Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Сказочкина В.Н., судей Бочкова Л.Б., Сивохина Д.А.,
при секретаре Овчинникове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора города Тольятти Самарской области на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 января 2013 года с участием Нестеровой Т.В. (представителя прокуратуры города Тольятти), Панкратовой О.В. (представителя мэрии г.о. Тольятти),
УСТАНОВИЛА:
Мэрия городского округа Тольятти Самарской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании протеста прокурора, указав, что 03.10.2012 года мэрией городского округа Тольятти принято постановление N2762-п/l "О проведении публичных слушаний по проекту решения Думы городского округа Тольятти "О внесении изменений в Устав городского округа Тольятти". На указанное постановление мэрии принесен протест прокурора г. Тольятти от 14.12.2012г., который считает принятый муниципальный правовой акт противоречащим федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Мэрия городского округа Тольятти Самарской области просила признать недействительным протест прокурора г. Тольятти от 14.12.2012 г. N 07-7052/12 об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 03.10.2012г. N 2762-п/1 и признать незаконными действия прокурора по принесению протеста.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 января 2013 года признан незаконным протест прокурора г. Тольятти от 14.12.2012 года на постановление мэрии городского округа Тольятти от 03.10.2012г N 2762-п/1 "О проведении публичных слушаний по проекту решения Думы г.о. Тольятти "О внесении изменений в Устав г.о. Тольятти". Суд пришёл к выводу, что право и обязанность главы муниципального образования (мэра городского округа Тольятти) на инициирование, а также проведение публичных слушаний по вопросу проекта муниципального правового акта (о внесении изменений в Устав городского округа Тольятти) закреплены законодательно.
Прокурором города Тольятти принесено апелляционное представление. Прокурор считает, что протест принесён законно. Уточнив свои требования, прокурор просит прекратить производство по делу, поскольку принесением протеста права и свободы заявителя не нарушаются, не создаются препятствия к осуществлению деятельности.
В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры поддержала доводы апелляционного представления, дала объяснения, аналогичные изложенным в апелляционном представлении.
Представитель мэрии возражала против доводов апелляционного представления, ссылаясь на то, что прокурором неоднократно принимались меры прокурорского реагирования в отношении мэрии, что нарушает право органов местного самоуправления на самостоятельное осуществление местного самоуправления, гарантированное Конституцией РФ. Рассмотрение актов прокурорского реагирования требует значительных трудозатрат, в связи с чем, препятствует осуществлению местного самоуправления, текущей, хозяйственной, повседневной деятельности мэрии по решению вопросов местного значения в интересах жителей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В силу ч.2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч.1 ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Судом установлено, что 03.10.2012 года мэрией городского округа Тольятти принято постановление N2762-п/l "О проведении публичных слушаний по проекту решения Думы городского округа Тольятти "О внесении изменений в Устав городского округа Тольятти". Принятым постановлением заинтересованным лицам предложено направить в мэрию городского округа Тольятти предложения по прилагаемому к настоящему постановлению проекту решения Думы городского округа Тольятти "О внесении изменений в Устав городского округа Тольятти" в течение 20 дней с момента опубликования настоящего постановления в порядке, установленном решением Думы городского округа Тольятти от 17.10.2007г N 747. Назначены публичные слушания по прилагаемому к настоящему постановлению проекту решения Думы городского округа Тольятти "О внесении изменений в Устав городского округа Тольятти" 25 октября 2012 года в 18.00 часов в здании администрации Центрального района (территориального органа мэрии городского округа Тольятти).
14.12.2012 года прокурором г. Тольятти на постановление мэрии городского округа Тольятти от 03.10.2012г N 2762-п/1 "О проведении публичных слушаний по проекту решения Думы г.о. Тольятти "О внесении изменений в Устав г.о. Тольятти" принесён протест. Прокурор указал в протесте, что мэрия не наделена полномочиями по назначению публичных слушаний о внесении изменений в Устав городского округа. Прокурор указывал на нарушение порядка проведения повторного публичного слушания.
Как указал Конституционный Суд РФ в своём определении от 21 апреля 2011г. N 449-О-ОВ соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Прокурор в целях реализации возложенных на него названным Федеральным законом полномочий осуществляет свою деятельность, руководствуясь установленным порядком рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры (статья 10). При наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, прокурор вносит соответствующее представление или приносит протест (пункт 1 статьи 23 и пункт 1 статьи 24). Законность и обоснованность действий и (или) бездействия прокурора могут быть обжалованы, в том числе в порядке гражданского судопроизводства (глава 25 ГПК Российской Федерации).
Между тем, удовлетворяя заявление мэрии и признавая незаконным протест прокурора, судом оставлено без внимания, что протест прокурора не нарушает прав заявителя.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Таким образом, для удовлетворения заявления необходима совокупность условий таких, как не соответствие требованиям закона принятого должностным лицом (органом) решения (действия) и нарушение прав и свобод заявителя.
В протесте прокурор требовал отменить названное выше постановление мэрии о проведении публичных слушаний.
Согласно ч.2 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Принесением протеста прокурора, на заявителя возлагается лишь обязанность рассмотреть протест. Однако не исполнение требования прокурора по отмене постановления мэрии, изложенное в протесте, не влечёт для мэрии негативных последствий, а, следовательно, не нарушает прав заявителя. Обязанность по рассмотрению протеста прокурора установлена законом, а потому, не может быть расценена как нарушение прав заявителя. Вопрос о признании недействующим нормативного правового акта решается в порядке, установленном гл. 24 ГПК РФ. В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим.
Несостоятельная ссылка заявителя на возможность привлечения к административной ответственности.
Статьёй 17.7 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Данный вопрос разрешается судьёй и законность требования прокурора, изложенная в протесте, должна оцениваться судьёй.
Поскольку права заявителя не нарушены, оснований для удовлетворения заявления мэрии у суда не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда должно быть отменено и постановлено новое решение, которым в удовлетворении мэрии отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 января 2013года отменить.
Постановить по делу новое решение:
"Отказать в удовлетворении требований мэрии г. Тольятти Самарской области о признании незаконным протеста прокурора г. Тольятти от 14.12.2012 г. N 07-7052/12 об отмене постановления мэрии городского округа Тольятти от 03.10.2012г. N 2762-п/1 "О проведении публичных слушаний по проекту решения Думы городского округа Тольятти "О внесении изменений в Устав городского округа Тольятти" и признании незаконными действий прокурора по принесению протеста".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.