Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Ковалева С.А.
судей Павлуцкой С.В., Наконечной Е.В.
при секретаре Мочаловой Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Шерстнева Е.Л., Савенкова М.А., Бутасова Т.В., Гончарова И.В., Иванова Ю.В. к филиалу N2 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" о взыскании невыплаченных сумм материального стимулирования, недоплаченного среднего заработка, возложении обязанности по перерасчету среднего заработка и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя Филиала N2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" - Устинова В.Л.
на решение Фокинского городского суда Приморского края от 11 апреля 2013 года, которым иски удовлетворены частично.
С Филиала N2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" в пользу Шерстнева Е.Л. взыскано сумма материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год 32833, 33 руб. средний заработок за декабрь 2012 года, январь и февраль 2013 г. 18002, 94 руб., компенсация морального вреда 1000 руб., судебные расходы 3800 руб., всего 65636, 27 руб.; в пользу Савенкова М.А. взыскано сумма материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год 32833, 33 руб. средний заработок за декабрь 2012 года, январь и февраль 2013 г. 21771,14 руб., компенсация морального вреда 1000 руб., судебные расходы 3800 руб., всего 59344,47 руб.; в пользу Бутасова Т.В. взыскано сумма материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год 32833, 33 руб. средний заработок за декабрь 2012 года, январь и февраль 2013 г. 15979,58 руб., компенсация морального вреда 1000 руб., судебные расходы 3800 руб., всего 53 612 руб.; в пользу Гончарова И.В. взыскано сумма материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год 32833, 33 руб. средний заработок за декабрь 2012 года, январь и февраль 2013 г. 15665, 22руб., компенсация морального вреда 1000 руб., судебные расходы 3800 руб., всего 53298,55 руб.; в пользу Иванова Ю.В. взыскано сумма материального стимулирования по итогам работы за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год 32833, 33 руб. средний заработок за декабрь 2012 года, январь и февраль 2013г. 18843,62, компенсация морального вреда 1000 руб., судебные расходы 3800 руб., всего 56476,95 руб.
На Филиал N2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" возложена обязанность выплачивать средний заработок из расчета среднедневной заработной платы 1154, 35 руб. Бутасова Т.В., 1293,19 руб. Гончарова И.В., 1315,78 руб. Иванова Ю.В., 1770,6 руб. Шерстнева Е.Л., 1465,82 руб. Савенкова М.А.; выдать истцам справки для предоставления в органы службы занятости сведений о среднем заработке с учетом материального стимулирования по Приказу МО РФ N1010 в 2012 году и заработной платы за ноябрь 2012 г.
В остальной части в исках отказано.
С Филиал N2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" в бюджет муниципального образования взыскана государственная пошлина 5743,69 руб.
Заслушав доклад судьи Ковалёва С.А., выслушав пояснения Савенкова М.А., её представителя Вазюкова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с названными выше исковыми требованиями, истцы указали, что все они работали в войсковой части 39049 до 30.11.2012 года и были уволены в связи с сокращением штатов. Однако, ни при увольнении, ни после увольнения истцам не были произведены выплаты стимулирующего характера за 4 квартал 2012 года и за 2012 год, предусмотренные Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. N1010.
Истцы полагают, что невыплата указанных сумм по причине их увольнения по сокращению при отсутствии оснований для лишения их права на эти выплаты по существу является дискриминацией их прав и с учетом уточнения исковых требований просили взыскать в пользу каждого из истцов пропорционально отработанному в 2012 году периоду суммы дополнительного материального стимулирования за 4 квартал 2012 года 30000 руб. и за 2012 год - 14000 руб.
Кроме того, при исчислении среднего заработка сохраняемого за истцами на период трудоустройства, ответчиком не была учтена заработная плата за ноябрь 2012г., причитающееся дополнительное материальное стимулирование по Приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010г. N1010 за 3, 4 квартал и по итогам 2012 года, единовременное денежное вознаграждение по итогам 2012 года, повышение с 01.10.2012 г. должностного оклада истцов на 6%, В связи с этим ими также заявлены требования о перерасчете среднего заработка, а также взыскании с ответчика недоплаченной суммы среднего заработка за декабрь 2012 г., январь, февраль 2013г. в пользу Савенкова М.А. 21711,14 руб., в пользу Шерстнева Е.Л. 18002,94 руб., в пользу Иванова Ю.В. 18843,62 руб., в пользу Гончарова И.В. 15665,22 руб., в пользу Бутасова Т.В. 15979,58 руб.
Истцы также просили взыскать соответчика денежную компенсацию причиненного им морального вреда по 10000 руб. в пользу каждой и понесенные по делу судебные расходы на оплату юридических услуг.
В судебном заседании истцы Бутасова Т.В., Иванова Ю.В., Гончарова И.В., Шерстнева Е.Л. и их представитель Вазюкова С.В. настаивали на иске.
