Заместитель председателя Алтайского краевого суда Ермаков Э.Ю., рассмотрев в порядке надзора жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Александровское" - Имановой Н.Ф. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Локтевского района Алтайского края от 12 октября 2012 года и решение судьи Локтевского районного суда Алтайского края от 05 февраля 2013 года, которыми
общество с ограниченной ответственностью "Александровское", расположенное по адресу: "адрес",
признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты",
УСТАНОВИЛ:
23 декабря 2010 года государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Х. в адрес ООО "Александровское" вынесено предписание ***, согласно которому последнему в срок до 20 июля 2012 года было необходимо устранить ряд нарушений ветеринарно-санитарных правил:
1. Огородить территорию фермы;
2. При въезде на территорию фермы оборудовать дезбарьер;
3. Осуществить утилизацию и уничтожение биологических отходов в скотомогильник, отвечающий ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов;
4. Огородить территорию скотомогильника забором, по всему периметру с внутренней стороны забора выкопать траншею с валом из вынутого грунта;
5. Над ямой оборудовать навес;
6. На территории скотомогильника оборудовать помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Актом проверки от 17 августа 2012 года *** установлено, что названные пункты указанного выше предписания ООО "Александровское" не исполнены.
31 августа 2012 года старшим государственным инспектором отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в отношении ООО "Александровское" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вышеуказанным постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением судьи районного суда, ООО "Александровское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В надзорной жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, представитель ООО "Александровское" - Иманова Н.Ф. просит об отмене указанных судебных постановлений и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что предписание от 23 декабря 2010 года является незаконным; ООО "Александровское" лишено возможности огородить территорию фермы забором ввиду того, что земельный участок, а также расположенные на нем здания не оформлены в собственность общества; пункты 5-8 предписания не могут быть выполнены обществом, так как скотомогильник не находится у него ни в собственности, ни на праве аренды или безвозмездного пользования; мировым судьей не была рассмотрена жалоба на предписание в рамках настоящего дела; представитель общества не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; постановление мирового судьи немотивированно.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены судебных постановлений не нахожу.
Право должностных лиц органа государственного контроля (надзора) выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в ходе проверки нарушений с указанием сроков их устранения предусмотрено положениями подп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении от 31 августа 2012 года следует, что основанием для привлечения к административной ответственности ООО "Александровское" за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужило невыполнение им в срок до 20 июля 2012 года требований пунктов 1-2, 5-8 предписания государственного инспектора отдела внутреннего ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай об устранении нарушений ветеринарно-санитарных правил.
Факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), о необходимости огородить территорию фермы, а также при въезде на нее оборудовать дезбарьер подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31 августа 2012 года *** (л.д.1-3), актом проверки от 17 августа 2012 года *** (л.д.18-20), фотографиями, подтверждающими неисполнение предписания (л.д.21-24), предписанием по устранению нарушений от 23 декабря 2010 года *** года (л.д.14-15), приказом о проведении проверки от 24 июля 2012 года *** (л.д.36-39), оцененными мировым судьей по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств в совокупности с иными материалами дела (ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При таких обстоятельствах вывод мирового судьи о наличии в действиях ООО "Александровское" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Довод жалобы о том, что постановление мирового судьи не мотивированно, является несостоятельным, поскольку таковое в полной мере соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на то, что представитель общества не был уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, также подлежит отклонению, поскольку материалами дела подтверждается факт направления уведомления о составлении протокола об административном правонарушении в адрес юридического лица (л.д.16), которые были получены адресатом (л.д.17), что не оспаривалось им, тогда как обязанность направлять соответствующие уведомления представителю юридического лица до возбуждения дела об административном правонарушении Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, что вытекает из смысла части 4 статьи 25.5 названного Кодекса. Данное обстоятельство, однако, не исключает возможности участия представителя при составлении протокола об административном правонарушении при условии обеспечения такового юридическим лицом.
