Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Петровского М.В.,
судей: Черемисина Е.В., Миркиной Е.И.,
при секретаре Зизюк О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора г. Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования "Город Томск", к ООО "Надежда-ВЛ" о взыскании задолженности по арендной плате и пени
по апелляционной жалобе ООО "Надежда-ВЛ" на решение Кировского районного суда г.Томска от 05.02.2013.
Заслушав доклад судьи Черемисина Е.В., объяснения представителя ответчика Патрушевой Н.Д., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Миронова Е.А., возражавшего против отмены судебного акта, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Томска, действуя в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования "Город Томск", обратился в суд с иском к ООО "Надежда-ВЛ" о взыскании в пользу муниципального образования "Город Томск" в лице департамента экономического развития и управления государственной собственностью администрации г. Томска арендной платы в размере /__/ рублей за земельный участок за период с 01.01.2011 по 20.02.2012 и пени за период с 16.02.2011 по 30.11.2012 в размере /__/ рубль.
В обоснование требований в исковом заявлении указано, что 14.06.2007 между муниципальным образованием "Город Томск" и ответчиком заключен договор NТО-21-17004 аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: /__/ (общей площадью /__/ кв.м), для строительства складских сооружений и административного здания. Срок действия договора установлен с 04.06.2007 по 04.06.2009. Дополнительными соглашениями к договору указанный срок продлевался до 05.05.2010, затем до 04.05.2012. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи в соответствии с постановлением Мэра г. Томска N 1475-з от 04.06.2007. В силу п. 4.2 договора аренды размер арендной платы за пользование земельным участком определяется путем умножения площади земельного участка, указанной в п. 1.1 договора, на ставку арендной платы и на коэффициент, установленный для конкретного вида использования земельного участка и (или) категории арендатора. Согласно п. 4.6 договора плата за пользование земельным участком вносится равными долями поквартально, не позднее 15-го числа второго месяца текущего квартала. Ответчик не исполнил обязательства по внесению арендной платы за земельный участок в установленный срок.
В судебном заседании помощник прокурора г.Томска Семитко С.Е. иск поддержала.
Представители ответчика Патрушев Е.И., Злобина Е.А. признали требования в части взыскания задолженности по арендной плате в размере /__/ рублей и пени в размере /__/ рублей. В остальной части возражали против удовлетворения иска, указав, что арендная плата уплачивалась в соответствии с договором. ООО "Надежда-ВЛ" занимается разработкой и изготовлением автоматических безреагентных станций очистки воды. На выделенном участке строило научно-производственную базу. Общество занимается социально значимыми видами деятельности, устанавливает станции водоочистки для школ, больниц, санаториев, поселков и других объектов. Установление требуемых коэффициентов приведет к банкротству ответчика. ООО "Надежда-ВЛ" стремилось скорее осуществить строительство и выкупить земельный участок, т.к. ставка земельного налога ниже ставки аренды. Применение к ставкам арендной платы повышающих коэффициентов не может быть признано обоснованным, поскольку задержка строительства произошла не по вине ответчика. Основной причиной задержки строительства было бездействие администрации при выдаче разрешительных документов.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей материального истца.
Обжалуемым решением суд удовлетворил исковые требования в полном объеме.
В апелляционной жалобе директор ООО "Надежда-ВЛ" Патрушев Е.И. просит решение суда изменить, удовлетворив исковые требования в части взыскания задолженности по арендной плате за период с 01.01.2012 по 20.02.2012 в размере /__/ рублей и пени в размере /__/ рублей. Указывает, что суд не принял во внимание доводы о полном внесении арендной платы за 2011 год в соответствии с условиями договора аренды и дополнительных соглашений к нему. Применение повышающего коэффициента к ставке арендной платы является необоснованным, произведено вопреки условиям договора и дополнительных соглашений.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела и не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам абз.1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия нашла его подлежащим отмене в части взыскания задолженности по арендной плате за 2011 год и изменению в остальной части в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии с п.4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В п.1 ст. 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
По договору аренды земельного участка NТО-21-17004 от 14.06.2007, заключенному Муниципальным образованием "Город Томск" (арендодатель) и ООО "Надежда-ВЛ" (арендатор), арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов /__/ с кадастровым номером /__/, расположенный по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м.
В соответствии с п.1.3 договора земельный участок передается для строительства складских сооружений и административного здания. Зона градостроительной ценности участка: 19 (п. 1.2 договора). Срок действия договора установлен с 04.06.2007 по 04.06.2009 (п. 3.1 договора).
