Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 27 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Ходусовой И.В.
судей Изюмовой Е.А., Процкой Т.В.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 27 марта 2013 года гражданское дело по иску Доготарь Т.Л. к УМВД России по Забайкальскому краю, пенсионному отделу УМВД по Забайкальскому краю о включении периодов работы в стаж выслуги для назначения пенсии, взыскании невыплаченной суммы единовременного пособия, компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, взыскании невыплаченной дополнительной надбавки
по апелляционным жалобам сторон
на решение Центрального районного суда города Читы от 18 июня 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования Доготарь Т.Л. к УМВД России по Забайкальскому краю, пенсионному отделу УМВД по Забайкальскому краю удовлетворить частично.
Взыскать с УМВД России по Забайкальскому краю в пользу Доготарь Т.Л. невыплаченное единовременное пособие в сумме "данные изъяты".
Обязать пенсионный отдел УМВД России по Забайкальскому краю произвести перерасчёт пенсии исходя из стажа службы Доготарь Т.Л. в органах внутренних дел - 25 лет 3 месяцев 17 дней с 26 ноября 2011 года.
В остальной части в удовлетворении требований Доготарь Т.Л. к УМВД России по Забайкальскому краю отказать.
Заслушав доклад судьи Изюмовой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Доготарь Т.Л. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. При увольнении её из органов внутренних дел 25 ноября 2011 года, отдел кадров УМВД России по Забайкальскому краю неверно определил стаж работы для выплаты единовременного пособия. В стаж работы не засчитан период службы - 13 лет 8 месяцев и 23 дня в управлении Федеральной службы налоговой полиции. В результате неверного определения стажа, ей не выплачено 10 окладов единовременного пособия в сумме 83240 рублей. Также, работодателем в период с 1 августа по 25 ноября 2011 года ей необоснованно не выплачивалась дополнительная надбавка, предусмотренная приказом N от 20 октября 2008 года. Кроме того, при увольнении не выплачена компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за 2010 год. В выслугу лет для назначения пенсии ответчиком не засчитан стаж ее работы на предприятиях и в организациях, который на основании ст. 50 Положения о прохождении службы в налоговой полиции, подлежит включению в стаж службы в налоговой полиции. С учетом уточнений, просила суд включить в стаж выслуги для назначения пенсии службу в органах налоговой полиции в размере 21 год 9 месяцев и 20 дней, взыскать с УМВД России по Забайкальскому краю сумму невыплаченного единовременного пособия "данные изъяты", компенсацию за неиспользованный дополнительный отпуск в сумме "данные изъяты", сумму невыплаченной дополнительной надбавки за период с 1 августа по 25 ноября 2011 года - "данные изъяты".
Судом постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с решением суда, истица Доготарь Т.Л. обратилась с апелляционной жалобой и дополнениями к ней, в которых просит решение изменить, настаивает на удовлетворении ее исковых требований в части определения общего стажа для назначения пенсии по линии МВД, просит включить льготный стаж службы в органах внутренних дел в размере 4 года 2 месяца 1 дней, а также стаж работы на предприятиях и в организациях в размере 5 лет, поручить пенсионному отделу УМВД России по Забайкальскому краю произвести перерасчет пенсии с учетом неучтенного стажа службы с 26 ноября 2011 года, перерасчет пенсии в соответствии с требованиями Положения о службе в органах внутренних дел.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней представитель ответчика Размахнин А.А. выражает несогласие с решением суда в части взыскания дополнительной суммы единовременного пособия при увольнении, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что между расчетом выслуги лет для назначения пенсии и расчетом выслуги лет для выплаты единовременного пособия при увольнении имеется существенная разница. В выслугу лет истицы для выплаты единовременного пособия при увольнении подлежат зачету только периоды ее службы в органах налоговой полиции РФ в качестве сотрудника, имеющего специальные звания, а также периоды службы в органах внутренних дел. Считает, что судом неправомерно включен стаж истицы - 16 лет 10 месяцев 17 дней в расчет выслуги для выплаты единовременного пособия. Также выражает несогласие с решением суда в части, касающейся перерасчета выслуги лет исходя из стажа Доготарь Т.Л. в органах внутренних дел - 25 лет 3 месяца 17 дней, поскольку порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии для лиц, имеющих специальные звания налоговой полиции, действующим законодательством не урегулирован, а примененный судом Указ Президента РФ от 15 мая 1996 года N 718 к настоящему спору не применим. Просит решение в части удовлетворенных исковых требовании Доготарь Т.Л. отменить, в удовлетворении требований отказать.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Доготарь Т.Л. считает жалобу необоснованной.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на жалобу представителя ответчика, выслушав объяснения Доготарь Т.Л. поддержавшую доводы своей жалобы, дополнительно пояснившую о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении ее требований о включении в стаж службы необходимый для исчисления пенсии периодов ее работы в Флорештском Табакфермзаводе с "Дата" по "Дата" в должности старшего бухгалтера, с "Дата" по "Дата" в должности бухгалтера, "Дата" по "Дата" в должности заместителя главного бухгалтера, представителя истицы Вецину А.И., поддержавшую доводы жалобы Доготарь Т.Л. и возражавшую против удовлетворения жалобы ответчика, представителя УМВД РФ по Забайкальскому краю Размахнина А.А., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, приказом N л/с от 30 июня 2003 года майор налоговой полиции Доготарь Т.Л. уволена на основании Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 года N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" и в связи с ликвидацией органа налоговой полиции по пункту "е" статьи 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции.
