Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Сказочкина В. Н.
судей - Черкуновой Л. В., Самчелеевой И. А.
при секретаре - Крайковой А. В.
с участием представителя Колединова О.А., Каргина А.С., Каргиной Н.Н., Акимовой А.Д. по доверенности Меркулова А.А., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области по доверенности Борисовой Е.В., представителя Управления Росреестра по Самарской области по доверенности Светкиной Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 февраля 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Колединов О.А., Каргин А.С., Каргина Н.Н., Акимова А.Д. обратились в суд с иском к Управлению Росреестра по Самарской области, Межрайонной инспекции ФНС России N 19 по Самарской области о признании незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области об отнесении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер N к 7 группе видов разрешенного использования.
В обоснование требований указали, что они являются собственниками нежилых помещений, расположенных в здании лит. "данные изъяты" - склад N (квасильно-засолочный цех) по адресу: "адрес".
Земельный участок, на котором расположено здание, ДД.ММ.ГГГГ был постановлен на кадастровый учет, отнесён к категории земель - "земли населённых пунктов" и ему присвоен кадастровый номер N (равнозначный номер N).
В кадастровом паспорте земельного участка указано разрешённое использование участка: для эксплуатации здания (зона ПК-3). Фактически земельный участок используется истцами для эксплуатации здания - склад "данные изъяты" (квасильно-засолочный цех).
Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка. Согласно позиции 31358 Приложения N 1 к указанному Постановлению кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 21570855,55 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 6232,55 руб..
При этом при определении кадастровой стоимости земельный участок был отнесен к 7 виду разрешённого использования как предназначенный для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Считают, что при отнесении земельного участка к указанному виду разрешенного использования органам кадастрового учета следовало соотнести указанный в правоустанавливающих документах вид разрешенного использования не только с теми видами, которые установлены Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. N 39, а в первую очередь с теми видами, которые допускаются для земель данной категории законом, а также учесть функциональное назначение расположенных на участке объектов недвижимости.
Согласно Методическим указаниям кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе 16 видов разрешенного использования. При этом земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок отнесены к 9 группе, которая имеет иной удельный показатель кадастровой стоимости.
Таким образом, при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка имелись достаточные основания для отнесения земельного участка с кадастровым номером N ( N) к 9 виду разрешенного использования.
Не правильный расчёт кадастровой стоимости земельного участка нарушает права истцов, поскольку ведет к обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
Полагая, что участок неправомерно был отнесен к 7 виду разрешённого использования, они обратились в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области с заявлением об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части отнесения земельного участка к 9 виду разрешённого использования и применения к расчётам кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка удельного показателя кадастровой стоимости - 1485,11 руб..
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N в исправлении технической ошибки было отказано.
В связи с этим они обратились за защитой своих нарушенных прав в суд.
В ходе судебного разбирательства в качестве соответчика было привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области.
Уточнив требования, истцы просили обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области в течении месяца со дня вступления в силу настоящего решения устранить допущенные нарушения их прав и интересов, определив кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый номер N ( N) в соответствии с 9 группой видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" и внести указанные изменения в государственный кадастр недвижимости с ДД.ММ.ГГГГ
Решением суда от 18.02.2013г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявления. В жалобе представитель ссылается на ошибочность выводов суда о том, что настоящий спор относится к категории споров об исправлении кадастровой ошибки. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N внесены на основании постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N. Изменения в указанное Постановление не внесены. Также в жалобе указано, что суд, ссылаясь на наличие на участке объектов капитального строительства, не принял во внимание, что первоначально установленный вид разрешенного использования не содержит указания на производственное назначение расположенных на нем используемых зданий. Кроме того, суд применил Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N, которые в данном случае не подлежат применению. На момент проведения работ по кадастровой оценке земель действовали Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 10.07.2002г. N 504, которые допускали размещение в зоне ПК-3 административных, офисных и иных зданий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области и Управления Росреестра по Самарской области доводы жалобы поддержали, просили решение суда отменить по основаниям, указанным в жалобе.
Представитель Колединова О.А., Каргина А.С., Каргиной Н.Н., Акимовой А.Д. просил в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сказочкина В.Н., объяснения представителей участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы являются собственниками земельного участка площадью 3461 кв.м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером N, отнесенный к категории земель "земли населенных пунктов", поставлен на государственный кадастровый учет с разрешенным использованием "для эксплуатации зданий".
