскольку оно имеет высоту 2,8 м., что при устройстве пандуса не позволяет соблюсти требования изложенные в п.3.29 СНиП 35-01-2001, однако с таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку данный пункт строительных норм и правил указывает на максимальную высоту 0,,8 м. одного подъема (марша) пандуса при уклоне 0,8 %, но не содержит ограничений по высоте крыльца, тогда как какие-либо расчеты о возможности обустройства на данном крыльце пандуса, состоящего из нескольких маршей, ответчиком не представлены, судом не установлены.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд сослался на комиссионный акт осмотра здания, составленный: и.о.главы администрацией; заведующей сектором архитектуры и градостроительства; заведующей организационно-методическим сектором, ведущим специалистом сектора архитектуры и градостроительства, и на основании которого комиссией сделан вывод, приведение конструктивных частей здания, а именно устройство входов и организации пути движения, а также устройство лестниц и пандусов, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов в здание, не представляется возможным. Технически перевооружить существующее здание без проведения его реконструкции невозможно, тогда как реконструкция здания не планируется.
Между тем судом вышеуказанный акт не мог быть положен в основу решения суда без проверки изложенных в нем обстоятельств, поскольку он не подтвержден расчетами, не содержит сведений о конкретных препятствиях для преодоления инвалидами, которые имеются в здании, не содержит варианты возможных путей решения проблемы. Кроме того, составлен работниками Администрации района, т.е. лицами, находящимися в подчинении ответчика.
В материалах дела имеется поэтажный план здания, из которого не следует, что внутри здания имеются какие-либо препятствия, не позволяющие инвалидам проникать на 1 этаж здания, для решения возникающих у них проблем.
Положенные в основу решения доводы о том, здание, расположенное по адресу: п.Чегдомын ул.Центральная д.49 построено и введено в эксплуатацию в 1980 году, в связи с чем на него не распространяются требования СНиП и Градостроительного кодекса РФ не состоятельны в силу неверного толкования норм материального закона.
К тому же прокурором заявлены требования только об устройстве пандуса к центральному входу в здание, что возможно и без проведения реконструкции всего здания, поскольку не затрагивает его конструктивные элементы.
Правовые и социальные меры, гарантированные государством, по обеспечению инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленные на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, должны быть реально им предоставлены.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно истолкованы нормы ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что в соответствии со ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
Поскольку обстоятельства дела установлены имеющимися в деле данными, но материальный закон судом истолкован и применен неправильно, судебная коллегия находит возможным, вынести новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований. С учетом необходимости производства работ при установке стабильных положительных температур, суд определяет срок исполнения обязательства до 01.10.2013 года, который является достаточным для исполнения обязательства.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.328, 329, и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края удовлетворить.
Решение Верхнебуреинского районного суда Хабаровского края от 21 ноября 2012 года по исковому заявлению прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Верхнебуреинского района о возложении обязанности обеспечить доступ в здание Администрации лиц, с ограниченными возможностями путем установки пандуса на входе в здание Администрации отменить, принять по делу новое решение.
Требования прокурора Верхнебуреинского района Хабаровского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края установить пандус на центральном входе в здание Администрации Верхнебуреинского муниципального района, расположенном по адресу: п.Чегдомын ул.Центральная д.49 в срок до 01.10.2013 г.
Определение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Хабаровского краевого Суда в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу.
Председательствующий Федорова Г.И.
Судьи Кулигин Д.В.
Позднякова О.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.