Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания А.М. Зиятдиновой, рассмотрел жалобу М.Т. Залялетдинова на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 22 апреля 2013 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела УФМС России по Республике Татарстан от 26 ноября 2012 года, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 22 апреля 2013 года директор Казанского исламского колледжа М.Т. Залялетдинов (далее по тексту - заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному штрафу в размере 40 000рублей.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан заявитель просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить, мотивируя тем, что он не является субъектом правонарушения, при этом административным органом и судьей районного суда при рассмотрении дела не дана правовая оценка его доводам о том, что "Казанский исламский колледж" не является принимающей стороной иностранного гражданина по смыслу положений Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Заявитель, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не представил.
Защитник Р.Ш.Хасаншин, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, жалобу поддерживает в полном объеме.
Учитывая изложенное выше, считаю возможным дело рассмотреть без участия заявителя и его защитника Р.Ш. Хасаншина.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9.
Субъектами правонарушения части 4 статьи 18.9 КоАП РФ являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Вахитовского района города Казани совместно с Вахитовским ОУФМС России по Республике Татарстан в городе Казани с 1 ноября 2012 года по 15 ноября 2012 года проведена проверка соблюдения религиозной организацией - учреждение среднего профессионального религиозного образования "Казанский исламский колледж" (далее по тексту "Казанский исламский колледж") требований Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". В ходе проверки установлены нарушения миграционного законодательства.
По результатам проверки, постановлением прокурора Вахитовского района города Казани от 15 ноября 2012 года в отношении директора "Казанского исламского колледжа" М.Т. Залялетдинова возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении от 26 ноября 2012 года, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ послужило нарушение "Казанским исламским колледжем" требований части 3 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", а именно неисполнение обязанности принимающей стороны направить в орган, осуществляющий миграционный учет уведомление о прибытии гражданина Республики Таджикистан М.А. Нусратова.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации имеет, как правило, уведомительный характер, является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону, в качестве которой в соответствии с подп.7 пункта 1 статьи 2 названного Закона может выступать, в том числе юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 части 2 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ учету по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
Пунктом 2 части 3 названной статьи установлено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной или в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1. и 4 статьи 22 вышеуказанного Федерального закона, непосредственно данным иностранным гражданином не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания - в случае, если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 20 Правил иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона N 109-ФЗ.
В силу пункта 22 Правил принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
При этом принимающая сторона выражает свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, дополнительно скрепляемой печатью, в случае, если в качестве принимающей стороны выступает организация (пункт 25 Правил).
Как следует из материалов дела, согласно приказу и.о. заместителя "Казанского исламского колледжа" N40 от 20 октября 2012 года, гражданин Республики Таджикистан М.А. Нусратов является студентом колледжа, зачислен в колледж с 20 октября 2012 года (л.д.27).
Из письменного объяснения гражданина Республики Таджикистан М.А. Нусратова следует, что он, т.е. М.А. Нусратов 30 августа 2012 года прибыл в г. Казань на учебу в "Казанский исламский колледж", является студентом 1-го курса, зарегистрирован по адресу: "адрес", с 1 сентября 2012 года постоянно проживает в общежитии "Казанского исламского колледжа" по адресу: "адрес" (л.д.23).
При таких обстоятельствах вывод должностного лица УФМС о том, что "Казанский исламский колледж" в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" выступает в качестве принимающей стороны иностранного гражданина, является правильным. Соответственно в силу закона на "Казанский исламский колледж" возлагается обязанность соблюдать требования законодательства Российской Федерации в области миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
Как указано выше субъектами правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ являются: граждане, должностные лица и юридические лица.
Пересматривая дело по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, соглашаясь с выводами административного органа и признавая М.Т. Залялетдинова надлежащим субъектом вышеуказанного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что он, т.е. М.Т. Залялетдинов является директором (руководителем) "Казанского исламского колледжа", несет ответственность за соблюдение требований миграционного законодательства.
Между тем такой вывод основан на неверном определении предмета доказывания и противоречит обстоятельствам дела.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с разделом 6.3 Устава Мусульманской религиозной организации - учреждения среднего профессионального религиозного образования "Казанский исламский колледж", утвержденного 21 апреля 2010 года Духовным управлением Мусульман Республики Татарстан, деятельность "Казанского исламского колледжа" возглавляется директором.
В обязанности директора колледжа входит, в том числе: руководство учебно-воспитательной работой и повышением уровня подготовки преподавателей, административного персонала и обучающихся; прием на работу, увольнение работников колледжа, издание приказов, распоряжений в пределах своей компетенции по вопросам деятельности колледжа.
В целях реализации административно-хозяйственных функций, директором "Казанского исламского колледжа" утверждена должностная инструкция заместителя директора колледжа по учебно-воспитательной работе (приложение 2 к трудовому договору N2 от 1 сентября 2010 года), согласно которой на иное лицо, а именно на заместителя директора колледжа по учебно-воспитательной работе, в соответствии с его трудовыми функциями возложена обязанность по осуществлению регистрации и постановки на учет иностранных студентов.
Перечисленные обстоятельства указывают на то, что в данном случае заявитель не является надлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в его действиях отсутствует вина, установленная статьей 2.4 КоАП РФ.
Отсутствие события и состава правонарушения в действиях директора "Казанского исламского колледжа" М.Т. Залялетдинова в силу статьи 24.5 КоАП РФ являются обстоятельствами, исключающими производства по делу об административном правонарушении, поэтому постановление начальника отдела УФМС России по Республике Татарстан от 26 ноября 2012 года и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 23 апреля 2013 года подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
ОПРЕДЕЛИЛ:
постановление начальника отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан от 26 ноября 2012 года и решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 22 апреля 2013 года, вынесенные в отношении М.Т. Залялетдинова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях М.Т. Залялетдинова состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу М.Т. Залялетдинова удовлетворить.
Судья И.Н. Сабитов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.