Решение Курского областного суда от 12 февраля 2013 г.
(Извлечение)
Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя Руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям на решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 26 октября 2012 г., вынесенное по жалобе Бабичева О.А. на постановление заместителя Руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N29 от 26 июня 2012 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Бабичева О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, главы Администрации Беловского района Курской области, расположенной по адресу: Курская область, Беловский район, сл.Белая, пл. Советская,1,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N29 от 26.06.2012 г. глава Администрации Беловского района Курской области Бабичева О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Курска от 26 октября 2012 г. жалоба Бабичева О.А. удовлетворена, вышеуказанное постановление должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Бабичева О.А. по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ прекращено за недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поступившей в Курский областной суд, заместитель руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на то, что судьей районного суда неправильно истолкована норма ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, поскольку вменяемое Бабичева О.А. правонарушение имеет формальный состав, наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным элементом состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Бабичева О.А. по доверенности Вакуленко В.П., возражавшего против удовлетворения жалобы, объяснения представителей администрации Беловского района Курской области по доверенности Рядинской Л.Н. и Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям по доверенности Парфеновой А.К., прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст.24.1, 26.11 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, обязаны всесторонне, полно и объективно выяснить обстоятельства дела и разрешить его в соответствии с законом. Событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, обстоятельства, исключающие производство по делу, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, подлежат обязательному выяснению (ст. 26.1 КоАП РФ).
Статьей 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно п.2 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются, в том числе, на принципе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственника" земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Статьей 12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнении, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия: 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачиваний., вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации: 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Статьей 42 ЗК РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования Градостроительныхрегламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.п.9,14 ч.2 ст.7 Устава муниципального образования "Беловский район" Курской области к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как следует из материалов дела и постановления по делу об административном правонарушении, 18 апреля 2012 г. на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенном по адресу: Курская область, Беловский район, в N км от села "адрес", с правой стороны от автодороги "адрес" выявлена свалка бытовых и строительных отходов (битое стекло, битый кирпич, битый шифер, авторезина, металлолом) площадью 0,7 га, в связи с чем Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям проведено административное расследование, по результатам которого в отношении должностного лица - главы Администрации Беловского района Курской области Бабичева О.А. составлен протокол об административном правонарушении N от 09.06.2012 г., а 26 июня 2012 г. заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям вынесено постановление N о привлечении должностного лица - главы Администрации Беловского района Курской области Бабичева О.А. к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходила из того, что доказательств, подтверждающих факт ухудшения качественного состояния земель в результате действий главы Администрации Беловского района Курской области в материалах дела не содержится; экспертное заключение ФГБУ "Орловский референтный центр Россельхознадзора" от 07.06.2012 г. о превышении допустимых норм тяжелых металлов и бензапирена в почве по форме и содержанию не отвечает требованиям, установленным КоАП РФ для заключения экспертизы, а потому не может использоваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, в связи с чем постановление о привлечении главы администрации Беловского района Бабичева О.А. к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ вынесено при недоказанности состава вменяемого административного правонарушения.
Однако с указанным выводом судьи согласиться нельзя.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Исходя из смысла приведенной нормы, вменяемое Бабичева О.А. правонарушение имеет формальный состав, и наступление последствий в виде ухудшения качества земли не является обязательным элементом состава административного правонарушения ч.2 ст.8.7 КоАП РФ для привлечения виновного лица к ответственности за его совершение.
Статьей 8.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Землепользователи, т.е. лица, как являющиеся, так и не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков экологические правила и нормативы; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв.
Учитывая, что Бабичева О.А., как должностному лицу администрации Беловского района Курской области, вменяется невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв при использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьями 13 и 42 Земельного кодекса РФ, то доказательств ухудшения качества земель для привлечения к административной ответственности не требуется, так как объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ образует невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий.
При данных обстоятельствах вывод судьи об отмене постановления должностного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям и прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Бабичева О.А. по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ за недоказанностью наличия состава вменяемого административного правонарушения, не может быть признан законным и подлежит отмене в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что является основанием для возвращения дела в тот же районный суд на новое рассмотрение (п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья Курского областного суда
РЕШИЛА:
Решение судьи Ленинского районного суда г.Курска от 26 октября 2012 года отменить, дело по жалобе Бабичева О.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям N29 от 26 июня 2012 года о привлечении Бабичева О.А. к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ возвратить на новое рассмотрение в тот же районный суд.
Судья Курского областного суда И.Н. Переверзева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.