Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе: председательствующего: Костиной Л.И. судей областного суда: Авериной Е.Е. и Лапшиной Л.Б. при секретаре: Курбановой М.Р.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения ? Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 февраля 2013 года по делу по иску Рыжовой С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области о включении исключенных периодов в специальный стаж, назначении трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Рыжова СВ. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что протоколом Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области (ГУ-УПФ РФ в Ахтубинском районе) N от 10 сентября 2012 года ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, поскольку из специального стажа исключены периоды работы в должностях старшей пионервожатой и учителя английского языка. С данным решением истец не согласна, в связи с чем, просила признать решение комиссии незаконным, обязать ответчика включить спорные периоды в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, и назначить ей пенсию со дня обращения в Пенсионный фонд, то есть с 3 сентября 2012 года.
В судебном заседании Рыжова СВ. иск поддержала, представитель ГУ-УПФ РФ в Камызякском районе Перова Е.В. иск не признала.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 февраля 2013 года требования Рыжовой СВ. удовлетворены.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Ахтубинском районе ставит вопрос об отмене решения суда, указав, что должность "старшая пионервожатая" не предусмотрена перечнем должностей и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397. Решение Пенсионного фонда в части отказа во включении в специальный стаж периода работы в должности учителя английского языка Ахтубинской спецшколы-интерната с первоначальной летней подготовкой, законно, поскольку статус образовательного учреждения спецшкола-интернат приобрела только с 1 января 1999 года. Также не согласны с датой назначения досрочной трудовой пенсии.
На заседание судебной коллегии истец и представитель ответчика не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представили, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что протоколом ГУ - УПФ РФ в Ахтубинском районе N от 10 сентября 2012 года Рыжовой СВ. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием требуемого стажа. Из подсчета специального стажа исключен период работы с ... года по ... года в должности старшей пионервожатой в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении (МАОУ) "Гимназия N Муниципального образования (МО) "Ахтубинский район", поскольку должность не поименована соответствующим Списком, а также педагогическая нагрузка по должности учителя составляла менее 18 часов; со ... года по ... года в должности учителя английского языка Ахтубинской спецшколы-интерната с первоначальной летней подготовкой, поскольку наименование учреждения не поименовано соответствующими Списками.
Удовлетворяя исковые требования Рыжовой СВ., суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что характер трудовой деятельности истца подчинен целям и задачам педагогики и образования, что является юридически значимым обстоятельством для назначения истцу пенсии ранее установленного возраста.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности включения в специальный стаж периода работы истца в должности старшей пионервожатой в МАОУ "Гимназия N МО " """ необоснованны по следующим основаниям.
Учреждение, в котором работала истец в вышеуказанный период работы, значится в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Из записей в трудовой книжке следует, что Рыжова СВ. ... года принята на должность старшей пионервожатой и учителем иностранного языка в среднюю школу N "", ... года освобождена от занимаемой должности в порядке перевода в Ахтубинскую спецшколу-интернат.
Согласно справке МАОУ "Гимназия N МО " """ N от сентября 2012 года, истец работала на штатной должности старшей пионервожатой на 1 ставку и учителя иностранных языков с ... года по ... года.
В выписке из приказа N а от ... года отражены сведения о переименовании образовательного учреждения.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 указанного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
В периоды работы Рыжовой СВ. с 15 августа 1987 года по 31 августа 1988 года действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в соответствии с п. 2 положения которого, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что Рыжова СВ. имеет право на зачет периода ее работы в должности старшей пионервожатой в МАОУ "Гимназия N МО " """ в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило истца в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Доводы жалобы о незаконности решения суда, так как должность "старшая пионервожатая", занимаемая Рыжовой СВ. в спорный период, не поименована соответствующими Списками должностей и постановлением Совета Министров СССР N 1397 от 17 декабря 1959 года, являются несостоятельными, поскольку во время осуществления истицей трудовой деятельности должность пионервожатой не предусматривалась, в связи с чем старшая пионервожатая Рыжова СВ. фактически выполняла работу пионервожатой.
Принимая во внимание, что на момент обращения истца с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований в данной части.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводами жалобы в части исключения из льготного стажа периода работы истца в должности учителя иностранного языка со ... года по ... года, в связи с тем, что учреждение, в котором Рыжова СВ. осуществляла трудовую деятельность приобрело статус образовательного только в 1999 году.
Из материалов дела установлено, что учреждение - Ахтубинская спецшкола-интернат с первоначальной летней подготовкой является образовательным, что подтверждается справкой N от ... года, в которой также имеются сведения о его переименовании.
В свидетельстве о государственной регистрации Ахтубинской специальной школы-интерната с первоначальной летней подготовкой указаны следующие виды деятельности: получение воспитанниками законченного среднего образования, знаний и навыков первоначальной летней подготовки.
Суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о том, что несвоевременное переименование работодателем учреждения не является основанием для отказа во включении спорного периода работы истца в льготный стаж, поскольку истцом осуществлялась педагогическая деятельность в учреждении для детей.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы в части даты назначения истцу досрочной трудовой пенсии.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
В силу пункта 15 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года N 17/19пб, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17 декабря 2001 года и статье 23 Закона от 15 декабря 2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из заявительного порядка назначения пенсий, установленного федеральным законодательством, Рыжова СВ. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 3 сентября 2012 года, в назначении которой ей было отказано.
Между тем, Рыжова СВ. имела право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости с 3 сентября 2012 года, поскольку с учётом включённых судом спорных периодов специальный стаж превышает 25 лет, в связи с чем досрочная трудовая пенсия назначена судом первой инстанции правильно.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 14 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.