Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 13 марта 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Тарасовой Н.В.
судей - Сергейчика И.М. и Комаровской Е.И.
при секретаре Довженко Ю.Н.
с участием истца С.Н.А., ее представителя А.Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Великого Новгорода на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 ноября 2012 года, которым исковые требования С.Н.А. удовлетворены и постановлено:
признать незаконным и отменить постановление Администрации Великого Новгорода N3869 от 04 сентября 2012 года в части снятия С.Н.А. и членов ее семьи с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
признать незаконным решение Администрации Великого Новгорода об отказе С.Н.А. в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
обязать Администрацию Великого Новгорода восстановить С.Н.А. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
возместить С.Н.А. за счет бюджета расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.,
УСТАНОВИЛА:
С.Н.А. предъявила к Администрации Великого Новгорода исковые требования (с учетом их последующих изменений и уточнений) о признании незаконными и отмене постановления Администрации Великого Новгорода N3869 от 04 сентября 2012 года о снятии ее семьи с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и решения Администрации Великого Новгорода об отказе в выдаче ей свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. В обоснование требований указала, что 20 июля 2009 года ответчиком было принято решение о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях (далее - учет), впоследствии ее семья была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Однако письмом от 05 сентября 2012 года она была извещена о принятом ответчиком решении о снятии ее семьи с учета в связи с непредставлением при обращении в 2009 году с заявлением о постановке на учет сведений об отчуждении в 2007 году принадлежащей ей на праве собственности ? доли квартиры, расположенной в Великом Новгороде, " ... ". Полагает такой отказ незаконным, поскольку при обращении к ответчику в 2009 году с заявлением о постановке на учет все испрашиваемые ответчиком документы были представлены, каких-либо недостоверных сведений в представленных документах не содержится, о представлении иных необходимых для постановки на учет документов, ответчиком не сообщалось.
Ссылаясь на нарушение своих жилищных прав, С.Н.А. просила обязать ответчика восстановить ее семью на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация Великого Новгорода ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям неправильного применения судом норм материального права, а также неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, которым судом дана неверная оценка. В обоснование доводов жалобы Администрация указала, что факт ухудшения истцом своих жилищных условий в 2007 году подтверждается материалами дела и не оспаривается истцом, однако не было сообщено С.Н.А. при обращении в Администрацию в 2009 году для постановки ее семьи на учет, что в силу п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ является основанием для снятия семьи С.Н.А. с учета и отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В представленных на жалобу возражениях С.Н.А. находит решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы и возражений, заслушав С.Н.А. и ее представителя, полагавших решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также снятия с учета определены ст.ст. 52 и 56 Жилищного кодекса РФ.
В силу положений ст.14 Жилищного кодекса РФ решение данных жилищных вопросов отнесено к компетенции местных органов самоуправления, действия и решения которых могут быть обжалованы гражданами в установленном гражданско-процессуальным законодательством порядке.
Одной из форм удовлетворения потребностей граждан в обеспечении жильем, является предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N675.
Согласно пунктам 2 и 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года N285 (далее - Правила), право молодой семьи участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством, выдача которого осуществляется органом местного самоуправления на основании принимаемого им решения о включении семьи в список участников подпрограммы.
Одним из оснований для включения молодой семьи в список претендентов на получение социальных выплат является признание органами местного самоуправления семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (подп."б" п.5 Правил).
Рассматривая заявления граждан об оспаривании указанных решений органов местного самоуправления, суды не вправе подменять функции органов местного самоуправления и делать выводы, в частности, о наличии или отсутствии оснований для снятия граждан с учета по иным, не предусмотренным в решениях органов местного самоуправления, принятых по этим вопросам, основаниям.
Как видно из материалов дела, основанием для обращения С.Н.А. в суд послужило принятое Администрацией Великого Новгорода 04 сентября 2012 года решение о снятии ее семьи с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях на условиях социального найма, на который она была постановлена в 2009 году. В свою очередь, данное решение послужило основанием для отказа Администрации в выдаче семье С.Н.А., включенной в список молодых семей претендентов на получение социальных выплат в 2012 году, свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение жилья (письмо Администрации от 07.09.2012 года N3306).
Основанием для принятия Администрацией такого решения явилась полученная в июле 2012 года из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области информация о совершении С.Н.А. в 2007 году сделки, направленной на отчуждение принадлежащей ей на праве собственности ? доли квартиры, расположенной в Великом Новгороде, " ... ".
Как следует из материалов дела, данное обстоятельство ввиду отсутствия такой информации не учитывалось Администрацией при принятии в 2009 году решения о постановки семьи С.Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
Ссылаясь на представление С.Н.А. недостоверной информации при обращении в 2009 году с заявлением о постановке на учет, Администрация своим решением N3869 от 04 сентября 2012 года сняла семью С.Н.А. с учета на основании п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности, и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Установив, что при обращении С.Н.А. в 2009 году для постановки семьи на учет, недостоверных сведений в представленных ей документах, не выявлено, тогда как проверка полноты представленных заявителем документов, необходимых для принятия решения о постановке на учет, определяется органом, осуществляющим постановку граждан на учет, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности принятого Администрацией решения о снятии семьи С.Н.А. с учета со ссылкой на п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ и формулировкой в качестве причины снятия с учета - выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности.
Вместе с тем, вывод суда о том, что семья истца при наличии в собственности С.Н.А. ? доли в праве собственности на " ... " могла быть признана нуждающейся в жилых помещениях, поскольку была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, как обстоятельства, свидетельствующего об отсутствии оснований для снятия данной семьи с учета, подлежит исключению из мотивировочной части решения суда. Делая такой вывод, суд первой инстанции вышел за пределы оснований, указанных в оспариваемом истцом решении, и послуживших основанием для снятия семьи С.Н.А. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Фактически суд разрешил вопрос, рассмотрение которого относится исключительно к компетенции Администрации, что является недопустимым, поскольку лишает Администрацию права на самостоятельное рассмотрение данного вопроса с учетом новых обстоятельств и в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В связи с этим, данный вывод суда подлежит исключению из мотивировочной части решения как неправомерный.
Между тем, учитывая, что указанный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность принятого в целом решения, вынесенное судом по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Администрация - без удовлетворения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 29 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Великого Новгорода - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Тарасова
Судьи И.М. Сергейчик
Е.И. Комаровская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.