судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Лазаревой М.А.,
судей - Яковлевой В.В., Гороховика А.С.,
при секретаре - Ивановой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 24 декабря 2012 года, которым постановлено:
"Заявление председателя МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ "СОНД" Езерской Т.Н. - удовлетворить.
Признать незаконными действия должностных лиц Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области выразившиеся в отказе предоставить информацию по социально трудовым вопросам председателю МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ "СОНД" Езерской Т.Н..
Обязать Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области предоставить председателю МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ "СОНД" Езерской Т.Н. информацию по социально-трудовым вопросам - заверенную надлежащим образом копию коллективного договора Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарской областной наркологический диспансер" со всеми приложениями, изменениями, дополнениями, являющимися неотъемлемой частью коллективного договора, внесенными в коллективный договор и зарегистрированными в установленном законом порядке.
Взыскать с Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в пользу Езерской Т.Н. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. (двести рублей)".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Езерская Т.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц государственного органа, отказе в предоставлении информации по социально-трудовым вопросам.
В обоснование требований указала, что 10.10.2012г., являясь председателем местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер", она обратилась в Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области с заявлением о предоставлении информации по социально-трудовым вопросам, а именно копии коллективного договора указанного диспансера, экземпляр которого находится в распоряжении Минтруда Самарской области. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ N в предоставлении информации ей было отказано. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к вышестоящему руководству об оспаривании действий должностных лиц министерства и повторно просила предоставить копию коллективного договора Самарского областного наркологического диспансера. Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ N ей вновь было отказано. Отказ мотивирован тем, что министерство ответственно перед Правительством Самарской области и не обязано предоставлять копии документов, находящихся в распоряжении Минтруда.
Считает, что действия должностных лиц Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области незаконны, поскольку истребуемые у министерства копии документов содержат информацию по социально- трудовым вопросам и их предоставление необходимо первичной профсоюзной организации для осуществления профсоюзного контроля.
Кроме того, у первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников диспансера имеются основания полагать, что сведения, содержащиеся коллективном договоре, представленном на регистрацию в министерство, отличаются от содержащихся в коллективном договоре сведений, находящемся непосредственно в диспансере.
В рамках профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, и в целях установления вышеуказанных обстоятельств путем сравнения документов, были сделаны запросы как работодателю (диспансеру), так и министерству о предоставлении информации по социально-трудовым вопросам (копии коллективного договора).
Полагает, что министерство нарушило ее право на получение информации по социально-трудовым вопросам, необходимой для осуществления профсоюзного контроля.
Ссылаясь на изложенное, Езерская Т.Н. просила суд признать действия должностных лиц Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области, выразившиеся в отказе предоставить информацию по социально-трудовым вопросам, а именно копии коллективного договора с приложениями к нему, незаконными, обязать Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области предоставить ей информацию по социально-трудовым вопросам: заверенную надлежащим образом копию коллективного договора Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной наркологический диспансер" со всеми приложениями, дополнительными соглашениями (изменениями и дополнениями), внесёнными в коллективный договор и зарегистрированными в уведомительном порядке в управлении трудовых отношений Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области; взыскать с Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в ее пользу судебные расходы в размере 200 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным, поскольку Министерство является государственным органом Самарской области, деятельность которого в соответствии со ст.50 ТК РФ как органа по труду, заключается в проведении уведомительной регистрации коллективных
договоров. В соответствии с положениями ст.19 и ст.20 Федерального закона от 09.02.2009 N8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", министерство должно предоставлять только информацию о своей деятельности и не предоставляет информацию, если она не относится к деятельности государственного органа. Таким образом, имеется право, а не обязанность министерства по предоставлению заявителю копии коллективного договора, исходящего от другой организации.
В заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области по доверенностям Васильева М.А., Свиридова Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Езерская Т.Н. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 257 ГПК РФ заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Из материалов дела следует, что первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ работников ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер" Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ объединения профсоюзов России СОЦПРОФ была создана и зарегистрирована Министерством юстиции РФ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, решение о государственной регистрации которой принято ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ за ОГРН N.
Установлено, что Езерская Т.Н. является председателем местного комитета первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер", что подтверждается выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ и служебным удостоверением N.
Как видно из копии приказа ГБУЗ "СОНД" от ДД.ММ.ГГГГ N, в коллективный договор внесены дополнения в раздел "рабочее время и время отдыха", согласно которому не включается в стаж работы, дающий право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда время отпуска по беременности и родам и др., изменения и дополнения к коллективному договору ГБУЗ "СОНД" на 2010-2012г.г., согласно которым изменен п.19 с ДД.ММ.ГГГГ в части количества календарных дней отпуска работника по должности психолога, данное изменение зарегистрировано Департаментом труда и занятости населения Самарской области ДД.ММ.ГГГГ за N.
Однако, в письме Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N на имя председателя КППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ "СОНД" Езерской Т.Н. указано, что изменения в коллективный договор ГБУЗ "СОНД" в части сокращения продолжительности отпуска психологам на уведомительную регистрацию не предоставлялось.
Судом установлено, что Езерская Т.Н. неоднократно обращалась в Министерство о предоставлении заверенной надлежащим образом копии коллективного договора ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер" со всеми приложениями, дополнительными соглашениями (изменениями и дополнениями), внесенными в коллективный договор и зарегистрированными в уведомительном порядке в управлении трудовых отношений Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области на дату выдачи копии заявителю, с указанием даты их уведомительной регистрации в управлении трудовых отношений Министерства.
Однако Министерство отказало Езерской Т.Н. в предоставлении документов с предложением запросить испрашиваемый коллективный договор у сторон, заключивших данный договор.
