Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 14 мая 2013 г. по делу N 33А-133/2013
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова А.В., судей Фартышева В.П. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Мухаметчиной Ф.Б.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению полковника запаса Дмитрина Владимира Геннадьевича об оспаривании решения воинского должностного лица об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учёта нуждающихся в получении жилых помещений
по апелляционной жалобе заявителя на решение Омского гарнизонного военного суда от 04 марта 2013 года, которым было отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., изложившего обстоятельства дела и доводы жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
как видно из материалов дела, полковник запаса Дмитрин проходил военную службу по контракту в филиале военного представительства ... Министерства обороны Российской Федерации, где в 1994 году обеспечивался с членами семьи по установленным нормам жилым помещением по социальному найму, которое в дальнейшем приватизировал и продал.
16 февраля 2009 года Дмитрин, на тот момент заключивший новый брак и занимающий должность военного комиссара ... , как не обеспеченный жильём за счёт средств военного ведомства, жилищной комиссией военного комиссариата названной области поставлен в очередь на получение жилого помещения.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 09 июля 2010 года N *** Дмитрин в связи с организационно-штатными мероприятиями уволен с военной службы с оставлением в списках очередников на получение жилой площади и избранием места жительства - город N..
10 января 2013 года начальник 2 отдела Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник отдела "Центррегионжильё") принял решение N *** об отказе в заключении, с находящимся в запасе Дмитриным, договора социального найма, в связи с отсутствием документов о сдаче ранее полученного жилого помещения, и снятии того с учёта нуждающихся в получении жилых помещений по причине неправомерных действий должностных лиц жилищной комиссии, при решении вопроса о принятии на таковой учёт.
Будучи несогласным с данным решением Дмитрин обратился в суд с заявлением, в котором его оспорил и просил обязать заинтересованных лиц предоставить ему с членами семьи жилое помещение в собственность либо выдать государственный жилищный сертификат.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении данного заявления отказано.
В апелляционной жалобе Дмитрин выражает несогласие с состоявшимся решением суда и просит его отменить, в обоснование чего со ссылкой на нормативные правовые акты указывает, что предоставленная ему в период военной службы жилое помещение не соответствует нормам, установленным статьёй 15.1 Федеральным законом "О статусе военнослужащих", неправомерно, по его мнению, не применены нормы статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также не учтён приоритет положений того же Кодекса над ведомственными инструкциями. Кроме того, автор жалобы обращает внимание, что в оспариваемом решении не учитываются законные права всех членов его семьи.
Проверив материалы дела в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах, окружной военный суд находит обжалуемое судебное постановление законным и обоснованным.
Так, в силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Пунктом 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, определенно, что договор социального найма предоставленного жилого помещения не может быть заключен до сдачи жилого помещения, в случае утраты лицом до заключения такого договора, оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения.
В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2011 года N ВКГПИ11-69 данный пункт Инструкции признан не противоречащим действующему законодательству и констатировано, что в оспариваемом пункте идет речь не о порядке сдачи жилого помещения, а о случаях, при которых не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилых помещений, а именно в случае утраты до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что заявитель как военнослужащий военного представительства был обеспечен промышленным предприятием по установленным нормам на состав его семьи жилым помещением по социальному найму, куда вселён на основании ордера исполнительного комитета Кыштымского городского Совета народных депутатов. В дальнейшем предоставленное ему жилое помещение он приватизировал и продал, а в 2009 году обратился в жилищную комиссию по новому месту службы для постановки в очередь на получение жилья от военного ведомства.
Однако в нарушение требований пункта 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и, действующего на тот момент, пункта 27 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80, Дмитрин к заявлению о принятии на учёт не приложил документы, подтверждающие его право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а именно справку о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Следовательно, заявитель был принят на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, неправомерно.
То обстоятельство, что данное жилое помещение выделено заявителю в 1994 году не военным ведомством, на рассматриваемые правоотношения не влияет, так как оно было предоставлено ему как военнослужащему военного представительства, а не как работнику предприятия.
Этот вывод согласуется с действующими в то время положениями абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 года N 4338-1 о предоставлении военнослужащим жилых помещений за счёт государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации, а также пункта 5 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно - Морском флоте, введённого в действие приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285, которым определялось обеспечение жилыми помещениями военных представителей на промышленных предприятиях за счёт жилищного фонда этих предприятий, а при отсутствии у таковых жилой площади - за счёт источников по согласованию между администрацией предприятия и исполком местного Совета депутатов трудящихся.
Помимо изложенного, после избрания заявителем постоянного места жительства отличного от места прохождения им военной службы, рассматриваемые правоотношения подпадают под положения подпункта "д" пункта 10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение начальника отдела "Центррегионжильё" является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Довод заявителя о не обеспечении его с членами семьи в период военной службы жилым помещением по нормам, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не основан на законе, так как согласно статьям 50 и 51 Жилищного кодекса РФ таковые являются нормами предоставления жилого помещения, а одним из оснований, для признания нуждающимся в жилье, может служить обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы, под которое, как следует из материалов дела, заявитель и члены его семьи не подпадают.
Не подлежат применению в отношении заявителя и положения статьи 53 Жилищного кодекса РФ, на что указывает автор апелляционного обращения, так как в силу пункта 6 статьи 12 того же Кодекса к компетенции Министерства обороны Российской Федерации в области жилищных отношений, как органа государственной власти, относятся вопросы определения порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом.
Нарушений процессуального закона из представленных материалов не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Омского гарнизонного военного суда от 04 марта 2013 года по заявлению Дмитрина Владимира Геннадьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.