Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Авериной Е.Г. и Поляковой К.В.
при секретаре: Васильевой Е.Д.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 декабря 2012 года по иску Кирилловой В.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани о признании решения в части отказа назначения досрочной трудовой пенсии незаконным, обязании включить в стаж, дающий право на досрочную пенсию, периодов работы,
УСТАНОВИЛА:
Кириллова В.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани (ГУ-УПФ РФ в Кировском районе) N от 29 августа 2012 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей по причине отсутствия требуемого стажа. Из подсчета специального стажа исключён период работы в должности педагога-воспитателя в Областном кардиологическом диспансере со 2 июля. 1996 года по 25 августа 1996 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком после 6 октября 1992 года. Считает данный отказ незаконным, с учётом уточнения иска, просила суд возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж спорные периоды работы, назначить пенсию со дня возникновения права, то есть с 24 октября 2012 года.
В судебном заседании Кириллова В.В., её представитель Апян Г.М. иск поддержали, представитель ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Карячкина Е.В. иск не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 11 декабря 2012 года иск Кирилловой В.В. удовлетворен в части включения в льготный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком, период работы в должности педагога-воспитателя в Детском кардиоревматологическом санатории, в части назначения досрочной трудовой пенсии ? отказано.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в Кировском районе ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку период нахождения истца в отпуске по уходу за ребёнком после 6 октября 1992 года не подлежит включению в специальный стаж, поскольку не предусмотрен нормами действующего законодательства. Решение Пенсионного фонда об отказе во включении в льготный стаж периода работы в должности педагога-воспитателя в кардиологическом диспансере, законно, поскольку указанная работа засчитывается в льготный стаж только до 1 января 1992 года.
Заслушав докладчика, объяснение представителя ГУ-УПФ РФ в Кировском районе Зайсуновой И.П., поддержавшей доводы жалобы, Кирилловой В.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части, по основаниям неправильного применения норм материального права.
В соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением ГУ-УПФ РФ в Кировском районе N от 29 августа 2012 года Кирилловой В.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, в связи с отсутствием требуемого стажа. Из подсчета специального стажа исключен период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 года по 27 апреля 1994 года, как не предусмотренные нормами действующего законодательства; период работы в должности педагога-воспитателя в Областном кардиологическом диспансере со 2 июля 1996 года по 25 августа 1996 года, поскольку пункт 9 Правил, указанная работа подлежит включению в льготный стаж до 1 января 1992 года.
Разрешая вопрос о включении в специальный стаж Кирилловой В.В. периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, имевшего место после 6 октября 1992 года, районный суд пришел к правильному выводу об удовлетворении указанных требований, исходя из действующего на тот момент законодательства и Конституции Российской Федерации, а также с учетом того, что указанный отпуск начался до 6 октября 1992 года.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности включения в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 6 октября 1992 года, судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года N 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно пункта 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Таким образом, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно справке Муниципального общеобразовательного учреждения " ... " N от 11 июля 2011 года Кириллова В.В. работала в должности учителя начальных классов со ..года по ..года, находилась в отпуске по уходу за ребенком находилась с ..года по ..года до достижения ребенком возраста полутора лет, и с ..года по ..года до достижения ребенком возраста трех лет.
Учитывая, что отпуск по уходу за ребёнком начался до 6 октября 1992 года, суд первой инстанции правильно включил данный период в подсчет специального стажа.
Удовлетворяя исковые требования Кирилловой В.В. о включении в льготный стаж периода работы в должности воспитателя в Муниципальном учреждении здравоохранения (МУЗ) " ... " со 2 июля 1996 года по 25 августа 1996 года, районный суд установил тождество должности воспитателя и должности педагога воспитателя, указав, что должность воспитателя в учреждении здравоохранения поименована Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Однако судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Определяя право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, законодатель установил, что данное право связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением Правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, который применяется к периодам работы до 1 ноября 1999 года.
