Президиум Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Малышкина А.В.
членов президиума Медведева С.В., Кириллова В.С.,
Крайновой И.К., Левичевой В.В.
при секретаре Шараповой Т.В.
рассмотрел гражданское дело по заявлению администрации Гороховецкого района о замене стороны в порядке процессуального правопреемства, по кассационной жалобе директора Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Денисова А.В. на определение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 21 июня 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 30 октября 2012 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Саликовой С.Н., объяснения представителя Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Челышевой Т.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, первого заместителя прокурора Владимирской области Давыдова Н.А., полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, президиум
УСТАНОВИЛ:
Администрация Гороховецкого района обратилась в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве, указав в обоснование заявления, что решением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 9 апреля 2010 года удовлетворены исковые требования прокурора Гороховецкого района в интересах неопределенного круга лиц, жителей Гороховецкого района, а также лиц, осуществляющих транзитный проезд через Гороховецкий район. На администрацию Гороховецкого района возложена обязанность в срок до 13.04.2010г. составить и утвердить график установки дорожных знаков на автомобильных муниципальных дорогах общего пользования Гороховецкого района в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597 - 93 и провести работы по приведению в соответствие с требованиями нормативов ГОСТ Р 50597 - 93 дорожные знаки согласно утвержденному графику на автомобильных дорогах района.
Решением Совета народных депутатов Гороховецкого района N 54 от 23.08.2011 г. согласован перечень имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования - Гороховецкий район в государственную собственность Владимирской области. Данный перечень включает в себя автодороги Гороховецкого района.
Во исполнение распоряжения Губернатора Владимирской области N 381 - р от 25.10.2011г. "О принятии находящегося в муниципальной собственности Гороховецкого района Владимирской области имущества в государственную собственность Владимирской области" и решения Совета народных депутатов Гороховецкого района N 54 от 23.08.2011 г. утвержден 28 декабря 2011г передаточный акт, согласно которому из муниципальной собственности Гороховецкого района в государственную собственность Владимирской области принято безвозмездно имущество в виде дорог Гороховецкого района согласно приложению, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области поручено осуществить необходимые юридические действия по принятию указанного имущества и закреплению его на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области".
Распоряжением директора Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области N 3728 от 28.12.2011г. утверждены передаточные акты передачи имущества (автодорог Гороховецкого района согласно приложению) из муниципальной собственности в государственную собственность Владимирской области, указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области", передаточный акт согласован с Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области и Государственным бюджетным учреждением Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области". Указанное имущество внесено в реестр государственного имущества Владимирской области
Администрация Гороховецкого района Владимирской области обратилась в суд с заявлением о замене стороны по делу - администрации Гороховецкого района - в порядке процессуального правопреемства на Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, мотивируя тем, что администрация Гороховецкого района как должник выбыла из материальных правоотношений ввиду передачи муниципальных автомобильных дорог общего пользования в государственную собственность Владимирской области.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в возражениях против удовлетворения заявления ссылался на то, что принятые из муниципальной собственности Гороховецкого района в собственность Владимирской области 33 автомобильные дороги внесены Департаментом в реестр государственного имущества и закреплены на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области", а ввиду того, что осуществление деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Владимирской области не отнесено к полномочиям департамента имущественных и земельных отношений, он не может являться должником в порядке процессуального правопреемства и стороной исполнительного производства. Решение вопросов, связанных с осуществлением дорожной деятельности и ее финансированием, отнесено к компетенции Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области.
Представитель службы судебных приставов Гороховецкого района разрешение вопроса о правопреемстве оставил на усмотрение суда.
Представитель прокурора Гороховецкого района в судебном заседании выразил согласие с заявленными требованиями.
Определением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 21 июня 2012 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 30 октября 2012 года, заявление администрации Гороховецкого района о замене стороны в порядке процессуального правопреемства удовлетворено.
Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в лице Государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" признан правопреемником по исполнительному производству о возложении обязанности по составлению и утверждению графика установки дорожных знаков на автомобильных муниципальных дорогах общего пользования Гороховецкого района в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и проведению работ по приведению в соответствие с требованиями нормативов ГОСТ Р 50597-93 дорожных знаков на автомобильных дорогах Гороховецкого района согласно утвержденному графику.
В кассационной жалобе, поступившей во Владимирский областной суд 4 декабря 2012 года, директор Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области Денисов А.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
По результатам изучения доводов жалобы **** дело истребовано во Владимирский областной суд.
Определением судьи Владимирского областного суда Саликовой С.Н. от **** кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Владимирского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 9 апреля 2010 года удовлетворены исковые требования прокурора Гороховецкого района в интересах неопределенного круга лиц и на администрацию Гороховецкого района возложена обязанность в срок до 13.04.2010г. составить и утвердить график установки дорожных знаков на автомобильных муниципальных дорогах общего пользования Гороховецкого района в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597 - 93 и провести работы по приведению в соответствие с нормативами ГОСТ Р 50597 - 93 дорожные знаки согласно утвержденному графику на автомобильных дорогах района ****
Во исполнение распоряжения Губернатора Владимирской области N 381 - р от 25.10.2011г. "О принятии находящегося в муниципальной собственности Гороховецкого района Владимирской области имущества в государственную собственность Владимирской области" и решения Совета народных депутатов Гороховецкого района N 54 от 23.08.2011 г. "О согласовании перечня имущества, предлагаемого к передаче из собственности муниципального образования Гороховецкий район в государственную собственность Владимирской области" 28 декабря 2011г. утвержден передаточный акт о принятии в государственную собственность Владимирской области безвозмездно имущества в виде дорог Гороховецкого района ****
Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области осуществлены порученные ему распоряжением Губернатора Владимирской области N 381 - р от 25.10.2011г. действия по внесению указанного имущества в реестр государственного имущества Владимирской области и закреплению имущества на праве оперативного управления за Государственным бюджетным учреждением Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области".
