Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Ялбаковой Э.В.,
судей - Имансакиповой А.О., Кокшаровой Е.А.,
при секретаре - Романовой В.Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Петуниной А.А. на решение Горно-Алтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым
отказано в удовлетворении исковых требований Петуниной А.А. к Правительству Республики Алтай об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи из двух человек.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Республике Алтай обязана возвратить Петуниной А.А. государственную пошлину в размере "данные изъяты", уплаченную при подаче иска по квитанции от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., апелляционная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Петунина А.А. обратилась в суд с иском к Правительству Республики Алтай об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи из двух человек, мотивируя требования тем, что в ДД.ММ.ГГГГ года она и ее семья были репрессированы по политическим мотивам, по национальному признаку органами НКВД СССР.
В обоснование требований истец ссылается на ст. 13 Закона РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", указывая, что признается право реабилитированных лиц, утративших жилое помещение в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренным законодательством субъектов РФ. На основании Закона РФ от 18 сентября 1991 года N 1761-1, в соответствии со ст. 1-1 вышеуказанного закона и определением Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2000 года N 103, была реабилитирована. Согласно справке, определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, приговор Областного суда Ойротской Автономной области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ее отца ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отменен, и дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. На протяжении 10 лет она и ее семья содержались в антисанитарных условиях, находясь под жестким контролем органов внутренних дел, постоянно подвергались унижениям, спали на полу, не имели возможности мыться и стирать одежду. Являясь лицом, признанным жертвой советских политических репрессий и реабилитированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, истец считает, что в отношении нее была нарушена ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции.
Суд вынес решение, об отмене которого и принятии нового решение об обязании Правительства Республики Алтай предоставить Петуниной А.А. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на состав семьи из двух человек просит Петунина А.А., указывая, что решение Горно-Алтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ вынесено незаконно и необоснованно. Апеллянт, в подтверждение своих доводов, ссылается на ст. ст. 40 и 46 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 ЖК РФ, ст. 16 ФЗ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", ст. 16 указанного закона с изменениями и дополнениями по состоянию на 01 июля 1994 года, Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан", а также на доводы, изложенные в исковом заявлении. В настоящее время договора социального найма с Петуниной А.А. не заключалось.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Правительства РА ФИО1, полагавшую решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционная коллегия находит решение Горно-Алтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 ФЗ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья. Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма утратила силу.
Согласно п. 7 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшим от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 года N 419, предусматривается возможность принятия таких лиц на учет для обеспечения жилой площадью без предоставления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого помещения и предоставления ими этих документов непосредственно при получении жилых помещений.
Согласно ст. 13 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий. В случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 16 данного Закона РФ, расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ.
Согласно положений ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ случаев.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, к лицам, обладающим правом на предоставление жилого помещения вне очереди отнесены: граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии со ст. 1 Законом Республики Алтай "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" N 61-РЗ от 01 декабря 2004 года, меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются лицам, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Алтай, имеющим свидетельства установленного образца.
Согласно ст. 4 указанного Закона, реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: внеочередное оказание медицинской помощи по Программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в поликлиниках и других медицинских учреждениях Республики Алтай в порядке, установленном законодательством; снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размера оплаты жилой площади на 50 процентов в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Правительством Республики Алтай. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от формы собственности; снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размера оплаты коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), теплоснабжение) на 50 процентов в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством Республики Алтай, гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива либо газа (по выбору), приобретаемого в пределах норм и нормативов потребления, установленных Правительством Республики Алтай, и транспортных услуг для доставки твердого топлива. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда; первоочередная установка телефона; бесплатная установка телефона; внеочередной прием в центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому, в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25 процентов назначенной пенсии; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости протезов из драгоценных металлов, металлокерамики и искусственных имплантатов) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, расположенных на территории Республики Алтай, либо (по выбору гражданина) компенсация расходов на изготовление и ремонт зубных протезов, а также льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями в порядке и размерах, установленных Правительством Республики Алтай; бесплатный проезд (туда и обратно) в пределах Российской Федерации один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов от стоимости проезда; первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха; первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы.
Согласно ст. ст. 1 и 2 Закона Республики Алтай от 14 февраля 2006 года N 16-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления в Республике Алтай учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определении общей площади предоставляемого жилого помещения", принятие на учет граждан осуществляется в органах местного самоуправления Республики Алтай уполномоченными ими структурными подразделениями и (или) должностными лицами, ответственными за ведение учета граждан.
Принятие на учет гражданина осуществляется на основании его заявления, поданного им в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
Из справки о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной прокуратурой Республики Алтай следует, что Петунина А.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", оставшаяся в несовершеннолетнем возрасте без попечения отца ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необоснованно репрессированного по политическим мотивам, признана подвергшейся политической репрессии и реабилитирована.
Судом установлено, что Петунина А.А. с заявлением о постановке на учет на предоставление жилья не обращалась.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, полностью соответствующему обстоятельствам дела, о том, что Петунина А.А. она в настоящее время не вернулась на прежнее место жительства, на учет как гражданин, нуждающийся в жилом помещении, не встала, вопрос о постановке ее и членов ее семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не ставила. Обратного истцом не подтверждено и не оспаривалось.
Остальные доводы жалобы апелляционной коллегией во внимание не принимаются, поскольку направлены на неправильное толкование норм материального права.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно установил юридически значимые обстоятельства и применил закон, регулирующий правоотношения сторон, что привело к принятию законного и обоснованного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Петуниной А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий - Э.В. Ялбакова
Судьи - А.О. Имансакипова, Е.А. Кокшарова
Копия верна:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.