Апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда Забайкальского края от 23 мая 2013 г. по делу N 33-115/2013
Восточно-Сибирский окружной военный суд в составе:
председательствующего Шагинова А.Л.,
судей: Романенко Д.А. и Минашкина А.Н.,
при секретаре Сухановой О.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 " ... " медицинской службы Коваля А.В. об оспаривании действий командира войсковой части 00000 и начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по " ... "", связанных с отказом в возмещении расходов, понесённых ввиду прохождения повышения квалификации, по апелляционной жалобе заявителя Коваля А.В. на решение Читинского гарнизонного военного суда от 15 марта 2013 года.
Заслушав доклад судьи Минашкина А.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выступления заявителя Коваля А.В. в поддержание доводов жалобы, а также представителей командира войсковой части 00000 Порохиной Е.С. и начальника ФКУ "УФО МО РФ по " ... "" Рекуновой Ю.Б., полагавших необходимым решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, окружной военный суд,
УСТАНОВИЛ:
Коваль обратился в суд с заявлением, в котором указал, что проходил военную службу в должности " ... " медицинской службы " ... ", после чего в марте 2011 года был зачислен в распоряжение командира войсковой части 00000. На основании приказа Министра обороны РФ от 5 декабря 2012 года "N" он был уволен по достижении предельного возраста пребывания на военной службе и исключён из списков личного состава с 31 декабря 2012 года.
В связи с истечением в ноябре 2012 года срока действия сертификата специалиста, являющегося одним из обязательных условий осуществления медицинской деятельности, 22 октября 2012 года он обратился к командиру воинской части с рапортом о направлении на повышение квалификации на базе " ... " государственной медицинской академии. На основании приказа командира воинской части он был направлен для прохождения с 19 ноября по 15 декабря 2012 года учёбы, по результатам которой подтвердил имеющуюся квалификацию. Ввиду оплаты обучения за счёт личных средств Коваль обратился к командованию воинской части, а также руководителю довольствующего финансового органа с просьбой возместить понесённые им при этом расходы, в чём ему было отказано.
Полагая свои права нарушенными, заявитель просил признать действия командира войсковой части 00000 и начальника ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", связанные с отказом в возмещении расходов, понесённых ввиду прохождения повышения квалификации, незаконными. При этом Коваль просил взыскать с довольствующего финансового органа в его пользу " ... " рублей, оплаченных им в счёт оказания образовательных услуг, а также возместить судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Решением Читинского гарнизонного военного суда от 15 марта 2013 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе Коваль, не соглашаясь с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять по делу новое решение, удовлетворив его заявление. В обоснование этого заявитель отмечает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку он обратился за защитой права на возмещение расходов, понесённых ввиду повышения квалификации в целях подтверждения сертификата медицинского специалиста, и не связывал свои требования с правом военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, на профессиональную переподготовку по гражданской специальности. Помимо этого, Коваль обращает внимание, что повышение квалификации для подтверждения имеющегося сертификата специалиста является обязательным условием осуществления медицинской деятельности и не ставится в зависимость от решения вопроса об увольнении, а производится в течение всего периода службы каждые пять лет. При этом действующим законодательством повышение квалификации медицинского специалиста проводится за счёт средств работодателя, в данном случае Министерства обороны РФ.
Кроме того, заявитель полагает, что судом не учтены его намерения продолжить работу в структурных подразделениях Министерства обороны РФ, несмотря на увольнение с военной службы, а также, что в случае введения военного положения он как специалист в области военной медицины может быть вновь возвращён на военную службу.
Руководитель Федерального казённого учреждения "Единый расчётный центр Министерства обороны РФ", надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл, представителей не направил, не сообщив о причинах своей неявки. В связи с этим, исходя из положений части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ, окружной военный суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, заслушав выступления лиц, участвующих в деле, окружной военный суд приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из права военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания платы за обучение в год увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. В связи с этим, принимая решение, суд основывался на положениях части 4 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N76-ФЗ и приказа Министра обороны РФ от 18 марта 2009 года N95, регламентирующих порядок и условия профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей. При этом суд констатировал, что военнослужащим не был соблюдён установленный порядок обращения для решения вопроса о профессиональной переподготовке, и, кроме того, обучение осуществлено в учебном заведении, которое не является военным образовательным учреждением.
Вместе с тем судом первой инстанции оставлено без внимания, что на заявителя, в силу специфики его профессиональной деятельности, распространяются требования и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации как в отношении военнослужащих, так и специалистов в области медицины. В связи с этим требования заявителя подлежали рассмотрению, в том числе применительно к положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказа Министра обороны РФ от 5 сентября 2002 года N358. Кроме того, исходя из сущности и содержания рапортов Коваля, он обращался к командованию воинской части с просьбой о направлении на повышение квалификации с целью подтверждения сертификата медицинского специалиста, а не в рамках гарантированного Законом права на прохождение переподготовки по гражданской специальности в году увольнения с военной службы. Данные обстоятельства имели существенное значение для разрешения требований заявителя, однако судом не были приняты во внимание, что, в свою очередь, привело также к неправильному применению норм материального права, выразившемуся в неприменении Закона, подлежащего применению.
