Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
в составе председательствующего судьи Погудиной Т. С.,
судей Сметаниной О.Н., Стексова В.И.
с участием прокурора Окулова Е.А.
при секретаре Ковалевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове 14 мая 2013г. дело по апелляционной жалобе представителя ООО "Грейхаунд" на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 22 февраля 2013г., которым постановлено:
Удовлетворить исковые требования прокурора Ленинского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Грейхаунд" о понуждении к устранению нарушений.
Обязать ООО "Грейхаунд" демонтировать рекламную конструкцию, расположенную на пересечении улицы "адрес"
Взыскать с ООО "Грейхаунд" госпошлину в доход бюджета МО "Город Киров" 200 рублей.
Заслушав доклад судьи Погудиной Т.С.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Кирова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ООО "Грейхаунд" о понуждении к устранению нарушений законодательства при размещении рекламных конструкций. В обоснование иска указано, что прокуратурой Ленинского района г.Кирова совместно с МКУ "Городская реклама", ГИБДД УМВД России по г.Кирову проведена проверка исполнения законодательства о размещении рекламных конструкций. В соответствии со ст. 5 ФЗ от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в ходе организации дорожного движения, а также реализации последующего государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. П. 4 ст. 19 ФЗ от 13.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ от 27.12.2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Порядок размещения рекламных конструкций регулируется ГОСТОм Р 52044-2003. В соответствии с пунктом 1 ГОСТ Р 52044-2003 настоящий стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений. Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 52044-2003 наружная реклама не должна: ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства. Пункт 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 определяет, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) в населенных пунктах. В соответствии с п. 6.6. ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее указанного в ГОСТе. Проверка показала, что рекламная конструкция, расположенная по адресу: "адрес" установлена ответчиком с нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003, п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно: размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 3 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня), на расстоянии 3 м. от дорожного знака и светофора. Данные обстоятельства могут привести к тяжелым последствиям, человеческим жертвам, нанести ущерб здоровью и имуществу граждан. На основании изложенного прокурор Ленинского района г. Кирова просит обязать ответчика ООО "Грейхаунд" демонтировать рекламную конструкцию, расположенную по адресу: г. "адрес"
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С решением не согласен представитель ответчика ООО "Грейхаунд", в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске прокурору. В обоснование доводов указал, что проверка проведена не уполномоченным лицом, без законных оснований и с нарушением требований ФЗ "О рекламе" и ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Гост носит рекомендательный характер, используется для добровольного применения, не зарегистрирован в Минюсте.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО "Грехаунд" Кожевникова Д.А., поддержавшего жалобу, заключение прокурора Окулова Е.А., полагавшего жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Прокуратурой Ленинского района г.Кирова совместно с МКУ "Городская реклама", ГИБДД УМВД России по г.Кирову проведена проверка соблюдения законодательства о размещении рекламных конструкций в ходе которой, в соответствии с актом N 165 от 22.10.2012 года установлено, что рекламная конструкция, расположенная в г. Кирове по адресу: г "адрес", установлена ООО "Грейхаунд" с нарушением п. 6.1, п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно, рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. "адрес", установлена с нарушением п. 6.1 и п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно: размещена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии 3 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня); на расстоянии 3 м. от дорожного знака и светофора.
Замеры производились измерительными приборами с действующими свидетельствами о проверке N 62-44/2473 до 22.12.2012 года и N 62-60/2475 до 22.12.2012 года.
Судом установлено, что 25.06.2008 г. между администрацией г. Кирова от имени МО "Город Киров", в лице директора МУ "Городская реклама" Пинегиной С.Н., действующей на основании распоряжения главы администрации г. Кирова от 05.09.2007 года N 2396 и доверенности от 05.09.2007 года N 01-17-1951, и ООО Рекламная компания "Грейхаунд" заключен договор N 1966 на размещение средств наружной рекламы по адресу "адрес" сроком действия с 25.06.2008 г. по 24.06.2013 г., на основании разрешения на установку рекламной конструкции на территории МО "Город Киров" N 3367 от 25.06.2008 года по адресу "адрес", сроком действия с с 25.06.2008 г. по 24.06.2013 г.
В соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 20 ст. 19 ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта разрешение на ее установку может быть признано недействительным в судебном порядке по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требования технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Пункт 4 ст. 19 ФЗ "О рекламе" определяет, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с нею процессам монтажа, эксплуатации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Согласно разделу 1 данного ГОСТа "Область применения" стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
Пунктом 6.1 названного ГОСТа (в редакции приказа Ростехрегулирования от 24.03.2009 года) предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены:
- на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами;
- на аварийно-опасных участках дорог и улиц, на железнодорожных переездах, в пределах границ транспортных развязок в разных уровнях, мостовых сооружениях, в туннелях и под путепроводами, а также на расстоянии менее 350 м от них вне населенных пунктов и 50 м - в населенных пунктах, непосредственно над въездами в туннели и выездами из туннелей и ближе 10 м от них;
- на участках автомобильных дорог и улиц с высотой насыпи земляного полотна более 2 м;
- на участках автомобильных дорог вне населенных пунктов с радиусом кривой в плане менее 1200 м, в населенных пунктах - на участках дорог и улиц с радиусом кривой в плане менее 600 м;
- над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах;
- на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
- на подпорных стенах, деревьях, скалах и других природных объектах;
- на участках автомобильных дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и 150 м - в населенных пунктах;
- ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
- в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог или улиц в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов, 50 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах;
- сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее высоты средства наружной рекламы, если верхняя точка находится на высоте более 10 м или менее 5 м над уровнем проезжей части.
Согласно п. 6.6. ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее: при разрешенной скорости движения на дороге более 60 км/ч: площадь рекламного объявления (кв.м.) св. 18 - 150; от 15 до 18 - 100; от 6 до 15 - 60; менее 6 - 40. При разрешенной скорости движения на дороге 60 и менее км/ч площадь рекламного объявления св. 18- 100; от 15 до 18 - 60; от 6 до 15 - 40; менее 6 - 25. Допускается снижение до 50% значений расстояний, указанных в таблице 1, при размещении средств наружной рекламы после дорожных знаков и светофоров (по ходу движения).
Вышеуказанный ГОСТ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2007 года N 184-ФЗ. Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Поскольку требования п. п. 6.1, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, то они обязательны к применению при установке и эксплуатации рекламных конструкций.
Часть 2 статьи 1 Решения Кировской городской Думы от 25.02.2009 года N 26/15 "Об утверждении генеральной схемы размещения средств наружной рекламы и информации муниципального образования "город Киров" на период 2009 - 2020 годов устанавливает, что средства наружной рекламы и информации и их территориальное размещение должны соответствовать требованиям технических регламентов. При отсутствии технических регламентов применяются требования, установленные строительными нормами и правилами, а также ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", в части, не противоречащей Федеральному закону "О рекламе".
В связи с этим применение указанного ГОСТа при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Принадлежащая ООО "Грейхаунд" рекламная конструкция, установленная на основании разрешения на распространение наружной рекламы N 3367 от 25.06.2008 года, по адресу: "адрес" возведена с нарушением п. 6.1, п. 6.6 ГОСТ 52044-2003, что подтверждается актом проверки размещения рекламной конструкции от 22.10.2012 года.
Несоответствие расположения рекламных конструкций требованиям Государственного стандарта создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья. То обстоятельство, что рекламные конструкции установлены с нарушением требований государственного стандарта, само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности дорожного движения.
Доводы представителя ответчика о не обязательном применении ГОСТа 52044-2003 в связи с отсутствием регистрации в Минюсте РФ, о невыполнимости требований ГОСТа, судом обоснованно отклонены, т.к. утверждаемые Госстандартом России технические нормы и правила, которые содержат исключительно профессиональные технические нормы, на регистрацию представляться не должны, утверждены в соответствии с нормативными требованиями.
Обоснованно отклонен судом и довод ответчика о том, что проверка проведена не уполномоченным органом и без законных оснований, по мотивам, изложенным в решении суда.
Решение суда основано на законе и материалах дела, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и не свидетельствуют о его незаконности.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 22 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Грейхаунд" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.