Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Елиной Т.А.
судей Межевовой Н.И.
Середы Л.И.
при секретаре Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 04 июня 2013 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Рыбаковой В.В. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 28 марта 2013 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Кадикин Р.Х. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от 08 февраля 2013 г. "N" в назначении пенсии ему было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы в должности главного врача в "данные изъяты" амбулатории, в должности главного врача "данные изъяты" ЦРБ.
Считал отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просил признать незаконным в части решение начальника от "дата" "N", обязать пенсионный орган включить в специальный стаж периоды работы с 14 августа 1989 г. по 31 декабря 1989 г. в должности главного врача в "данные изъяты" амбулатории; с 30 июля 1990 г. по 09 сентября 1998 г., с 10 сентября 1998 г. по 09 октября 1998 г., с 10 октября 1998 г. по 31 октября 1999 г., с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности главного врача "данные изъяты" ЦРБ; назначить ему досрочную трудовую пенсию с 30 января 2013 г.
Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 28 марта 2013 г. исковые требования Кадикина Р.Х. удовлетворены.
Определением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 12 апреля 2013 г. исправлена описка, допущенная во вводной части решения Ромодановского районного суда от 28 марта 2013 г., и определено, что вместо даты 28 марта 2012 г." следует правильным считать "28 марта 2013 г.".
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Рыбакова В.В. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов.
В судебное заседание представитель третьего лица ГБУЗ РМ "Ромодановская центральная районная больница" не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще путём направления извещения с обратным уведомлением о вручении (л.д. 140), о причинах неявки в суд не известил, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе по Республике МордовияДжалимова Т.А. доводы жалобы поддержала, истец Кадикин Р.Х. возразил против доводов жалобы.
Заслушав объяснения представителя ответчика, истца, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела установлено, что Кадикин Р.Х. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии 30 января 2013 года.
Решением от 08 февраля 2013 г. "N" ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Кадикину Р.Х. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Ф3 N 173 от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Имеется специального стажа 11 лет 29 дней при требуемом стаже не менее 25 лет.
Истцу не засчитаны в специальный стаж периоды работы: с 14 августа 1989 г. по 31 декабря 1989 г. в должности главного врача в "данные изъяты" амбулатории, так как карточка-справка на истца не обнаружена; с 30 июля 1990 г. по 09 сентября 1998 г., с 10 сентября 1998 г. по 09 октября 1998 г., с 10 октября 1998 г. по 31 октября 1999 г., с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности главного врача "данные изъяты" ЦРБ, поскольку Списком, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определен исчерпывающий круг учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. N 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20.12.2005 г. предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Так, действовавшее до 1 ноября 1999 г. пенсионное законодательство предусматривало иной подход к льготному исчислению специального стажа. При определении права на пенсию за выслугу лет медицинским работникам до указанной даты порядок подсчета специального стажа производился по правилам, установленным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", пунктом 2 которого предусмотрено, что работникам здравоохранения, указанным в Списке 1991 г., исчисление выслуги лет производилось по правилам: 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца). То есть стаж лечебной деятельности в сельской местности исчислялся в льготном порядке независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (смешанный стаж).
Согласно данному Списку право на досрочную трудовую пенсию предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования и должности.
В соответствии со статьями 12-14 "Основ законодательства Российской Федерации по охране здоровья граждан" медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.
Судом первой инстанции установлено, что амбулатория являлась лечебно-профилактическим учреждением.
Таким образом, поскольку спорные периоды работы истца в сельской местности имели место до ноября 1999 г., что подтверждается записями в трудовой книжке, то является правомерным вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж истца в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца периодов работы в должности: в должности главного врача в "данные изъяты" амбулатории с 14 августа 1989 г. по 31 декабря 1989 г.; в должности главного врача "данные изъяты" ЦРБ с 30 июля 1990 г. по 09 сентября 1998 г., с 10 сентября 1998 г. по 09 октября 1998 г., с 10 октября 1998 г. по 31 октября 1999 г.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 предусмотрены должности врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность в больницах и учреждение "амбулатория".
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно включил в календарном исчислении период работы Кадикина Р.Х. с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности главного врача Белозерьевской врачебной амбулатории, поскольку установлено, что истец в полном объеме выполнял функциональные обязанности по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения, в частности, он выполнял обязанности врача общей практики амбулатории наряду с обязанностями главного врача.
Слова же "врачебная амбулатория", как правильно посчитал суд уточняют лишь профиль учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату возникновения у истца права на указанную пенсию, с учётом включенных пенсионным органом периодов и с учётом включенных судом оспариваемых периодов, специальный стаж истца составил 25 лет 3 месяца 13 дней, то суд правомерно обязал пенсионный орган назначить Кадикину Р.Х. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 30 января 2013 г.
Доводы апелляционной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 28 марта 2013 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Рыбаковой В.В. - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции - Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Т.А.Елина
Судьи Н.И.Межевова
Л.И.Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.