На указанном земельном участке расположен принадлежащий заявителям на праве собственности объект недвижимого имущества здание (Лит. "данные изъяты") - склад N (квасильно-засолочный цех).
Установлено, что при осуществлении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером N был отнесен к 7 виду разрешенного использования как предназначенный для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии.
Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость данного земельного участка. Согласно позиции 31245 Приложения N 1 к указанному Постановлению кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере 21570855,55 руб. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 6395,24 руб..
В силу ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Несмотря на то, что свое обращение в суд Колединов О.А., Каргин А.С., Каргина Н.Н., Акимова А.Д. обозначили как "исковое заявление", фактически ими оспаривается решение государственного органа об отнесении принадлежащего им участка к определенной виду разрешенного использования.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ по результатам рассмотрения дела по заявлению гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Удовлетворяя требования, суд пришел к правильному выводу об ошибочном отнесении принадлежащего заявителям земельного участка к 7 виду разрешенного использования и нарушении в связи с этим их прав и законных интересов.
Установлено, что принадлежащий заявителям земельный участок расположен в границах территориальной зоны ПК-3.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденным Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008г. N 1059, зона ПК-3 является зоной производственно-коммунальных объектов и складских баз IV класса вредности с основными видами разрешенного использования земельных участков: промышленные и коммунально-складские предприятия IV класса вредности согласно санитарным нормам и правилам; промышленные и коммунально-складские предприятия V класса вредности согласно санитарных норм и правил; открытые и закрытые автостоянки для хранения транспортных средств; для целей, не связанных со строительством.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
Согласно ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, установлен в Правилах проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316 (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
В силу частей 6, 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при принятии органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которым устанавливается, изменяется территориальная зона или отменяется ее установление, а также при принятии решения, в связи с которым требуется внесение изменений в сведения кадастра о видах разрешенного использования земельных участков, эти органы обязаны в порядке информационного взаимодействия представлять органу кадастрового учета соответствующие документы в предусмотренные этой статьей сроки.
Поэтому при определении номера вида разрешенного использования спорного земельного участка, предоставленного заявителям "для эксплуатации зданий", Управление Росреестра по Самарской области согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства обязано было установить, в состав какой территориальной зоны этот участок входит, какие в ней предусмотрены виды разрешенного использования и для чего предназначены расположенные на участке объекты недвижимости.
Суд первой инстанций, установив, что Управление Росреестра по Самарской области не руководствовалось упомянутыми положениями законодательства и при рассмотрении спора не представило суду документов, свидетельствующих об отнесении в установленном законом порядке земельного участка площадью 3461 кв.м. с кадастровым номером N по адресу: "адрес" к 7 группе видов разрешенного использования - для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии, принимая во внимание, что фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и у Управления Росреестра по Самарской при государственной кадастровой оценке земельного участка имелись достаточные основания для отнесения спорного земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования, пришел к правильному выводу, что требования заявителей обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы в жалобе о том, что на момент проведения работ по кадастровой оценке земель действовали Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные Постановлением Тольяттинской городской Думы Самарской области от 10.07.2002г. N 504, которые допускали размещение в зоне ПК-3 административных, офисных и иных зданий, не могут повлечь отмену принятого судом решения. Отнесение указанными правилами к видам разрешенного использования земельных участков в зоне ПК-3 административных, офисных и иных зданий не свидетельствует о законности отнесения участка заявителей к 7 виду разрешенного использования, поскольку земельный участок заявителям предоставлен для эксплуатации здания склада, поименованного как квасильно-засолочный цех. Участки, отнесенные к 7 виду разрешенного использования, предназначены для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии. Участки, отнесенные к 9 виду разрешенного использования, предназначены для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Таким образом, земельный участок заявителей учитывая его фактическое использование - для эксплуатации здания склада должен быть отнесен к 9 виду разрешенного использования.
Ссылка в жалобе на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N внесены на основании постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N, также не может повлечь отмену решения суда. Указанным Постановлением установлена кадастровая стоимость земельного участка, которая заявителями не оспаривается, поскольку кадастровая оценка произведена на основании представленных данных об отнесении участка к 7 виду разрешенного использования. Заявленные требования об оспаривании действий по отнесению земельного участка к 7 виду разрешенного использования соответствует целям восстановления нарушенных прав заявителей, в ином порядке, кроме судебного, их нарушенное право восстановлено быть не может.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 18 февраля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.