Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда
Гунько Т.А.,
с участием прокурора
Мищенко Е.А.,
при секретаре
Романовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р.Н.И. об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга " О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга " О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге", суд
УСТАНОВИЛ:
20 февраля 2013 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и 19 марта 2013 года подписан губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга " О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" (л.д.71).
Закон опубликован в Вестнике Законодательного Собрания Санкт-Петербурга N 11 2009 от 1 апреля 2013г. (л.д. 94-96 ).
Указанным Законом внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 8 июня 2011 года N 390-70 " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге".
В частности согласно статьи 5.2 в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности запрещается:
проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Дворцовой площади, Исаакиевской площади и Невском проспекте;
проведение собраний и митингов на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти Санкт-Петербурга (л.д. 72).
Заявитель Р.Н.И. полагая указанные нормы Закона Санкт-Петербурга противоречащими Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее-Федеральный закон N 54-ФЗ) обратился в суд с заявлением и уточнив свои требования просил суд признать указанные нормы незаконными и недействующими с момента их принятия.
При этом заявитель указал, что нарушаются его конституционные права на свободу проведения публичных акций, что вступает в противоречие с положениями Федерального закона от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ, который пунктом 2 статьи 8 установил перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается. Заявитель полагает, что оспариваемые им нормы вышли за пределы перечня, установленного федеральным законом.
В судебном заседании заявитель Р.Н.И. поддержал свои уточненные требования.
Представители Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга по доверенностям Гринева В.М., Зацепа О.О. и Матвеенко Л.И. полагали требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований.
Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с пунктом 15 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам ( части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом от 19 июня 2004г. N 54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регулируются вопросы обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Так, судом установлено, что оспариваемый Закон Санкт-Петербурга принят в соответствии с Федеральным законом " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно статье 1 данного закона законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так, статьей 8 Федерального закона установлено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.
В соответствии с частью 2.2 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если, проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и ( или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Таким образом, федеральным закон предусмотрено право субъекта Российской Федерации на введение запрета проведения публичных мероприятий в определенных местах в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности.
Закон Санкт-Петербурга N 390-70 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" был принят 8 июня 2011 года (л.д. 42).
Законом Санкт-Петербурга N 83-26 " О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга " О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге" дополнен статьей 5.2, согласно которой, в том числе, запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Дворцовой площади, Исаакиевской площади и Невском проспекте; проведение собраний и митингов на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Вместе с тем, понятие прилегающих территорий содержится в статье 5.2, а именно: прилегающие территории ограничиваются окружностями с радиусом 50 метров от входа( выхода) в здания, занимаемые органами государственной власти Санкт-Петербурга (л.д. 72).
Таким образом, оспариваемая заявителем норма вводит запрет на проведение собраний и митингов на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти Санкт-Петербурга, ограничивая запрет прилегающими территориями окружностью с радиусом 50 метров. По своему содержанию указанная норма является определенной и устанавливает ограничения в той мере, в которой должны охраняться права и свободы иной категории граждан, а именно: работающих в зданиях, занимаемых органами государственной власти Санкт-Петербурга, граждан - посещающих эти органы, в целях надлежащего функционирования государственной власти при исполнении своих обязанностей, поскольку в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются субъектами предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам.
При этом следует отметить, что ограничение не является запретом полностью, либо блокированием и невозможностью в целом проведения подобных мероприятий на территориях, прилегающих к зданиям, занимаемым органами государственной власти, а лишь ограничивает возможность прилегающей территорий окружностью с радиусом 50 метров.
Введение запрета на проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций на Дворцовой площади, Исаакиевской площади и Невском проспекте представляется объективно необходимым, поскольку Дворцовая площадь Санкт-Петербурга и Исаакиевская площадь Санкт-Петербурга расположены в историческом центре Санкт-Петербурга, имеют объекты исторического наследия, посещаемые многочисленными туристами мирового уровня. Дворцовая площадь сочетает в себе архитектурный ансамбль исторических зданий, вместе с тем на ней расположен главный штаб Северо-Западного военного округа.
При этом следует иметь ввиду, что Дворцовая площадь и Исаакиевская площадь Санкт-Петербурга входят в состав объекта N 540-001-"исторический центр Санкт-Петербурга".
Объект N 540- "исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников" включен в состав списка объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году на 14-ой сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходящей с 7 по 15 декабря 1990г. в Канаде.
Невский проспект Санкт-Петербурга является одной из основных автомобильных магистралей пассажирского транспорта и характеризуется высокой пешеходной загруженностью ( в том числе за счет прибывающих туристов).
Кроме того, на проспекте расположены объекты социальной инфраструктуры, общественные, культурно-зрелищные учреждения, торговые предприятия.
Таким образом, суд полагает, что субъект Российской Федерации Санкт-Петербург имел достаточные и объективные основания для введения запрета на проведения указанных мероприятий на обозначенной территории. При этом оспариваемые нормы согласуются с ч.2.2 статьи 8 Федерального закона N 54-ФЗ и не входят в противоречие с данной нормой.
Оценивая позицию заявителя, суд полагает ее основанной на ошибочном толковании действующего законодательства.
При этом, следует отметить, что оспариваемые нормы Закона Санкт-Петербурга не противоречат позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.02.2013 N 4-П по делу о проверке конституционности Федерального закона " О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Соблюдая принцип правового государства субъект РФ город федерального значения Санкт-Петербург определил специально отведенное место для проведения массовых мероприятий, что предусмотрено Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.12.2012 N 1363(л.д.82). Достаточность, либо целесообразность отведенного места не являются предметом спора и данный вопрос находится за пределами настоящего разбирательства.
На основании изложенного, суд полагает объективно установленным отсутствие нарушения, как прав заявителя, так и нарушения федерального законодательства.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с полномочиями и компетенцией органов государственной власти Санкт-Петербурга, предусмотренных Федеральным законом N54-ФЗ.
На основании изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления Р.Н.И.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,ст.ст.251-253 ГПК
РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление Р.Н.И. об оспаривании законности в части Закона Санкт-Петербурга " О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга " О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге", оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
СУДЬЯ Т.А.ГУНЬКО
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.