Согласно п. 4.1 договора арендная плата определяется в соответствии со ставкой арендной платы за землю, установленной решением органа местного самоуправления для каждой зоны градостроительной ценности и вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с осуществляемой деятельностью арендатора.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется ежегодно в соответствии с утвержденной муниципальным правовым актом ставкой арендной платы за землю, которая устанавливается по зонам градостроительной ценности, видам разрешенного использования земельного участка и категориям арендаторов. Годовая сумма арендной платы составляет в 2007 году - /__/ рублей за 1 кв.м (п. 4.2 договора).
В п. 4.3 договора установлено, что ставки арендной платы могут изменяться арендодателем в одностороннем порядке без согласования с арендатором не чаще одного раза в течение календарного года с учетом изменения законодательства и иных правовых актов, изменения зоны градостроительной ценности территории, вида разрешенного использования земельного участка на основании решения органа местного самоуправления. Официальным источником информации об изменении ставок арендной платы является Сборник официальных материалов муниципального образования "Город Томск" (л.д. 22-23).
Дополнительным соглашением N 1 от 21.05.2009 к указанному договору аренды изменен п. 1.3 договора и изложен в следующей редакции: "Земельный участок передается для строительства складских сооружений и административного здания: облагаемая арендной платой площадь для строительства складских сооружений - /__/ кв.м; облагаемая арендной платой площадь для строительства административного здания - /__/ кв.м" (л.д. 19).
Дополнительным соглашением от 18.06.2009 к указанному договору аренды продлен срок его действия с 05.06.2010 до 05.05.2010 (л.д. 20).
Соглашением от 04.05.2010 к указанному договору аренды установлен срок его действия до 04.05.2012.
Раздел 4 договора "Размер и условия внесения арендной платы" изложен в новой редакции.
В частности, п. 4.2 установлено, что размер арендной платы за пользование земельными участками определяется путем умножения площади земельного участка, указанной в п.1.1 настоящего договора на ставку арендной платы и на коэффициент, установленный для конкретного вида использования земельного участка и /или категории арендатора. Ставка арендной платы или механизм ее расчета, а также коэффициент к ставкам устанавливается решением уполномоченного органа местного самоуправления.
Исходя из п.4.3 договора в соответствии с решением Думы г.Томска от 19.08.2008 N965 (в ред. решений Думы г.Томска от 31.03.2009 N 1155 (ред. 08.09.2009), от 28.04.2009 N1194) "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск" на 2010 год: ставка арендной платы для строительства складских сооружений составляет /__/ рублей/кв.м в год (коэффициента к ставке арендной платы нет); ставка арендной платы для строительства административного здания составляет /__/ рублей/кв.м в год (коэффициента к ставке арендной платы нет).
В соответствии с п.4.4 договора ставки арендной платы за землю могут изменяться арендодателем в одностороннем порядке без согласования с арендатором не чаще одного раза в год. В случае изменения ставки арендной платы или механизма ее расчета либо бюджетного счета для оплаты арендных платежей, арендодатель обязан проинформировать арендатора об указанных изменениях путем опубликования соответствующего информационного сообщения в Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск". Внесение изменений в настоящий договор путем подписания дополнительного соглашения в указанном случае не требуется.
Согласно п. 4.6 договора плата за пользование земельным участком вносится равными долями поквартально, не позднее 15 числа второго месяца текущего квартала.
В случае несвоевременного исполнения обязанности по уплате арендной платы начисляется пеня, которая определяется в процентах от суммы задолженности за каждый календарный год просрочки, начиная со следующего дня после предусмотренных настоящим разделом договора сроков платежа. Размер пени устанавливается равной 1/360 действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4.9 договора) (л.д. 21).
В период, за который истец просит взыскать арендную плату (с 01.01.2011 по 20.02.2012) договор аренды от 14.06.2007 действовал в редакции вышеприведенных соглашений.
В указанный период решением Думы г. Томска от 19.08.2008 N 965 "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск" предусматривалось, что ставка арендной платы для зоны градостроительной ценности 19 при использовании земельного участка для строительства промышленно-производственных объектов составляет /__/ рублей/кв.м в год, для строительства отдельно стоящих административных, коммерческих и офисных объектов - /__/ рублей/кв.м в год.
В приложении N2 к указанному решению Думы были установлены следующие коэффициенты к ставкам арендной платы для юридических лиц, применяемые по истечении срока аренды, установленного первоначальным постановлением Мэра или условиями торгов: до одного года - 2, от одного года до двух лет - 3, свыше 2 лет - 4.
