Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Кулаковой О.К.
и судей Чайкиной Е.В., Доржиевой Б.В.
с участием прокурора Решетниковой Т.Д.
при секретаре Боздоевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 11 июня 2013 года гражданское дело по иску Бакшеевой Е.И. к Управлению Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, предоставлении основного и дополнительного отпусков, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Прокофьевой Н.В.,
апелляционному представлению прокурора,
на решение Центрального районного суда Забайкальского края от 2 апреля 2013 года, которым постановлено требования Бакшеевой Е.И. удовлетворить частично. Признать приказ начальника УМВД России по Забайкальскому краю от 18 января 2013 года N 12 л/с об увольнении Бакшеевой Е.И. незаконным. Восстановить Бакшееву Е.И. в распоряжение УМВД России по Забайкальскому краю с 19 января 2013 года с предоставлением основного и дополнительного отпусков за 2013 год. Взыскать с УМВД России по Забайкальскому краю в пользу Бакшеевой Е.И. компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бакшеева Е.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. На основании приказа начальника УМВД России по Забайкальскому краю от 18.01.2013 N N она была уволена со службы в органах внутренних дел по достижению предельного возраста пребывания на службе. До увольнения она обратилась с рапортом о предоставлении ей основного и дополнительного отпусков за 2013 год, однако отпуск предоставлен не был, а при увольнении выплачена компенсация за неиспользованный основной отпуск за 2013 год. Считая увольнения без предоставления неиспользованного отпуска не соответствующим закону, просила признать увольнение незаконным, восстановить на службе в распоряжение УМВД России по Забайкальскому краю, обязать ответчика предоставить ей основной и дополнительный отпуска за 2013 год с выездом за пределы Забайкальского края, предоставить ей возможность прохождения военно-врачебной комиссии (л.д.3-4)
В ходе рассмотрения дела истец дополнила исковые требования, просила взыскать с ответчика в её пользу компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" рублей, ссылаясь на то, что в результате незаконного увольнения ей причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в унижении, оскорблении, ухудшении здоровья (л.д.45-46).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д.64-66).
В апелляционном представлении заместитель прокурора Центрального района г.Читы просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска (л.д.79-81).
После принятия апелляционного представления прокурора к производству Забайкальского краевого суда и до рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от прокурора, подавшего апелляционное представление, поступило заявление об отказе от апелляционного представления (л.д.92).
Так как заявление подписано заместителем прокурора в пределах своих полномочий, судебная коллегия считает возможным принять отказ, производство по апелляционному представлению прекратить.
В апелляционной жалобе представитель ответчика П. выражает несогласие с решением суда, полагая, что при вынесении решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Отмечает, что порядок увольнения Бакшеевой Е.И. в связи с достижением ею предельного возраста пребывания на службе соблюден в полном объеме, поскольку процедура увольнения истца была начата в 2012 году, и тогда же ей были предоставлены все предусмотренные при увольнении из органов внутренних дел отпуска. Считает, что выплата истцу компенсации за неиспользованный отпуск в 2013 году нарушением порядка увольнения не является. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований (л.д.70-71).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец полагает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать (л.д.76).
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика Прокофьеву Н.В., поддержавшую жалобу, истца Бакшееву Е.И., заключение прокурора, полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, 3 апреля 2012 года Бакшеева Е.И. была уведомлена о предстоящем расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел по п.2 ч. 1 ст.82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе) (л.д.27).
Приказом начальника УМВД России по Забайкальскому краю от 18 мая 2012 года N Бакшеева Е.И. освобождена от замещаемой должности с оставлением в распоряжении УМВД, с исполнением обязанности по ранее замещаемой должности (л.д.32).
8 января 2013 года Бакшеевой Е.И. подан рапорт о предоставлении ей основного отпуска за 2013 год, также она просила предоставить и дополнительный отпуск за 2013 год за ненормированный рабочий день с присоединением его к основному отпуску (л.д.6-7). В предоставлении указанных отпусков истцу отказано без указания причин отказа (л.д. 10).
В соответствии с приказом от 18 января 2013 года N N истец, находящаяся в распоряжении УМВД России по Забайкальскому краю, уволена со службы в органах внутренних дел по пункту 2 части 1 статьи 82 вышеназванного Федерального закона (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел) (л.д.5).
При увольнении истцу выплачена денежная компенсация за неиспользованный основной отпуск за 2013 год (л.д.35).
Не согласившись с увольнением без предоставления отпусков за 2013 год, истец обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, ст.3, 12 Конвенции Международной организации труда N 132 "Об оплачиваемых отпусках" от 24 июня 1970 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 01.06.2010 N 139-ФЗ, Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом МВД Российской Федерации от 14.12.1999 N 1038 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации", исходил из того, что ответчиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих о законности увольнения истца без реализации ею права на отпуск, и пришел к выводу, что увольнение истца без предоставления ей отпуска за 2013 год является незаконным, в связи с чем она подлежит восстановлению в распоряжение УМВД России по Забайкальскому краю.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, основанными на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств и правильном применении норм материального права.
Согласно статье 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 28 Федерального закона "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ устанавливает, что сотрудник полиции имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительного отпусков.
Сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному частью 1, пунктом 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 13, 16, 17, 18, 19 или 21 части 2 либо пунктом 6, 11 или 12 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по его желанию предоставляются предусмотренные законодательством Российской Федерации отпуска.
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 настоящей статьи (п.1 - по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям - пропорционально периоду службы в год увольнения.
Согласно п.101 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", утвержденным Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65, при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск.
Из материалов дела усматривается, что руководством УМВД России по Забайкальскому краю при рассмотрении рапортов истца от 08.01.2013 о предоставлении основного и дополнительного отпусков за 2013 год Бакшеевой Е.И. было отказано в реализации её конституционного права на отдых.
Доказательств того, что Бакшеева Е.И. выразила свое волеизъявление на получение компенсации за неиспользованные отпуска за 2013 год, материалы дела не содержат.
Законность возникновения у Бакшеевой Е.И. права на отдых вытекает как из произведенной ответчиком выплаты при увольнении компенсации за неиспользованный основной отпуск за 2013 год, так из пояснений представителя ответчика И. о том, что в год увольнения сотруднику положен отпуск, независимо от времени его работы в соответствующий год (протокол судебного заседания от 14 марта 2013 г. -л.д.39-42).
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при удовлетворении исковых требований Бакшеевой Е.И. судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения, не допущено.
Довод апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что истцу в 2012 году были предоставлены полагающиеся при увольнении из органов внутренних дел основной и дополнительный отпуска, в связи с чем нарушений процедуры увольнения не имеется, судебной коллегией отклоняется в силу вышеизложенного. Следует учесть, что начатая работодателем в 2012 году процедура увольнения истца была окончена ответчиком в 2013 году, в связи с чем при увольнении должны были быть соблюдены требования законодательства о предоставлении отпусков в год увольнения, а выплата компенсации была возможна лишь по желанию увольняемого сотрудника.
Таким образом, решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба представителя ответчика - отклонению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ прокурора от апелляционного представления.
Апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора прекратить.
Решение Центрального районного суда Забайкальского края от 2 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Прокофьевой Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Кулакова О.К.
Судьи: Чайкина Е.В.
Доржиева Б.В.
Копия верна.
Судья Забайкальского краевого суда Доржиева Б.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.