Согласно выписки из приказа, выслуга лет для назначения истице пенсии на 1 июля 2003 года в календарном исчислении составила 13 лет 08 месяцев и 23 дня, в льготном - 1 год 10 месяцев 26 дней, учёба - 1 год 10 месяцев 28 дней - всего 16 лет 10 месяцев 17 дней (л.д. 5).
Из сообщения начальника ФИНО Управления ФСКН России по Забайкальскому краю начальнику ОК УК УВД по Забайкальскому краю от 18 ноября 2008 года следует, что единовременное пособие при увольнении 30 июня 2003 года Доготарь Т.Л. не выплачивалось (л.д. 6).
С 1 июля 2003 года Доготарь Т.Л. проходила службу в органах внутренних дел.
Приказом N л/с от 25 ноября 2011 года Доготарь Т.Л. уволена из органов внутренних дел по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел, по сокращению штатов. Выслуга лет по состоянию на 25 ноября 2011г. определена в календарном исчислении - 25 лет 7 месяцев 17 дней, в льготном исчислении - 31 год 03 месяца 15 дней. В срок службы для выплаты единовременного пособия засчитано 10 лет 10 месяцев и 15 дней (л.д. 4).
При увольнении Доготарь Т.Л. выплачено выходное пособие в размере 10 окладов в сумме "данные изъяты" (л.д. 12).
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Доготарь Т.Л., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что периоды работы истицы на предприятиях и организациях до ее работы в органах налоговой полиции не подлежат включению в стаж службы в органах внутренних дел, принимаемый для исчисления пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами и суждениями суда первой инстанции, как основанными на неправильном толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, до службы в органах налоговой полиции Доготарь Т.Л. работала в Флорештском Табакфермзаводе с "Дата" по "Дата" в должности старшего бухгалтера, с "Дата" по "Дата" в должности бухгалтера, с "Дата" по "Дата" в должности заместителя главного бухгалтера.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (в редакции от 31 декабря 2002 года) пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции от 30 июня 2002 года).
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
На момент увольнения истицы из органов налоговой полиции Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Учитывая вышеприведенные положения закона, спорные периоды работы истицы в Флорештском Табакфермзаводе подлежат включению в выслугу лет, принимаемую для назначения пенсии.
В этой связи, решение суда в указанной части подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права, а исковые требования Доготарь Т.Л. удовлетворению.
Разрешая спор и обязывая пенсионный отдел УМВД России по Забайкальскому краю произвести перерасчет пенсии истицы исходя из стажа службы в органах внутренних дел - 25 лет 3 месяца 17 дней, суд первой инстанции, не выяснил какие периоды службы истицы ответчик включил в стаж, принимаемый для исчисления пенсии по выслуге лет, а какие периоды не включил в указанный стаж, не установил, какой стаж был принят ответчиком для начисления пенсии по выслуге лет при увольнении истицы со службы, т.е. не установил обстоятельства имеющие существенное значение для дела.
При таких обстоятельствах решение суда в этой части нельзя признать правильным, оно подлежит отмене.
Как следует из представленного в суд апелляционной инстанции расчета выслуги лет, составленного ответчиком, в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД РФ на момент увольнения была засчитана учеба истицы в период с "Дата" по "Дата", работа истицы в органах государственной налоговой инспекции с "Дата" по "Дата", служба истицы в органах налоговой полиции с "Дата" по "Дата", службы в органах МВД РФ с "Дата" по "Дата" В календарном исчислении выслуга определена 21 год 03 месяца 10 дней, в льготном исчислении выслуга, принимаемая для назначения пенсии, определена 26 лет 08 месяцев 18 дней (л.д. 169 - 172).
В выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД РФ не засчитана работа истицы в органах государственной налоговой инспекции с "Дата" по "Дата"
Данное решение ответчика судебная коллегия находит обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается служба в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции засчитывается работа в органах государственной налоговой инспекции работникам, имеющим классные чины.
Как следует из материалов дела, классный чин истице был присвоен "Дата" Поскольку в период с "Дата" по "Дата" Доготарь Т.Л., работая в налоговой инспекции, классного чина не имела, оснований для включения указанного периода в выслугу лет для назначения пенсии с учетом вышеназванных положений закона, не имеется.
В выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД РФ не засчитан период работы истицы в Флорештском Табакфермзаводе с "Дата" по "Дата" в должности старшего бухгалтера, с "Дата" по "Дата" в должности бухгалтера, с "Дата" по "Дата" в должности заместителя главного бухгалтера.