Действие пункта 1 приложения N 2 приостановлено на период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2009 года решением Думы г. Томска от 31.03.2009 N1155. Решением Думы г. Томска от 08.09.2009 N 1286 в решение Думы г.Томска от 31.03.2009 N 1155 внесены изменения, в соответствии с которыми действие пункта 1 приложения N 2 приостановлено на период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года.
Удовлетворяя иск, суд исходил из правомерности применения указанных коэффициентов к отношениям сторон, с чем судебная коллегия не согласилась исходя из следующего.
Согласно норме пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10.1 Закона Томской области от 04.10.2002 N74-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области" размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления, за исключением случаев, установленных ЗК РФ и частью 5 настоящей статьи. Постановлением администрации Томской области от 25.01.2008 N6а "О порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" полномочия по определению размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, по установлению порядка, условий и сроков внесения арендной платы предоставлены органам местного самоуправления.
Решение Думы г. Томска от 19.08.2008 N 965 "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск" принято в соответствии с вышеприведенными нормативно-правовыми актами. В нем указано, что оно принято в целях стимулирования рационального использования земель, обеспечения развития инфраструктуры, социальной защиты малоимущих граждан города Томска, а также оказания экономической поддержки социально значимым отраслям и видам экономической деятельности на территории муниципального образования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ судебные органы при рассмотрении споров по поводу сумм земельного налога, подлежащих уплате пользователями земельных участков в городе, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления нормативного акта, которым установлены коэффициенты дифференциации ставки налога по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков (определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2004 N209-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Вита Холдинг" на нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Поскольку земельный налог, как и арендная плата, в соответствии с п.1 ст. 65 ЗК РФ является одной из форм платы за землю в Российской Федерации, то справедливо применение указанных разъяснений Конституционного Суда РФ и по спорам по поводу сумм арендной платы, размер которой регулируется публично-правовым образованием.
Решением Арбитражного суда Томской области от 15.05.2012 NА67-812/2012 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 Приложения N 2 "Коэффициенты к ставкам арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей осуществления строительства" к решению Думы города Томска от 19.08.2008 N 965 "О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования "Город Томск" в части установления коэффициентов 3 и 4.
В данном решении арбитражный суд также руководствовался указанным определением Конституционного Суда РФ и установил, что установление повышающих коэффициентов уполномоченные органы обосновывали необходимостью уменьшения срока освоения земельных участков, предоставленных для строительства объектов, недопущения образования долгостроя и повышения эффективности использования земельных ресурсов.
Достижение этих целей органами местного самоуправления можно отнести к вопросам местного значения муниципальных образований, к которым в силу закона относится контроль за использованием земель муниципального образования (п.26 ч. 1 ст. 16, п.20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
При таких обстоятельствах установление повышенных коэффициентов к ставкам арендной платы для лиц, превысивших сроки аренды по первоначальному постановлению Мэра г. Томска (фактически не осуществившим строительство и ввод объекта в эксплуатацию в данный срок), представляет собой меру гражданско-правовой ответственности за виновное поведение арендатора.
Достижение целей договора аренды путем строительства и ввода объекта в эксплуатацию в установленный срок не требует продления договорных отношений по аренде, а значит, исключает и повышенную гражданско-правовую ответственность.
По мнению судебной коллегии, оснований для применения повышенных коэффициентов к ставке арендной платы, подлежащей внесению ответчиком, не имеется исходя из следующего.
Постановлением Мэра г.Томска от 07.08.2002 N 2628-з (срок действия продлен до 01.01.2005 постановлением от 12.04.2004 N 1212з) ООО "Надежда-ВЛ" предварительно согласовано место размещения производственной базы изготовления станций очистки и обеззараживания питьевой и сточной воды по /__/ на земельном участке площадью /__/ кв.м На ООО "Надежда-ВЛ" возложена обязанность разработать рабочий проект производственной базы, согласовать с заинтересованными организациями, провести государственные вневедомственную и экологическую экспертизы проекта, получить архитектурно-планировочное задание (л.д. 24).
Постановлением Мэра г.Томска от 06.04.2006 N 862з утвержден акт выбора земельного участка для размещения производственной базы изготовления станций очистки и обеззараживания питьевой и сточной воды по /__/ /__/ кв.м. На ООО "Надежда-ВЛ" возложена обязанность по выполнению проектной документации и ее согласованию (л.д. 26).
Постановлением Мэра г. Томска от 04.06.2007 N 1475-з ООО "Надежда-ВЛ" предоставлен в аренду сроком на два года земельный участок по адресу: /__/ площадью /__/ кв.м (кадастровый номер /__/) для строительства складских сооружений и административного здания, согласно прилагаемого кадастрового плана. ООО "Надежда-ВЛ" предписано: заключить с администрацией города договор аренды земельного участка, произвести государственную регистрацию договора аренды в установленном порядке, строительство объекта осуществлять в соответствии с согласованной проектной документацией, по окончании строительства сдать объект в эксплуатацию приемочной комиссии.
