Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего: Чеботаревой М.В.
судей: Абрамова Д.М., Чайка Е.А.,
при секретаре Росляковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М. дело по апелляционной жалобе Администрации г.Таганрога на решение Таганрогского городского суда от 03.04.2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Боева М.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации г.Таганрога от 18.12.2012 года N4514, обязании вынести постановление о принятии заявителя вместе с сыном Боевым И.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В обоснование заявленных требований указано, что постановлением отказано в принятии заявителя на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с указанием на пункт 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, пункт 2 части 1 статьи 3 Областного закона "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области", поскольку не представлены документы, подтверждающие право состоять на таком учете, Боева М.В. не является малоимущей. Заявитель считала, что она предоставила все необходимые документы с учетом наличия у нее несовершеннолетнего сына 2003 года рождения, оспариваемое постановление препятствует реализации конституционного права на жилище.
Представитель Администрации г.Таганрога просил отказать в удовлетворении заявления.
Решением Таганрогского городского суда от 03.04.2013 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрации г.Таганрога содержится требование об отмене решение как незаконного. В жалобе содержатся ссылки на существенные нарушения норм материального права, регулирующих спорные жилищные правоотношения, при рассмотрении дела, несоответствие выводов обстоятельствам подачи и рассмотрения заявления.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей Администрации г.Таганрога - Бруй А.В., Храмковой Л.А., просивших решение отменить, Боевой М.В., просившей решение оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что постановлением Администрации г.Таганрога от 18.12.2012 года N4514 отказано в принятии Боевой М.В. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с указанием на пункт 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, пункт 2 части 1 статьи 3 Областного закона "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области".
В силу п.2 ч. 1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
В ч.1 ст.54 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 2ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3 ст.52 ЖК РФ).
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром (ч.3 ст.52 ЖК).
Областным законом "Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области" (статья 1) предусмотрены следующие положения:
1. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет (далее - орган местного самоуправления), нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
2. Принятие на учет гражданина осуществляется на основании поданного гражданином в орган местного самоуправления по месту жительства или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом местного самоуправления (далее - МФЦ), заявления, подписанного всеми совершеннолетними членами семьи.
3. На учет одновременно с заявителем принимаются проживающие совместно с ним и постоянно зарегистрированные по данному адресу члены его семьи, в том числе временно отсутствующие члены его семьи, за которыми по закону сохраняется право на жилую площадь.
4. К членам семьи гражданина в целях принятия на учет по его заявлению относятся:
1) супруга (супруг);
2) совместно с ним проживающие дети до вступления в брак, за исключением случаев обеспечения жильем вне очереди;
3) совместно с ним проживающие родители;
4) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, признанные в судебном порядке членами его семьи.
6. К заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации и членов его семьи (все страницы);
2) справка о составе семьи по месту регистрации лица, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг;
6.2. Органом местного самоуправления самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Разрешая возникший спор, суд исходил из того, что оспариваемое заявителем постановление принято вопреки собранным документам, подтверждающим жилищное и имущественное положение Боевой М.В., проживающей совместно с несовершеннолетним сыном 2003 года рождения. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, является в силу ст.20 ГК РФ место жительства их законных представителей, несовершеннолетние дети являются членами семьи своих родителей. Заявитель признана одинокой матерью, поэтому судом установлено, что Боева М.В. фактически проживает по одному месту жительства со своим сыном, принадлежащего на каком-либо вещном праве жилого помещения заявитель не имеет, с ней не заключен договор социального найма. Отсутствие регистрации по месту жительства у сына Боевой только подтверждает факт нуждаемости в жилом помещении и затруднительное материальное положение семьи. Выводы органа местного самоуправления, изложенные в постановлении, признаны судом немотивированными. Само по себе неуказание в заявлении о постановке на учет о наличии у Боевой несовершеннолетнего сына не означает, что семья состоит из нее самой, поскольку к заявлению приложены документы о наличии сына Боева И.В. и отсутствии у семьи жилья. Исходя из обоснования принятого постановления и представленных документов, суд пришел к выводу о необходимости признания постановления противоречащим закону и обязал администрацию города вынести постановление о принятии заявителя и ее сына на учет.
Выводы судебного решения соответствуют содержанию представленных сторонами доказательств и основаны на нормах материального права, примененных судом без нарушений.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют доводы возражений на заявление, представленных в суд первой инстанции, которым суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для иной оценки доказательств о жилищном и материальном положении Боевой М.В. судебная коллегия не находит. Администрацией не представлено доказательств того, что в расчете на 2 членов семьи Боева М.В. согласно сведениям и ее доходах не может быть признана малоимущей.
Доводы о нарушении судом норм Бюджетного кодекса РФ безосновательны, поскольку предметом разрешения по настоящему делу не являлся вопрос о предоставлении конкретного жилого помещения.
Существенных нарушений материального или процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Таким образом, оснований к отмене решения, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется, а решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Таганрогского городского суда 03.04.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.Таганрога - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.