Однако, как указано выше, указанные периоды подлежат включению в выслугу лет для назначения истице пенсии.
Таким образом, с учетом подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы истицы в Флорештском Табакфермзаводе, назначенная истице пенсия по выслуге лет должна быть ответчиком пересчитана исходя из выслуги лет в льготном исчислении 31 год 08 месяцев 18 дней с момента назначения данной пенсии.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Доготарь Т.Л. о взыскании с ответчика единовременного пособия в размере десяти окладов денежного содержания, суд исходил из того, что выслуга лет истицы, засчитанная ей для назначения пенсии, принимается и как выслуга лет, необходимая для выплаты единовременного пособия.
Судебная коллегия считает, что данный вывод является неправильным, поскольку он не основан на законе, а доводы апелляционной жалобы ответчика в этой части заслуживающими внимания.
При увольнении Доготарь Т.Л. из органов налоговой полиции в связи с организационно - штатными мероприятиями ей в соответствии с абзацами 1 и 2 ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.05.1993г. N 4991-1 полагалась выплата единовременного пособия.
Указанная выплата при увольнении истице произведена не была.
В соответствии с ч 7 ст. 54 Федерального закона от 30.06.2003г. N 86 - ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции и принятым на службу в федеральные органы исполнительной власти или иные государственные органы в порядке перевода, выплачиваются пособия, а также предоставляются социальные гарантии и компенсации в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими условия службы в федеральных органах исполнительной власти или иных государственных органах, в которые они приняты на службу в порядке перевода.
Порядок выплаты единовременного пособия при увольнении со службы в из органов внутренних дел производится в соответствии с "О порядком исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941.
Согласно п.п. "б" п. 17 указанного Постановления в ред. от 25.08.2012 года лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, подлежит выплате при увольнении со службы единовременно пособие в размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - 5 месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания.
Единовременное пособие увольняемым со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы выплачивается за полные годы выслуги, без округления их в сторону увеличения. В выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в пункте 1 настоящего Постановления.
Согласно п. 1 данного Постановления в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава засчитывается служба в милиции (полиции), а также служба в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" в выслугу лет в федеральных органах налоговой полиции засчитывается работа в органах государственной налоговой инспекции работникам, имеющим классные чины.
Учитывая приведенные положения закона, в выслугу лет Доготарь Т.Л. для выплаты единовременного пособия подлежит включению период ее работы в органах налоговой инспекции, когда она имела классный чин, т.е. с "Дата" по "Дата" - 8 лет 5 месяцев 13 дней.
Таким образом, с учетом включенных ответчиком в выслугу лет для выплаты единовременного пособия периодов службы истицы в органах налоговой полиции и в органах внутренних лет, указанная выслуга лет истицы составляет в календарном исчислении - 19 лет 3 месяца и 19 дней.
В силу п.п. "б" п. 17 Постановления N 941 от 22.09.1993г. при выслуге от 15 до 20 календарных лет при увольнении подлежит выплате единовременное пособие 15 месячных окладов.
Поскольку, при увольнении истице было выплачено 10 окладов месячного содержания, с ответчика в ее пользу подлежат взысканию 5 окладов в размере "данные изъяты".
Учитывая данное обстоятельство, решение суда в этой части нельзя признать законным, оно подлежит изменению.
В остальной части решение суда судебная коллегия находит подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Читы от 18 июня 2012 года в части удовлетворения исковых требований о взыскании невыплаченного единовременного пособия изменить.
Взыскать с УМВД России по Забайкальскому краю в пользу Доготарь Т.Л. невыплаченное единовременное пособие в сумме "данные изъяты".
Решение суда в части возложения на пенсионный отдел УМВД России по Забайкальскому краю произвести перерасчет пенсии исходя из стажа службы Доготарь Т.Л. в органах внутренних дел 25 лет 3 месяцев 17 дней с 26 ноября 2011г. и в части отказа Доготарь Т.Л. в удовлетворении исковых требований о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов ее работы в Флорештском Табакфермзаводе с "Дата". по "Дата". в должности старшего бухгалтера, с "Дата". по "Дата" в должности бухгалтера, с "Дата" по "Дата". в должности заместителя главного бухгалтера отменить.
Принять в этой части новое решение.
Включить в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы Доготарь Т.Л. в Флорештском Табакфермзаводе с "Дата". по "Дата". в должности старшего бухгалтера, с "Дата". по "Дата". в должности бухгалтера, с "Дата". по "Дата". в должности заместителя главного бухгалтера.
Обязать Управление Министерства внутренних дел РФ по Забайкальскому краю произвести перерасчет размера выплачиваемой Доготарь Т.Л. пенсии по выслуге лет с учетом указанных периодов с 26 ноября 2011г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, жалобу представителя УМВД России по Забайкальскому краю Размахнина А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Ходусова И.В.
Судьи Изюмова Е.А.
Процкая Т.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.