Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Никулинской Н.Ф.,
судей Зиновьевой Г.Н., Дедюевой М.В.,
при секретаре Рец А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сидоренко С.Б. на решение Костромского районного суда Костромской области от 14 января 2013 года, которым Сидоренко С.Б. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Костромского муниципального района о признании права на получение земельного участка, обязании предоставить земельный участок и признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав Сидоренко С.Б. и его представителя по ордеру адвоката Знароченкову А.Г., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, представителей администрации Костромского муниципального района Костромской области по доверенностям Чиронову Ж.А. и Смирнову Е.Н., полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сидоренко С.Б. обратился в суд с иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании права на получение земельного участка, признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства размером "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" соток), расположенного в "адрес". Земельный участок необходим его многодетной семье для выращивания сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей семьи, ведения личного подсобного хозяйства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N N администрация Костромского муниципального района отказала истцу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что на момент его обращения в перечне земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные на территории Кузьмищенского сельского поселения, отсутствовали. Истец полагает, что отказ в предоставлении ему земельного участка противоречит действующему законодательству, поскольку Законом Костромской области от 21.10.2010 года N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков в собственность многодетным семьям, имеющим на момент предоставления заявления троих и более детей. Данным Законом предусмотрено, что земельные участки предоставляются в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства в границах сельских населенных пунктов по выбору заявителя (при условии, что заявитель на момент обращения не имеет в собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства). С учетом этого, ссылаясь на ст. ст. 28, 61 Земельного кодекса Российской Федерации, просил признать за ним право на получение бесплатно в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства размером "данные изъяты" кв.м ( "данные изъяты" соток), расположенного в "адрес", и обязать ответчика предоставить ему указанный земельный участок, а также признать отказ ответчика в предоставлении земельного участка недействительным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить. Указывает, что как член многодетной семьи он имеет право на получение земельного участка и на постановку на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно исходя из расчета на семью из пяти человек. Отмечает, что решение о включении в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, в отношении его семьи ответчиком не принималось. В реестре регистрации граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в соответствии с Законом Костромской области от 21.10.2012 г. N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков", его семья не значится. Обращает внимание, что суду была представлена информация администрации Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. и от ДД.ММ.ГГГГ г. о том, что на территории Кузьмищенского сельского поселения имеются четыре свободных земельных участка площадью "данные изъяты" кв. м, "данные изъяты" кв. м, "данные изъяты" кв. м и "данные изъяты" кв. м с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства. Со слов представителя ответчика Смирновой Е.Н. стало известно, что все перечисленные земельные участка были предварительно согласованы главой администрации Кузьмищенского сельского поселения конкретным гражданам, претендующим на предоставление земельных участков на льготных основаниях. Однако суд не выяснил существенные для рассмотрения дела вопросы, а именно: существуют ли эти конкретные граждане, имеются ли решения о предварительном согласовании для выделения свободных земельных участков на льготных основаниях конкретным гражданам, почему до настоящего времени эти свободные земельные участки не утверждены постановлением главы Кузьмищенского сельского поселения и не предоставлены для ведения личного подсобного хозяйства, сколько еще не размежеванной земли имеется у Кузьмищенского сельского поселения. Полагает, что представителем ответчика не доказан тот факт, что эти четыре свободных земельных участка закреплены в установленном законом порядке за конкретными лицами. Считает, что данные участки не распределены и не переданы гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Указывает также, что судом были допущены существенные процессуальные нарушения: не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Кузьмищенское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области, которое владеет информацией о наличии соответствующих земельных участков в границах поселения и за ее пределами; не привлечен к участию в деле в качестве третьего лица в интересах несовершеннолетних детей орган опеки и попечительства города Костромы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Сидоренко С.Б. обратился в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с письменным заявлением о предоставлении ему в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" как лицу, имеющему троих детей, в собственность бесплатно земельного участка из земель сельских населенных пунктов, расположенного по адресу: "адрес". В заявлении Сидоренко С.Б. указал предполагаемый размер испрашиваемого земельного участка - "данные изъяты" га ( "данные изъяты"); цель использования земельного участка - для выращивания сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей, ведения личного подсобного хозяйства, возведения жилого дома, бытовых строений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; указал, что на момент обращения не имеет в собственности земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Костромского муниципального района письменно отказала Сидоренко С.Б. в предоставлении земельного участка, указав следующее: в соответствии с Законом Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" он может получить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства; в рамках реализации указанного Закона администрация Костромского муниципального района формирует перечни земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства, которые в дальнейшем утверждаются постановлением главы района; на момент обращения Сидоренко С.Б. в перечне земельные участки (предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства), расположенные на территории Кузьмищенского сельского поселения, отсутствовали. Сидоренко С.Б. сообщено, что информация о земельных участках, предоставляемых льготным категориям граждан, размещается на сайте администрации и информационном стенде в здании администрации, перечень земельных участков пополняется один раз в месяц 13 числа, заявителю рекомендовано отслеживать информацию на указанных информационных ресурсах.
Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 13.06.2012 г. N 787 "Об утверждении дополнительного перечня земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в рамках реализации Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО в целях ведения личного подсобного хозяйства" утвержден дополнительный перечень земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства. В указанном Перечне земельные участки, расположенные на территории "адрес" Костромской области, отсутствуют.
Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 12.07.2012 г. N 960 "Об утверждении дополнительного перечня земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в рамках реализации Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО в целях ведения личного подсобного хозяйства" утвержден дополнительный перечень земельных участков для предоставления отдельным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства. В указанном Перечне земельных участков, расположенных на территории д "адрес" Костромской области, не имеется.
Из материалов дела также видно, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области направила в администрацию Костромского муниципального района письмо с информацией о свободных земельных участках на территории Кузьмищенского сельского поселения, в котором указала, что на территории д. Кузьмищи имеются два свободных земельных участка с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства: земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный на расстоянии "адрес" а также земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный на расстоянии примерно "адрес". Данное письмо поступило в администрацию Костромского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ что следует из надписи на письме с указанием входящего номера и даты его получения.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Кузьмищенского сельского поселения направила в администрацию Костромского муниципального района два письма с информацией о свободных земельных участках на территории Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области, в которых указала, что на территории д. Кузьмищи Костромского муниципального района Костромской области имеются два свободных земельных участка с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства: земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный на расстоянии примерно "адрес", а также земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный на расстоянии примерно "адрес". Указанные письма поступили в администрацию Костромского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается надписями на них с указанием входящих номеров и дат получения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что Сидоренко С.Б. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ претендовал на предоставление земельного участка в черте определенного населенного пункта - "адрес", о предоставлении ему конкретного земельного участка не заявлял, информацией о наличии или отсутствии такого участка в данном населенном пункте не располагал, перед подачей указанного заявления в администрацию Кузьмищенского сельского поселения для согласования заявления не обращался, план земельного участка и кадастровый план территории к заявлению не приложил.
Суд указал, что на момент рассмотрения заявления Сидоренко С.Б. в перечнях земельных участков, подлежащих предоставлению льготным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства (утвержденных постановлениями администрации Костромского муниципального района от 13 июня 2012 года N 787 и от 12 июля 2012 года N 960) сведения о земельных участках в границах "адрес" отсутствовали. В то же время все земельные участки, указанные в имеющейся у ответчика информации о свободных земельных участках на территории Кузьмищенского сельского поселения, были предварительно согласованы главой администрации сельского поселения конкретным гражданам, также претендующим на предоставление земельных участков на льготных основаниях.
С учетом этого суд пришел к выводу о том, что на момент рассмотрения обращения Сидоренко С.Б. и отказа ему в предоставлении земельного участка администрация Костромского муниципального района не располагала сведениями о наличии на территории "адрес" испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, суд указал, что в силу действующего законодательства обязанность по определению местоположения испрашиваемого земельного участка, его предполагаемых размеров и цели использования возложена на гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, а обязанность по совершению действий, связанных с предоставлением земельного участка для целей, не связанных со строительством, обусловлена наличием заявления гражданина, согласованного с главой сельского поселения, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок, с приложением необходимых документов.
В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным отказа администрации в предоставлении земельного участка.
В удовлетворении остальных требований Сидоренко С.Б. суд отказал, посчитав их производными от требования о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка. Отказывая в удовлетворении данных требований, суд также указал, что закон, наделяющий истца правом на приобретение земельного участка на льготных основаниях, не связывает это право с конкретным земельным участком, и сослался на сообщение главы администрации Кузьмищенского сельского поселения о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ г. свободные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства на территории поселения отсутствуют.