Данным Списком указания на работу в таком учреждении, как "Детский кардиоревматологический санаторий", "Детский санаторий", "Санаторий" не предусмотрены.
Из справки Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области " ... " N от ..года следует, что Кириллова В.В. работала в должности педагога-воспитателя со ..года по ..года. Также в справке имеются сведения о переименовании МУЗ " ... " на основании приказа управления здравоохранения администрации г. Астрахани от ..года в МУЗ " ... " который впоследствии с изменением типа учреждения является Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области " ... "
Вопрос о тождественности выполняемых Кирилловой В.В. функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете спорного периода в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должности истицы, которая не содержится в нормативно-правовых актах.
Однако из материалов дела усматривается, что работодателем правильно указана должность, в которой работала истец, в связи с чем у районного суда не имелось оснований для рассмотрения вопроса о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность воспитатель, в разделе "наименование учреждений" в пункте 1.14 предусмотрены Учреждения здравоохранения: дом ребенка, в том числе специализированный; детские санатории всех наименований: для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические.
Данным перечнем, который является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, детские кардиоревматологические санатории не предусмотрены.
При таких обстоятельствах включение периода работы Кирилловой В.В. в должности воспитателя МУЗ "Детский кардиоревматологический санаторий" является неверным, основанным на неправильном толковании судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Исходя из изложенного, решение суда в этой части нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым решение суда в этой части отменить, и вынести новое, которым отказать во включении в подсчет специального стажа периода работы Кирилловой В.В. в должности воспитателя МУЗ " ... " со 2 июля 1996 года по 25 августа 1996 года.
Отказывая в удовлетворении иска в части назначения досрочной трудовой пенсии по старости, районный суд указал, что назначение пенсии носит заявительный характер. На момент обращения в Пенсионный фонд 30 мая 2012 года необходимый льготный стаж у истца отсутствовал, с учетом включенных судом периодов, у Кирилловой В.В достаточно специального стажа, поэтому она не лишена права обращения в Пенсионный фонд за назначением пенсии.
С указанными выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона (пункт 2).
Назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Из материалов дела следует, что Кириллова В.В. реализовала свое право на назначение досрочной трудовой пенсии и обратилась с соответствующим заявлением в Пенсионный фонд 30 мая 2012 года, льготный стаж истца составляет 22 года 10 месяцев 21 день.
Оспаривая свое право на досрочное назначение пенсии, истец обратилась в суд, которым установлено, что в подсчёт льготного стажа подлежит включению период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, в связи с чем ее льготный стаж на момент обращения в Пенсионный фонд составляет 24 года 5 месяцев 13 дней.
Ответчиком в подсчет специального стажа включён период работы в должности воспитателя в Детском саду N с ..года по ..года.
На момент рассмотрения дела в суде Кириллова В.В. продолжает работать в той же должности и в том же учреждении, что подтверждается справкой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Астрахани " ... " от ..года.
Учитывая, что специальный стаж Кирилловой В.В. на 17 декабря 2012 года, с учетом продолжения ее трудовой деятельности в должности воспитателя детского сада, составляет 25 лет, судебная коллегия считает возможным решение суда в части отказа в иске о назначении Кирилловой В.В. досрочной трудовой пенсии с момента возникновения права отменить и принять по делу в этой части новое решение, которым требования истца удовлетворить, возложить на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани обязанность назначить Кирилловой В.В. досрочную трудовую пенсию с 17 декабря 2012 года.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 11 декабря 2012 года в части возложения на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани обязанность включить в специальный льготный стаж Кирилловой В.В. периода работы в должности воспитателя в Муниципальном учреждении здравоохранения " ... " со 2 июля 1996 года по 25 августа 1996 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении указанных требований отказать.
Решение суда в части отказа в удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии с момента возникновения права на нее отменить, принять по делу новое решение, которым данные требования удовлетворить, возложить на Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани обязанность назначить Кирилловой В.В. досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права, то есть с 17 декабря 2012 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Астрахани ? без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.