Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Склярука С.А.,
судей Майоровой Л.В., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Комиссаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Грачевой " ... " о признании незаконным отказа Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области в предоставлении судебному приставу-исполнителю Злынковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области сведений о доходах и уплаченных налогах должником по алиментным обязательствам,
по апелляционной жалобе Грачевой " ... " на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 21 марта 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении жалобы Грачевой " ... " о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области по отказу в предоставлении судебному приставу-исполнителю Злынковского районного отдела судебных приставов УФССП по Брянской области сведений о доходах и уплаченных налогах должником по алиментным обязательствам и обязании предоставить такие сведения отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Майоровой Л.В., возражения на жалобу представителя УФНС России по Орловской области по доверенности Полухиной Т.В., Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Грачева Е.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области в предоставлении судебному приставу-исполнителю сведений о доходах и уплаченных налогах должником по алиментным обязательствам.
В обоснование заявленных требований указала, что 12.04.2011 в отношении должника " ... " судебным приставом-исполнителем Злынковского районного отдела судебных приставов УФССП по Брянской области было возбуждено исполнительное производство о взыскании в её (Грачевой Е.А.) пользу алиментов на содержание ребенка в размере " ... " части всех видов заработка.
В ходе исполнительного производства было установлено, что должник является нотариусом " ... " и состоит на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Орловской области.
В связи с чем, 24.12.2012 Злынковским районным отделом судебных приставов УФССП России по Брянской области в адрес УФНС России по Орловской области был направлен запрос о предоставлении сведений о доходах, полученных " ... " от нотариальной деятельности за период 2010-2011 г.г., необходимых для расчета задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Письмом УФНС России по Орловской области от 23.01.2013 в предоставлении запрашиваемых сведений было отказано в связи с тем, что сведения о доходах физического лица составляют налоговую тайну.
Считает, что указанное решение налогового органа не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает ее право на своевременное получение алиментов на содержание ее несовершеннолетнего ребенка с дохода, полученного " ... " от нотариальной деятельности.
По этим основаниям просила суд признать незаконным отказ Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области в предоставлении судебному приставу-исполнителю Злынковского районного отдела судебных приставов УФССП по Брянской области сведений о доходах и уплаченных налогах должником по алиментным обязательствам Котелкиным Н.В., полученных за оказанные нотариальные услуги за период 2010-2011 г.г., и обязать Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области предоставить судебному приставу-исполнителю сведения о доходах и уплаченных налогах нотариусом " ... " за период 2010-2011 г.г., необходимых для расчета задолженности по алиментам.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы России по Орловской области в суде просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что запрашиваемые сведения составляют налоговую тайну и предоставление такой информации судебному приставу-исполнителю законом не предусмотрено. Кроме того, Управление не располагает такими сведениями, поскольку они представляются " ... " по месту учета в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Орловской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Грачевой Е.А. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного в нарушение норм материального и процессуального права.
Приводит доводы о том, что суд при вынесении решения сослался на то, что заявителю следует обратиться для получения необходимых сведений в Межрайонную ИФНС России N 8 по Орловской области, при этом не учел, что судебным приставом-исполнителем направлялись запросы о предоставлении сведений, как в Управление ФНС России по Орловской области, так и в налоговый орган по месту учета должника - в Межрайонную ИФНС России N 8 по Орловской области, которая является структурным подразделением УФНС России по Орловской области и состоит в прямом её подчинении. Вместе с тем, в своем ответе на жалобу судебного пристава-исполнителя на бездействие налоговой инспекции Управление ФНС России по Орловской области указало о правомерности отказа в предоставлении сведений, сославшись на налоговую тайну.
По этим основаниям просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Злынковский районный отдел судебных приставов УФССП России по Брянской области считает жалобу Грачевой Е.А. обоснованной.
В возражениях на жалобу Управление ФНС России по Орловской области просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене.
В соответствии с п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
По правилам части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 1 ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Из материалов дела видно, что 12.04.2011 судебным приставом-исполнителем Злынковского РОСП УФССП России по Брянской области на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N 5 Правобережного района г. Магнитогорска от 30.05.2011 было возбуждено исполнительное производство N 3114/11/31/32 о взыскании с " ... " в пользу Грачевой Е.А. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере " ... " части всех видов заработка должника (л.д. 6-10).
В ходе исполнительного производства было установлено, что должник " ... " осуществляет нотариальную деятельность в Злынковском районе Брянской области и состоит на налоговом учете по месту жительства в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Орловской области.
В целях установления размера получаемого должником дохода от нотариальной деятельности для исчисления размера алиментов, подлежащих взысканию, Злынковским РОСП УФССП по Брянской области 21.12.2012 был направлен запрос в Управление ФНС России по Орловской области.