Однако с вышеприведенными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в связи со следующим.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
П. 4 ст. 28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 1 ч. 1 и ч. 1.2 ст. 3 Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Костромской области" (в редакции от 29.12.2011 года, действовавшей на момент обращения истца с заявлением о предоставлении земельного участка и отказа в предоставлении земельного участка) гражданам Российской Федерации, имеющим на момент предоставления (направления) заявления о предоставлении в собственность земельного участка троих и более детей, в том числе старше 18 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях или проходящих военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, расположенные в границах сельских населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в случае, если гражданин Российской Федерации, обратившийся за предоставлением земельного участка, на момент предоставления (направления) заявления не имеет в собственности земельного участка, предоставленного для этих целей.
В соответствии с ч. 4 ст. 3.1 вышеназванного Закона земельные участки в случае, указанном в части 1.2 ст. 3 настоящего Закона, предоставляются в порядке, предусмотренном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Ч. 8 ст. 3.1 данного Закона предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в том числе старше 18 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях или проходящих военную службу по призыву, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста, устанавливаются Законом Костромской области от 22 октября 2002 года N 76-ЗКО "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам на территории Костромской области".
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного жительства в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Согласно ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно) и заблаговременную публикацию такой информации (пункт 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных или муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2).
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5).
Из положений вышеприведенных правовых норм следует, что процедура реализации права на получение в собственность земельного участка, в том числе бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства гражданами, указанными в ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО, носит заявительный характер. Обязанность по подготовке информации о таких земельных участках и ее предоставлению гражданам возлагается на соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления, обладающие правом предоставления данных земельных участков. Возложение обязанности самостоятельного поиска таких земельных участков на граждан является необоснованным. При наличии свободного от прав третьих лиц земельного участка, не изъятого и не ограниченного в обороте, отсутствие которого обязан доказать ответчик в силу обладания соответствующей компетенцией, в предоставлении земельного участка может быть отказано только по основаниям, установленным законом. При обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка в данном заявлении необходимо указать цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Не указание гражданином при обращении с соответствующим заявлением конкретного земельного участка основанием для отказа в предоставлении земельного участка не является.
Как видно из материалов дела, обращаясь в администрацию Костромского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, Сидоренко С.Б. указал все необходимые сведения: цель использования земельного участка (для ведения личного подсобного хозяйства), его предполагаемые размеры ( "данные изъяты" кв. м), местоположение - "адрес", испрашиваемое право на землю (предоставление в собственность бесплатно в соответствии с Законом Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО.
Тот факт, что Сидоренко С.Б. относится к льготной категории граждан, которой в соответствии с положениями Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО (в редакции, действовавшей на момент его обращения и отказа в предоставлении земельного участка) предоставляются в собственность бесплатно земельные участки в границах населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривался.
Свободные земельные участки, которые могли быть предоставлены в границах указанного населенного пункта ( "адрес") в целях ведения личного подсобного хозяйства, на момент обращения Сидоренко С.Б. с указанным заявлением имелись и информацией о них администрация Костромского муниципального района располагала. Данный факт подтверждается письмами администрации Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. и сведениями об их получении ответчиком. Следовательно, отсутствие таких земельных участков в перечнях земельных участков для предоставления льготным категориям граждан в целях ведения личного подсобного хозяйства, утвержденных постановлениями администрации Костромского муниципального района от 13.06.2012 г. N 787 и от 12.07.2012 г. N 960, не может свидетельствовать о том, что у ответчика не имелось сведений о наличии испрашиваемого истцом земельного участка. Данный вывод подтверждается и тем, что на момент обращения Сидоренко С.Б. с заявлением о предоставлении земельного участка и отказа в его предоставлении ведение перечней земельных участков для предоставления льготным категориям граждан в целях реализации Закона Костромской области от 21.10.2010 г. N 672-4-ЗКО какими-либо нормативно-правовыми актами не регламентировалось, перечни таких земельных участков администрация Костромского района вела по собственной инициативе.