Утверждение в жалобе о незаконности пунктов 1-2 предписания от 23 декабря 2010 года не может быть принято во внимание, поскольку содержащиеся в них требования в полной мере соответствуют требованиям п.1.10 Норм технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих, птицеводческих предприятий и крестьянских хозяйств. НТП-АПК 1.10.07.001-02, утвержденных Минсельхозом Российской Федерации 27 декабря 2002 года, п.6.8 Правил проведения дезинфекции и дезинвазии объектов государственного ветеринарного надзора, утвержденных Минсельхозом Российской Федерации 15 июля 2002 года.
Указание Имановой Н.Ф. на то, что ООО "Александровское" лишено возможности огородить территорию фермы забором ввиду того, что земельный участок, а также расположенные на нем здания не оформлены в собственность общества, также безосновательно ввиду того, что исполнение обязанности по соблюдению хозяйствующим субъектом ветеринарно-санитарных правил не может быть поставлено в зависимость от надлежащего оформления им в собственность используемых объектов недвижимости.
Не имеет правового значения и довод жалобы о том, что мировым судьей не была рассмотрена жалоба на предписание в рамках настоящего дела, так как процедура обжалования предписания должностного лица находится за рамками производства по делу об административном правонарушении, а, кроме того, законность предписания являлась предметом проверки судей при установлении наличия в действиях ООО "Александровское" состава вмененного правонарушения.
Между тем заслуживает внимания довод жалобы о том, что пункты 5-8 предписания не могут быть выполнены ООО "Александровское", так как скотомогильник не находится у него ни в собственности, ни на праве аренды или безвозмездного пользования.
Как следует из материалов дела, 17 августа 2012 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки государственным инспектором установлен факт неисполнения ООО "Александровское" в установленный срок, наряду с прочими, пунктов 5-8 предписания N *** от 23 декабря 2010 года, о необходимости осуществлять утилизацию и уничтожение биологических отходов в скотомогильник, огородить территорию скотомогильника забором, оборудовать над ямой навес, оборудовать на территории скотомогильника помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфецирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Согласно ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
Таким образом, собственниками скотомогильников (биотермических ям) могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, скотомогильник (биотермическая яма) не может находиться в собственности ООО "Александровское".
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "Александровское" в настоящее время использует скотомогильник на праве аренды или праве безвозмездного пользования, а также имеет полномочия по оборудованию скотомогильника.
В связи с этим неисполнение пунктов 5-8 предписания *** от 23 декабря 2010 года подлежит исключению из объема вмененного ООО "Александровское" правонарушения.
Несмотря на исключение из объема вмененного правонарушения невыполнение пунктов 5-8 предписания, назначенное мировым судьей наказание в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" изменению не подлежит, поскольку назначено в минимальном размере, установленном санкцией указанной статьи.
При таких обстоятельствах неисполнение пунктов 5-8 предписания *** от 23 декабря 2010 года о необходимости осуществлять утилизацию и уничтожение биологических отходов в скотомогильник, огородить территорию скотомогильника забором, оборудовать над ямой навес, оборудовать на территории скотомогильника помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфецирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов не образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим ссылка мирового судьи и судьи районного суда на неисполнение названных пунктов предписания подлежит исключению из описательно-мотивировочных частей постановления и решения.
Однако это обстоятельство не влияет на доказанность вины ООО "Александровское" в совершении вмененного правонарушения.
Руководствуясь ч. 2 ст. 30.13 и п. 1 ч. 2 ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Локтевского района Алтайского края от 12 октября 2012 года и решение судьи Локтевского районного суда Алтайского края от 05 февраля 2013 года оставить без изменения, надзорную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Александровское" - Имановой Н.Ф. - без удовлетворения.
Исключить из описательно-мотивировочных частей постановления и решения указания на неисполнение обществом с ограниченной ответственностью "Александровское" пунктов 5-8 предписания *** от 23 декабря 2010 года о необходимости осуществлять утилизацию и уничтожение биологических отходов в скотомогильник, огородить территорию скотомогильника забором, оборудовать над ямой навес, оборудовать на территории скотомогильника помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфецирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда Э.Ю. Ермаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.