Письмом от 16.01.2013 в предоставлении запрашиваемых сведений Управлением ФНС России по Орловской области было отказано со ссылкой на то, что сведения о доходах физического лица составляют налоговую тайну, доступа к которой судебный пристав-исполнитель не имеет.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании отказа налогового органа незаконным, суд пришел к выводу о том, что УФНС России по Орловской области не располагает сведениями о доходах " ... ", и заявителю следует обратиться за получением таких сведений в налоговую инспекцию, где должник состоит на налоговом учете.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов, которым предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо по совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий (статья 1).
Названный Федеральный закон устанавливает, что принудительное исполнение судебных актов и актов других уполномоченных органов возлагается на службу судебных приставов (статья 3) и что требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации, а в случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные данным Федеральным законом и иными федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 4).
Согласно статье 44 Федерального закона "Об исполнительном производстве" основанием применения мер принудительного исполнения являются предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа, принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства и истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения (пункты 1, 2 и 3).
В силу ч. 2 ст. 64 названного Закона судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (часть 3 ст. 64).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О судебных приставах" законные требования судебного пристава подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Информация, в том числе персональные данные, в объеме, необходимом для исполнения судебным приставом служебных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, предоставляется по требованию судебного пристава в виде справок, документов и их копий безвозмездно и в установленный им срок (ч. 2 ст. 14).
Из анализа приведенных норм следует, что правовой механизм принудительного исполнения судебных актов приводится в действие в случае отказа должника от добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, выдаваемом судом на основании принятого им решения, и является гарантией от неисполнения или несвоевременного исполнения постановления суда и вытекающих из него обязанностей должника - физического лица либо от злоупотребления должником правом в ущерб правам и свободам других лиц.
Как усматривается из ответа на запрос Орловского областного суда Злынковского РОСП УФССП по Брянской области, должник " ... " уклонился от исполнения требования судебного пристава-исполнителя о предоставлении сведений о доходах от нотариальной деятельности, в связи с чем, он привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.
В связи с этим, судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, правомерно направил запросы о предоставлении таких сведений с целью исполнения требований исполнительного документа в налоговый орган по месту постановки " ... " на налоговый учет - в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Орловской области, что подтверждается копией запроса от 28.11.2012 и ответа на него от 14.12.2012 (л.д. 63, 64), а в последующем в УФНС России по Орловской области.
Довод налоговых органов о том, что запрашиваемая судебным приставом-исполнителем информация представляет собой налоговую тайну и не подлежит разглашению, судебной коллегией отклонен по следующим основаниям.
Статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, которая не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Вместе с тем, предписание пункта 2 статьи 14 Федерального закона "О судебных приставах" о том, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, в нормативном единстве с абзацем вторым пункта 2 статьи 12, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан, в том числе, на налоговые органы.
Поскольку действующим законодательством не установлен прямой запрет на предоставление информации о доходах должника судебным приставам-исполнителям, действующим в рамках возбужденного исполнительного производства, следовательно, непредставление налоговым органом указанных сведений, является необоснованным.
Нельзя признать правильным и вывод суда первой инстанции о том, что УФНС России по Орловской области не располагает сведениями о доходах " ... ", поэтому заявителю следует обратиться за получением таких сведений в налоговую инспекцию, где должник состоит на налоговом учете.
Как следует из Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы, утвержденных приказом Минфина России от 09.08.2005 N 101н (в ред. от 05.04.2012), инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и подконтрольна ФНС России и Управлению. Инспекция, в числе иных полномочий, ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков на подведомственной территории.
В свою очередь, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую централизованную систему налоговых органов, осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня. Управление ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков на территории субъекта Российской Федерации.
С учетом приведенных положений о полномочиях налоговых органов, Управление, проверяя обоснованность отказа подчиненной ей межрайонной инспекции, обязано было предоставить запрашиваемые судебным приставом-исполнителем сведения.
Установив перечисленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что отказ Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области от 16 января 2013 года в предоставлении судебному приставу-исполнителю Злынковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области сведений о доходах и уплаченных налогах должником " ... " является незаконным.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене, а заявление Грачевой Е.А. - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Орла от 21 марта 2013 года отменить.
Заявление Грачевой " ... " удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области от 16 января 2013 года в предоставлении судебному приставу-исполнителю Злынковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области сведений о доходах и уплаченных налогах должником " ... ".
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области предоставить судебному приставу-исполнителю Злынковского районного отдела судебных приставов УФССП России по Брянской области сведения о доходах и уплаченных налогах должником по исполнительному производству " ... ", полученных за оказанные нотариальные услуги за период 2010-2011 г.г., необходимые для расчета задолженности по алиментам.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.