Учитывая приведённые обстоятельства, окружной военный суд находит необходимым решение суда первой инстанции отменить на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, а заявление Коваля рассмотреть по существу.
Разрешая требования заявителя, окружной военный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на обучение на курсах (факультетах) подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации военнослужащих.
Бесплатное первоочередное прохождение повышение квалификации по направлению и за счёт федеральной государственной службы занятости населения гарантируется также гражданам, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания (абзац 5 части 5 статьи 19 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Согласно пункту 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста. Сертификаты специалиста, выданные медицинским работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока (часть 2 статьи 100 Федерального закона N323-ФЗ).
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 72 Федерального закона N323-ФЗ, медицинские работники имеют право на повышение квалификации за счёт средств работодателя. При этом медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путём обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 части 2 статьи 73 Федерального закона N323-ФЗ).
В целях реализации права на повышение профессионального уровня специалистов медицинской службы Вооружённых Сил РФ приказом Министра обороны РФ от 5 сентября 2002 года N358 утверждёно Положение о подготовке специалистов медицинской службы Вооружённых Сил РФ в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения подготовка специалистов медицинской службы Вооружённых Сил РФ в системе дополнительного профессионального образования направлена на поддержание боевой готовности личного состава, повышение качества медицинского обеспечения и оказания медицинской помощи, и имеет цели профессиональной переподготовки врачей, обеспечения непрерывного повышения квалификации специалистов медицинской службы.
Подготовка специалистов медицинской службы Вооружённых Сил в системе дополнительного профессионального образования в Министерстве обороны организуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением (пункт 3 Положения). При этом дополнительное профессиональное образование направлено на обеспечение непрерывности повышения квалификации специалистов и проводится по мере необходимости не реже одного раза в пять лет (пункт 33 Положения).
Повышение квалификации по программам аттестационных циклов является одним из видов подготовки врачей медицинской службы Вооружённых Сил в системе дополнительного профессионального образования (подпункт "б" пункта 4 и пункт 35 Положения).
Дополнительное профессиональное образование специалистов медицинской службы Вооружённых Сил может осуществляться в образовательных учреждениях, не входящих в состав Министерства обороны РФ (абзац 3 пункта 5 Положения). Обучение может быть организовано на базе учреждений государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (пункт 9 Положения).
Направление врачей на обучение по программам дополнительного профессионального образования осуществляют командиры воинских частей, которые также несут ответственность за правильность и своевременность направления кандидатов на циклы дополнительного профессионального образования (пункты 37 и 43 Положения).
Таким образом, исходя из приведённых норм действующего законодательства, следует придти к выводу, что военнослужащие медицинской службы Министерства обороны РФ, как и медицинские работники системы здравоохранения России, имеют право на повышение квалификации в целях подтверждения своей специальности каждые пять лет без взимания с них платы за обучение. Более того, повышение квалификации подобного характера признано законодателем в качестве обязательного условия для осуществления на территории Российской Федерации медицинской деятельности и может проводиться в образовательных учреждениях, не входящих в состав Министерства обороны РФ.
Из копии рапорта Коваля от 11 мая 2012 года следует, что он обратился к командиру войсковой части 00000 с просьбой направить на обучение по специальности " " ... "" в Военно-медицинскую академию города " ... ", ввиду истечения срока действия сертификата специалиста в ноябре 2012 года. При этом из имеющейся на рапорте резолюции ВрИО командира воинской части П. от 12 мая 2012 года усматривается, что командование выразило согласие с рапортом заявителя, а документы 18 мая 2012 года направлены в канцелярию Управления кадров " ... " (л.д. 62).
Согласно копии рапорта Коваля от 22 октября 2012 года, он обратился на имя командира войсковой части 00000 с просьбой направить на обучение по специальности " " ... "" при " ... " государственной медицинской академии, ввиду истечения срока действия сертификата специалиста в ноябре 2012 года. Исходя из имеющейся на рапорте резолюции ВрИО командира воинской части П. командование не возражает против удовлетворения рапорта заявителя, в случае направления на обучение без отрыва от службы, а с 1 декабря 2012 года за счёт отпуска по личным обстоятельствам.
Как видно из копии направления от 22 октября 2012 года N1/2954 за подписью командира войсковой части 00000 П. Коваль направлен в " ... " государственную медицинскую академию на цикл повышения квалификации по специальности "Актуальные вопросы " ... "" с 19 ноября по 15 декабря 2012 года. При этом в качестве основания выдачи направления указаны рапорт военнослужащего от 22 октября 2012 года и путёвка на цикл общего усовершенствования, выданная факультетом медицинской академии (л.д. 10).