Удовлетворяя заявление администрации Гороховецкого района о замене стороны в порядке процессуального правопреемства, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия, исходил из того, что правопреемником администрации Гороховецкого района является Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, поскольку Департамент осуществил действия по принятию имущества (автодорог Гороховецкого района согласно Приложению) в государственную собственность Владимирской области, а также - действия по закреплению имущества за областным учреждением на праве оперативного управления.
Президиум полагает указанные выводы обеих судебных инстанций ошибочными и основанными на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Так, обеими судебными инстанциями в вопросе замены стороны в порядке процессуального правопреемства допущены существенные нарушения норм материального права, которые выразились в том, что признанием Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области правопреемником по исполнительному производству об исполнении обязанности по осуществлению дорожной деятельности - составлению и утверждению графика установки дорожных знаков - нарушается основополагающий принцип конституционного строя, заключающийся в том, что любой государственный орган может принимать только такие решения и осуществлять такие действия, которые входят в его компетенцию (Постановление КС РФ от 14.01.1992г N 1-П-У).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ГПК РФ в случае выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Статус правопреемника (органа государственной власти) как совокупность компетенции и полномочий должен быть полным и непротиворечивым для реализации перешедших к нему обязанностей, поскольку правопреемник вправе совершать лишь то, что прямо предусмотрено как его компетенция и только посредством реализации предоставленных ему конкретных полномочий.
Поскольку органы государственной власти и специально уполномоченные органы в рамках их компетенции предпринимают в соответствии со своими обязанностями (в том числе возникшими при исполнении судебного решения) определенные действия, которые могут повлечь не только позитивные, но и негативные последствия, влекущие гражданско-правовую ответственность, выводы суда относительно правопреемника - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - сделаны без учета указанных юридически значимых обстоятельств дела, учитывая нижеследующее.
В силу статьи 3 Закона Владимирской области N 104-ОЗ от 10 декабря 2011 года "О порядке управления и распоряжения имуществом (объектами), находящимся в государственной собственности Владимирской области" от имени Владимирской области полномочия собственника осуществляют органы государственной власти области, иные специально уполномоченные органы и должностные лица в рамках их компетенции, установленной настоящим Законом, а также нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 12 Закона Владимирской области N 129-ОЗ от 10 декабря 2011 года "О Губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области" реализация полномочий администрации в конкретных сферах управления, а также обеспечение ее деятельности осуществляются органами (юридическими лицами) и структурными подразделениями администрации.
Юридическая характеристика той функции, для реализации которой создан Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, отражена в Положении о нем (утвержденном Постановлением губернатора от 20 декабря 2005 года N 739), согласно разделу 2 которого на Департамент возложена обязанность по осуществлению действий по принятию имущества в государственную собственность Владимирской области; по закреплению государственного имущества за областными учреждениями на праве оперативного управления. Перечень полномочий Департамента является исчерпывающим и не содержит правомочий, связанных с осуществлением дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения или обеспечением безопасности дорожного движения на них либо координацией данной сферы деятельности ****
Непосредственное осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог относится к полномочиям Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, что отражено в Положении о Департаменте, утвержденном Постановлением губернатора от 21 декабря 2005 года N 741.
Кроме того, на Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области возложено осуществление функций и полномочий учредителя Государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области", созданного на основании Постановления губернатора от 29 декабря 2010 года N 1383 и в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Именно за ГБУ ВО "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" были закреплены на праве оперативного управления переданные в государственную собственность Владимирской области автодороги. Режим владения государственными органами как учреждениями имуществом на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) предполагает имущественную обособленность субъекта и определенное ограничение возможностей собственника по изъятию имущества. Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" является самостоятельным юридическим лицом, в силу чего может быть истцом и ответчиком в суде, а также правопреемником в порядке ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции оставил без внимания то обстоятельство, что определением Гороховецкого районного суда Владимирской области от 21 июня 2012 года **** Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области признан правопреемником администрации Гороховецкого района в лице Государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области", однако ни данное Учреждение, ни его учредитель - Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области к участию в деле не привлекались, соответственно, судом был разрешен вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Кроме того, Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области является самостоятельным юридическим лицом и не подменяет Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области при осуществлении возложенных на них государственных функций.
Возражения представителя Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области относительно вышеуказанных обстоятельств были отвергнуты обеими судебными инстанциями без надлежащей мотивации, тогда как Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 26.06.2008 г. N 13 "О применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" разъяснил, что исходя из принципа процессуального равноправия сторон и в соответствии с частью 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства либо возражения сторон относительно заявленных требований.
Президиум Владимирского областного суда находит допущенные судами нарушения норм процессуального права существенными, поскольку они повлекли за собою необоснованное возложение обязанности на государственный орган - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в порядке правопреемства по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения на них без учета сферы осуществления полномочий данного субъекта и его гражданской правоспособности, то есть без учета тех прав и обязанностей, которые соответствуют целям деятельности данного Департамента, что не отвечает задачам сохранения определенности и стабильности гражданско-правовых отношений, в которых участвовал прежний должник.
Принимая во внимание изложенное, обжалуемые судебные определения не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а с учетом того, что к участию в деле не были привлечены Государственное бюджетное учреждение Владимирской области "Управление автомобильных дорог администрации Владимирской области" и его учредитель - Департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 388 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
определение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 21 июня 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 30 октября 2012 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Гороховецкий районный суд Владимирской области.
Председательствующий А.В.Малышкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.