Согласно п.3.3 типового (общего) положения о первичной профсоюзной организации профессионального союза объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, принятого 5 съездом Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ 06.09.2003г., Председатель Местного комитета представляет (без доверенности) интересы профсоюзной организации и ее членов во взаимоотношениях с представителями работодателя, в судебных и правоохранительных и в иных органах и организациях.
Статьей 50 ТК РФ и Приказом департамента труда и занятости населения Самарской области N 41-п от 13 апреля 2009г. "О порядке проведения уведомительной регистрации, правовой экспертизы, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений в Самарской области", предусмотрен порядок и сроки уведомительной регистрации коллективных договоров (соглашений), изменений и дополнений, внесённых в коллективный договор.
Судом установлено, что испрашиваемый коллективный договор был зарегистрирован в управлении трудовых отношений Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области ДД.ММ.ГГГГ под регистрационным номером N.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством, Уставом Самарской области, законами Самарской области, постановлениями и распоряжениями Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением, Регламентом деятельности Министерства.
В соответствии с п.2.1 Положения о министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 19.06.2012г. N 278 "О министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области" в ведении Министерства находятся организация обеспечения государственных гарантий в сфере труда.
С 06.12.2012г. вступил в силу новый Порядок проведения уведомительной регистрации, правовой экспертизы, хранения, контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений в Самарской области от 26.11.2012 года N80-п.
Пункт 5.3 Порядка предусматривает, что работники организаций, предоставивших коллективные договоры на уведомительную регистрацию в министерство по письменному заявлению вправе получить копию коллективного договора для решения вопросов, касающихся защиты своих социально-трудовых прав и законных интересов, если получение его копии у сторон коллективного договора невозможно.
Судом установлено, что истребуемые у министерства копии документов содержат информацию по социально-трудовым вопросам.
В силу ст.30 ТК РФ первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.
Согласно ст.51 ТК РФ контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" предусматривает, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций (далее - профсоюзы).
Пунктом 3 ст. 13 указанного закона предусмотрено, что первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что независимо от числа действующих в учреждении профсоюзных организаций, они обладают равными правами на получение информации по социально-трудовым вопросам.
В силу ст. 370 ТК РФ профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
Согласно п.1 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ, для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 N10-ФЗ).
Пункт 1 Указа Президиума ВС СССР от 4 августа 1983 г. N 9779-Х "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан" (с изменениями от 8 декабря 2003г.) предусматривает, что государственные учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов исходящих от этих учреждений либо имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся интересов обратившихся к ним граждан.
Судом установлено, что Куйбышевским районным судом г.Самары, вынесено решение, не вступившее в законную силу, о признании незаконными действий главного врача ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер" в том числе в части не предоставления копии Коллективного трудового договора ГБУЗ "СОНД" Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ работников ГБУЗ "Самарский областной наркологический диспансер" Общероссийского объединенного профсоюза работников общественного обслуживания СОЦПРОФ.
Действующее законодательство устанавливает право граждан и организаций на получение информации в любых формах, в том числе путём получения копий документов.
В соответствии с п.3 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Пунктом 62 Положения о министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области к полномочиям министерства отнесено взаимодействие с общественными объединениями по вопросам, находящимся в компетенции Министерства. Перечень полномочий министерства не является закрытым, а п.69 Положения отнесено также осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным законодательством.
Положением о министерстве труда, занятости и миграционной политики Самарской области (утв. Постановлением Правительства Самарской области от 19 июня 2012 г. N 218) установлено, что министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере трудовых отношений, охраны труда, занятости населения и миграционной политики в Самарской области и обеспечивающим реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации, в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным законодательством и является правопреемником департамента труда и занятости населения Самарской области (п. 1.1-1.3 Положения).
Давая оценку исследованным доказательствам, исходя из требований закона, регулирующего правоотношения сторон, учитывая, что отказ в выдаче копии коллективного договора представителю ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ "СОНД" препятствует профсоюзу осуществлять должным образом контроль за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, суд пришел к правильному выводу, что отказ Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области в предоставлении информации по социально-трудовым вопросам председателю МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ "СОНД" Езерской Т.Н., а именно - в выдаче заверенной копии коллективного договора ГБУЗ "СОНД" со всеми приложениями, изменениями и дополнениями, являющимися неотъемлемой частью коллективного договора, зарегистрированными в установленном порядке, нарушает права и свободы заявителя, в частности на получение информации с целью защиты трудовых прав граждан, а также не соответствует требованиям вышеуказанных законов и нормативных правовых актов.
Учитывая указанные обстоятельства, суд законно удовлетворил требования председателя МК ППО СОЦПРОФ работников ГБУЗ "СОНД" Езерской Т.Н. в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы представителя Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области о том, что должностные лица не предоставили профсоюзной организации информацию по социально-трудовым вопросам по той причине, что это право, а не обязанность государственного органа, нормативные акты, которыми руководствовались должностные лица, не содержат прямой обязанности Министерства предоставлять гражданам копию коллективного договора - документа, содержащего информацию по социально-трудовым вопросам, основанием к отмене решения суда не являются. В соответствии с п. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не применил Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который, подлежал применению в данном деле, не может быть принят во внимание судебной коллегией. Согласно ч.1 ст. 2 вышеупомянутого закона, действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Однако, профсоюзная организация не запрашивала сведения о деятельности Министерства труда. Запрос в государственный орган касался коллективного договора, как документа содержащего информацию по социально-трудовым вопросам и который находился в распоряжении министерства. Таким образом, вышеупомянутый закон не подлежал применению для разрешения спора в данном деле.
Другие доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.