Из постановления Мэра г. Томска следует, что ООО "Надежда-ВЛ" представлены: согласованный проект строительства, заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологическое заключение, письмо об информировании населения, экспертное заключение Главгосэкспертизы, кадастровый план (л.д. 27).
Таким образом, на момент издания указанного постановления Мэра г.Томска ООО "Надежда-ВЛ" подготовило необходимую проектную документацию для получения разрешения на строительство.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В отсутствие разрешения на строительство ООО "Надежда-ВЛ" не вправе было осуществлять строительство и тем самым достигнуть цели, для которой заключался договор аренды.
Помимо вышеуказанных документов, принятие ООО "Надежда-ВЛ" надлежащих мер по получению разрешения на строительство подтверждается следующими доказательствами:
- письмом на имя и.о. Мэра г. Томска N 8/01 от 22.05.2007 об ускорении рассмотрения заявления от 16.01.2007 о выдаче разрешения на строительство;
- письмом на имя и.о. Мэра г. Томска N 11/01 от 24.05.2007 об ускорении рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство.
Разрешение на строительство ООО "Надежда-ВЛ" выдано не было.
В письме департамента строительства и архитектуры администрации г.Томска от 24.05.2008 N 3671 указано, что работа по обращению прекращена, поскольку градостроительным регламентом (Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (утв. решением Думы г.Томска от 27.11.2007 N687) не предусмотрено размещение производственных зданий и сооружений в территориальной зоне, в которую входит земельный участок по /__/.
В дальнейшем ООО "Надежда-ВЛ" обращалось к председателю комиссии по землепользованию и застройке администрации г. Томска (заместителю Мэра г.Томска) с заявлениями от 02.07.2008, от 13.11.2008, от 17.11.2008 с просьбой выдать разрешение на строительство и внести изменения в карту градостроительного зонирования.
Письмом заместителя Мэра г.Томска от 29.12.2008 N 3946-з ООО "Надежда-ВЛ" сообщено, что внести изменения в карту градостроительного зонирования невозможно без утверждения проекта планировки магистральной улично-дорожной сети /__/, который находится на стадии согласования.
Письмом заместителя Мэра г.Томска от 16.02.2009 N 275-з ООО "Надежда-ВЛ" сообщено, что принято решение о вынесении на публичные слушания вопроса об изменении вида территориальной зоны.
Мэром г.Томска издано распоряжение от 23.04.2009 N р401 о проведении публичных слушаний по указанному вопросу.
09.12.2009 ООО "Надежда-ВЛ" обратилось к Мэру г.Томска с просьбой о выдаче разрешения на строительство и изменении вида территориальной зоны, указав, что со своей стороны выполнило все условия для этого.
Согласно письму управляющего делами администрации г.Томска от 23.12.2009 N5100 вопрос о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка, расположенного по адресу: /__/, отклонен комитетом градостроительства и землепользования Думы г. Томска 25.08.2009 по причине необходимости разработки проекта застройки по /__/.
Решением Думы г.Томска от 02.02.2010 внесены изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденные решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687, в том числе установлена в Карте градостроительного зонирования в районе /__/ территориальная зона О-4 (научно-производственная и технико-внедренческая зона).
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска от 28.09.2010 N 517 утвержден градостроительный план земельного участка по адресу: /__/.
Исходя из положений ст. 48 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка изготавливается в ходе архитектурно-строительного проектирования, которое осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.
Проектная документация, подготовленная по результатам архитектурно-строительного проектирования, является основанием для выдачи разрешения на строительство.
Из вышеприведенных доказательств следует, что ООО "Надежда-ВЛ" предприняло все меры для достижения целей договора аренды и осуществления строительства в срок, установленный первоначальным постановлением Мэра г.Томска. При этом ООО "Надежда-ВЛ" действовало добросовестно и правомерно, реализуя конституционное право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, пыталось добиться получения разрешительной документации от того же самого субъекта (муниципального образования "Город Томск" в лице его органов), который являлся стороной договора аренды.
В решении Думы города Томска от 19.08.2008 N 965 (в редакции, действовавшей с 04.05.2010 по 11.12.2012) содержалось положение о применении по договорам аренды, заключенным для проведения изыскательских работ и (или) для осуществления архитектурно-строительного проектирования, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства, коэффициента 0,1 к ставкам арендной платы, установленным разделом N1 приложения N1 в зависимости от целевого назначения объекта строительства. Устанавливалось, что данный коэффициент применяется на период до выдачи разрешения на строительство.