Из выписки из приказа командира войсковой части 00000 от 14 ноября 2012 года N196 следует, что полковник медицинской службы Коваль, состоящий в распоряжении, с 19 ноября 2012 года направлен на курсы усовершенствования по специальности " " ... "" при " ... " государственной медицинской академии для обучения без отрыва от службы по 15 декабря 2012 года (л.д. 9).
Согласно договору от 15 ноября 2012 года N1107, заключённому между " ... " государственной медицинской академией (исполнитель) и Ковалем (заказчик), исполнитель обязуется провести общее усовершенствование врача по специальности " " ... "" в объёме 144 часов обучения по очной форме, а заказчик оплатить " ... " рублей (л.д. 11).
Как видно из копии свидетельства N7234 Коваль в период с 19 ноября по 15 декабря 2012 года прошёл повышение квалификации в " ... " государственной медицинской академии по циклу " " ... "" в объёме 144 часов (л.д.8).
Исходя из данных копии сертификата специалиста N2384, Коваль 23 ноября 2007 года сдал квалификационный экзамен при " ... " военно-медицинском институте и ему присвоена специальность " " ... "", со сроком действия сертификата пять лет. Помимо этого, из имеющихся в сертификате сведений следует, что решением квалификационной комиссии " ... " государственной медицинской академии от 15 декабря 2012 года Ковалем сертификат подтверждён, а срок его действия продлён до 15 декабря 2017 года (л.д. 7).
Из приходных кассовых ордеров от 10 декабря 2012 года N " ... " и " ... ", а также платёжного поручения от 10 декабря 2012 года N " ... ", усматривается, что Ковалем перечислено на счёт " ... " государственной медицинской академии " ... " рублей за обучение, а также " ... " рублей за осуществление перевода денежных средств (л.д. 4-6).
Таким образом, судом установлено, что Коваль, ввиду истечения срока действия сертификата специалиста, на законных основаниях обратился с соответствующим рапортом к командиру воинской части, реализуя гарантированное ему, как военнослужащему медицинской службы, право на повышение квалификации без взимания с него платы. При этом командованием воинской части фактически рапорт военнослужащего о направлении на повышение квалификации на безвозмездной основе был удовлетворён, поскольку был издан приказ об убытии заявителя на учёбу без указания источника её оплаты и выдано направление. При таких обстоятельствах Коваль не самостоятельно, а на основании приказа командира, который он в соответствии с пунктом 16 Устава внутренней службы Вооружённых Сил РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N1495, обязан был беспрекословно исполнять, прошёл повышение квалификации с целью подтверждения сертификата специалиста. В связи с этим окружной военный суд находит последующий отказ командования воинской части в возмещении военнослужащему расходов, понесённых им на обучение, незаконным и нарушающим его права, а заявление Коваль подлежащим удовлетворению.
Одновременно с этим суд апелляционной инстанции учитывает, что действующим законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений для прохождения повышения квалификации на безвозмездной основе военнослужащим, находящимся в распоряжении, а реализация рапорта заявителя обусловлена необходимостью продолжения осуществления после увольнения с военной службы своей непосредственной профессиональной деятельности, условием допуска к которой является подтверждение сертификата специалиста.
Принимая во внимание, что войсковая часть 00000 находится на финансовом обеспечении в ФКУ "УФО МО РФ по " ... "", окружной военный суд находит необходимым в целях исполнения судебного акта взыскать с данного довольствующего финансового органа в пользу заявителя " ... " рублей, затраченных им в связи с прохождением повышения квалификации.
Решая вопрос о распределении судебных расходов, окружной военный суд исходит из следующего.
Согласно чекам-ордерам от 27 февраля и 10 апреля 2013 года Ковалем при обращении в суды первой и апелляционной инстанций уплачена государственная пошлина в размере 200 и 100 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Данные правила относятся также к распределению судебных расходов, понесённых сторонами в связи с ведением дела в апелляционной инстанции (часть 2 статьи 98 ГПК РФ). В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов (часть 3 статьи 98 ГПК РФ).
Таким образом, учитывая удовлетворение требований заявителя, а также поданной им апелляционной жалобы, окружной военный суд, руководствуясь статьей 98 ГПК РФ, находит необходимым взыскать в пользу Коваля с довольствующего финансового органа судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.327.1, п.2 ст.328, ст.329 и п. 1, 4 ч.1 и п.1 ч.2 ст.330 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Читинского гарнизонного военного суда от 15 марта 2013 года по заявлению Коваля А.В. отменить и принять новое решение.
Заявление Коваля А.В. удовлетворить.
Действия командира войсковой части 00000, связанные с отказом в возмещении Коваль А.В. расходов, понесённых ввиду прохождения повышения квалификации, признать незаконными.
Обязать командира войсковой части 00000 и начальника Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по " ... "" возместить Коваль А.В. расходы, понесённые ввиду прохождения повышения квалификации, в размере " ... " рублей.
В целях исполнения решения суда взыскать с Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по " ... "" в пользу Коваля А.В. " ... " рублей в счёт возмещения расходов, понесённых ввиду прохождения повышения квалификации, и 300 рублей в счёт возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.