Представитель филиала N2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" Коковин А.П. иск не признал. В письменных возражениях представителя ответчика на предъявленные истцами требования указывается, что объем бюджетных средств на выплату дополнительного материального стимулирования гражданского персонала воинских частей за 4 квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год предусмотренного Приказом МО РФ от 26.07.2010 г. N1010 был доведен до ответчика исходя из фактической численности работающих по состоянию на 03.12.2012 года, когда трудовые отношения с истцами уже были прекращены; расчет среднего заработка истцов на дату увольнения произведен с учетом повышения окладов с 01.10.2012 г. на 6% и заработной платы за ноябрь 2012 г. Полагает, что предусмотренные Приказом МО РФ от 26.07.2010 г.N1010 выплаты в систему оплаты труда не входят, не могут учитываться при расчете среднего заработка.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен представитель филиала N2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю". В поданной им на решение суда апелляционной жалобе приводятся как прежние, так и новые доводы о том, что размер спорных выплат по Приказу МО РФ от 26.07.2010 г. N1010 определен судом в максимальном размере безосновательно, в отсутствии приказа командира части изданного уже после увольнения истцов; войсковая часть 39049, с которой истцы состояли в трудовых правоотношениях была расформирована 30 ноября 2012г., а с командиром вновь образованной войсковой части 40128-3 истцы не состояли в трудовых отношениях, приказы о выплате дополнительного материального стимулирования на истиц не издавались. Кроме того, судом неправильно рассчитан размер среднедневного заработка истиц, что повлекло взыскание в их пользу излишних сумм.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, истцы работали по трудовому договору в войсковой части 39049 до 30.11.2012 года и были уволены с работы на основании п.2 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением численности или штата работников.
Согласно части 1 статьи 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой данной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений в федеральных государственных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. N 1010 в пункте 2 предписано выплачивать за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (дополнительное материальное стимулирование).
Пунктом 3 утвержденного названным Приказом "Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ" установлено, что дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (п.7).
Не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей; военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности (п.11).
Телеграммой Минобороны РФ от 30.11.2012г. до распорядителей бюджетных средств доведено решение Министра обороны РФ от 30.11.2012 г. о дополнительном материальном стимулировании гражданского персонала воинских частей за четвертый квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год в соответствии с Приказом Министра обороны РФ N1010. Расчетная сумма на одного работника воинских частей установлена 30тыс. руб. за четвертый квартал 2012 года и 14 тыс. руб. по итогам работы за 2012 год. ( Т.1 л.д.110).
Расчетно-платежными ведомостями филиала N2 ФКУ "УФО МО РФ по Приморскому краю" за декабрь 2012г. подтверждается выплата гражданскому персоналу в/ч 40128-3 сумм дополнительного материального стимулирования за четвертый квартал 2012 года и по итогам работы за 2012 год.
Возражая против удовлетворения требований истцов о взыскании в их пользу вышеназванных выплат, представители ответчика исходят из того, что данные выплаты не предусмотрены локальными нормативными актами войсковой части, а также действующими в войсковых частях положениями о порядке премирования гражданского персонала, не входят в систему оплаты труда, финансовые средства на их выплату доведены до ответчика уже после увольнения истцов и без их учета.
Между тем, эти доводы не носят правового характера и не могут служить основанием для отказа истцам в требованиях, так как основаны на неправильном толковании правовых норм, регулирующих оплату труда гражданского персонала воинских частей.
Из содержания утвержденного Приказом МО РФ от 26.07.2010г. N1010 Порядка следует, что установленные в нем дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) обладают всеми признаками вознаграждения за труд.
Указанные выплаты установлены нормативным правовым актом РФ, имеют регулярный, периодический характер, неразрывно связаны с исполнением лицом, соответствующих трудовых (служебных) обязанностей, выплачиваются в зависимости от отношения к труду, имеют премиальный характер.
То обстоятельство, что на момент доведения до ответчика соответствующего финансирования на выплату дополнительного материального стимулирования истцы уже были уволены с работы не является основанием для лишения их права на эти выплаты, так как определенное время в периоде, за который осуществлялись выплаты, к моменту увольнения истцов ими было отработано.
Согласно утвержденного Приказом Министра обороны РФ N1010 Порядка спорные выплаты не выплачиваются при наличии дисциплинарных взысканий.
Поскольку на дату принятия Министром обороны РФ решения о выплате гражданскому персоналу дополнительного материального стимулирования, 30.11.2012 г. истцы не имели дисциплинарных взысканий и состояли в трудовых отношениях с войсковой частью, суд пришел к обоснованному выводу о наличии у них права на получение спорных выплат в размере пропорциональном времени, отработанному в периоде, за который эти выплаты выплачиваются.
Размер спорных выплат исчислен судом, исходя из расчетного размера этих выплат на одного работника, определенного решением МО РФ от 30.11.2012 г., доказательств несоответствия спорных выплат в таком размере результатам исполнения истцами должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, ответчиком представлено не было.
То обстоятельство, что после увольнения истцов войсковая часть 39049 была расформирована никаким образом не влияет на право истцов на получение за отработанное время заработной платы в полном объеме, включая дополнительное материальное стимулирование за 4 квартала 2012 г. и по итогам 2012 г.
Доводы апелляционной жалобы о неверном исчислении судом среднедневного заработка истцов в целях определения размера средней заработной платы сохраняемой за истцами на период трудоустройства не могут повлечь изменения решения суда.
Как следует из представленного истцами расчета среднедневного заработка, который признан судом правильным, он произведен в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. N 922, а именно путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, в том числе начисленную в декабре 2011 г. премию по итогам 2011 года, неучтенное ответчиком единовременное денежное вознаграждение по итогам 2012 года, начисленное в ноябре 2012г., премию за 4 квартал 2012 г. в размере пропорциональном отработанному за этот период времени на фактически отработанное количество дней.
То обстоятельство, что при расчете среднего заработка истцов за период с 1 декабря 2011 г. по 30 ноября 2012 г. в нарушение пункта 15 названного Положения судом также включена премия по итогам 2012 года, существенно на результат расчетов не повлияло.
Спор разрешен судом правильно, оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Фокинского городского суда Приморского края от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Филиала N2 ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю" - Устинова В.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.