Исходя из данного подхода в период архитектурно-строительного проектирования до момента выдачи разрешения на строительство не применялись повышающие коэффициенты, предусмотренные в приложении N 2 к решению Думы, а устанавливался льготный, минимально возможный коэффициент. Данный коэффициент, по мнению судебной коллегии, мог быть применен к ставкам арендной платы, исходя из фактически установленных обстоятельств по делу, однако такое требование в исковом заявлении не заявлялось.
Как указано прокурором в иске, он предъявлен в интересах муниципального образования, т.е. в публичных интересах.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека в соответствии с прецедентной практикой конвенционных органов органы местного самоуправления, несомненно, являются государственными органами в том смысле, что они действуют на основании публичного права и осуществляют государственные функции, переданные им на основании Конституции и иных законов (Окончательное решение ЕСПЧ от 16.09.2004 "По вопросу приемлемости жалобы N24669/02 " Галина П. Г. (Galina Petrovna Gerasimova) против Российской Федерации", Постановление ЕСПЧ от 13.10.2005 "Дело "Герасимова (Gerasimova) против Российской Федерации" (жалоба N24669/02).
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что поскольку стороне ответчика противостоит публично-правовое образование, которое для реализации своих публичных функций вступило в договорные отношения с ответчиком, то данный спор не вытекает из предпринимательской деятельности, правосудие в сфере которой осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации (статья 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В этой связи ООО "Надежда-ВЛ" не виновное в нарушении обязательства по целевому использованию в установленный срок земельного участка, полученного по договору аренды от 14.06.2007, должно быть освобождено от применения повышающего коэффициента к арендной плате по правилам п.1 ст. 401 ГК РФ.
Предусмотренный договором аренды двухгодичный срок, предназначенный для строительства и ввода в эксплуатацию объекта, следует рассчитывать не ранее чем с даты утверждения градостроительного плана, т.е. с 28.09.2010.
В этой связи арендная плата за период с 01.01.2011 по 20.02.2012 должна быть рассчитана без применения повышающих коэффициентов.
Исходя из ставок арендной платы, установленных решением Думы города Томска от 19.08.2008 N 965, без применения повышающих коэффициентов расчет задолженности выглядит следующим образом:
/__/ рублей * /__/ кв.м = /__/ рублей.
/__/ рублей * /__/ кв.м = /__/ рублей.
/__/ рублей + /__/ рублей = /__/ рублей.
/__/ рублей / 4 = /__/ рублей.
Таким образом, размер арендной платы за один квартал составляет /__/ рублей.
За 2011 год ООО "Надежда-ВЛ" внесло арендную плату в размере /__/ рублей, т.е. задолженности по данному платежу за этот период не имеется.
В 2012 году ООО "Надежда-ВЛ" арендную плату не вносило. Рассчитанная пропорционально количеству заявленных истцом дней в 2012 году, арендная плата за период с 01.01.2012 по 20.02.2012 составит /__/ рублей ( /__/ / 91 день * 51 день).
Размер пени за период с 16.02.2011 (дата начала просрочки первого платежа) по 30.11.2012 составляет /__/ рублей.
Исковые требования в части задолженности по арендной плате в размере /__/, пени в размере /__/ рублей признаны представителем ответчика в письменном заявлении и в апелляционной жалобе.
Признание иска не противоречит требованиям закона, не нарушает прав других лиц и может быть принято в соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ в пределах, соответствующих вышеприведенному расчету, проверенному судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 3-4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г.Томска от 05.02.2013 в части взыскания с ООО "Надежда-ВЛ" в пользу муниципального образования "Город Томск" в лице департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска задолженности по арендной плате за земельный участок за 2011 год отменить.
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора г.Томска, действующего в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования "Город Томск", к ООО "Надежда-ВЛ" о взыскании задолженности по арендной плате за земельный участок за 2011 год отказать.
Это же решение в остальной части изменить.
Снизить размер взысканной с ООО "Надежда-ВЛ" в пользу муниципального образования "Город Томск" в лице департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска задолженности по арендной плате за земельный участок за период с 01.01.2012 по 20.02.2012 до /__/ рублей, пене за период с 16.02.2011 по 30.11.2012 до /__/ рублей.
Снизить размер государственной пошлины, взысканной с ООО "Надежда-ВЛ" в доход бюджета муниципального образования "Город Томск", до 2224,71 рублей.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.