Тот факт, что указанные в письмах от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ г. свободные земельные участки предварительно были согласованы главой администрации Кузьмищенского сельского поселения конкретным гражданам, также не может служить основанием для вывода о том, что сведениями о наличии на территории "адрес" испрашиваемого земельного участка администрация Костромского муниципального района не располагала.
Факт согласования данных земельных участков главой администрации Кузьмищенского сельского поселения в целях их предоставления конкретным гражданам подтвержден материалами дела. По запросу суда апелляционной инстанции ответчиком представлены заявления граждан С, Т.С., Т. Л.В., В. А.В. и М. Д.А., претендовавших на предоставление четырех земельных участков, сведения о которых имеются в письмах администрации Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. и от ДД.ММ.ГГГГ г. На данных заявлениях, поступивших в администрацию Костромского района в период с ДД.ММ.ГГГГ г., действительно имеются записи об их согласовании главой администрации Кузьмищенского сельского поселения.
Согласование заявлений о предоставлении земельных участков главой сельского поселения, на территории которого находится испрашиваемый участок, предусмотрено п. 2.2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного решением Собрания депутатов Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ г. N N
Однако по смыслу указанной правовой нормы согласование заявлений в данном случае предполагает только информирование администрации Костромского муниципального района как органа, уполномоченного на предоставление соответствующих земельных участков, о том, что такой земельный участок действительно существует на территории поселения.
Соответственно, такое согласование не свидетельствует о том, что указанный земельный участок должен быть предоставлен конкретному гражданину, подавшему соответствующее заявление, и не позволяет сделать вывод, что при наличии согласования этот участок уже не является свободным. Иное противоречило бы приведенным выше положениям ст. 34 ЗК РФ, в соответствии с которыми управление и распоряжение земельными участками осуществляется на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Тот факт, что при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка Сидоренко С.Б. данное заявление с главой администрации Кузьмищенского сельского поселения не согласовал, основанием для отказа в предоставлении земельного участка согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не является.
То обстоятельство, что Сидоренко С.Б. не приложил к заявлению о предоставлении земельного участка документы, перечисленные в п. 2.2 названного выше Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, основанием к отказу в предоставлении земельного участка также не является.
Таким образом, законных оснований для отказа Сидоренко С.Б. в предоставлении испрашиваемого земельного участка у администрации Костромского муниципального района не имелось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно отказал истцу в удовлетворении его требований о признании отказа администрации Костромского муниципального района в предоставлении земельного участка недействительным (незаконным), а также в удовлетворении иных заявленных им требований.
В соответствии с п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
С учетом изложенного выше судебная коллегия не может признать решение суда законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
При этом, принимая решение об удовлетворении требований Сидоренко С.Б. о признании за ним права на получение в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного в "адрес" и возложении на ответчика обязанности предоставить указанный земельный участок, судебная коллегия принимает во внимание, что свободные земельные участки на территории данного населенного пункта имеются, что подтверждается полученными от ответчика сведениями о том, что два из четырех земельных участков, указанных в письмах администрации Кузьмищенского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ г. и от ДД.ММ.ГГГГ г., с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства до настоящего времени никому не предоставлены, имущественных притязаний в отношении данных участков не имеется, гражданам, которые обращались ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. с заявлениями о предоставлении этих участков, в их предоставлении отказано.
Кроме того, принимая по делу новое решение, судебная коллегия полагает необходимым учесть отсутствие сведений о возможности формирования и предоставления земельного участка в "адрес" площадью "данные изъяты" кв. м. В связи с этим, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства истец не настаивал на предоставлении земельного участка указанной площади и пояснял, что фактически претендует на предоставление земельного участка в установленных законом предельных (минимальных и максимальных) размерах, судебная коллегия считает возможным удовлетворить заявленные требования, указав на признание за истцом права на получение в собственность бесплатно земельного участка (и возложение на ответчика обязанности предоставить земельный участок) площадью в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Костромского районного суда Костромской области от 14 января 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Исковые требования Сидоренко С.Б. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Сидоренко С.Б. в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка в "адрес"
Признать за Сидоренко С.Б. право на получение в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка в "адрес" площадью в пределах установленных минимальных и максимальных размеров.
Обязать администрацию Костромского муниципального района Костромской области предоставить Сидоренко С.Б. в собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства земельный участок в "адрес" площадью в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет истца работ по формированию данного земельного участка.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.