Постановление Верховного Суда Удмуртской Республики от 03 июня 2013 г.
(Извлечение)
заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу Дегтевой О.А.
на постановление мирового судьи судебного участка N2 Первомайского района гор. Ижевска Удмуртской Республики от 30 ноября 2012 года и решение судьи Первомайского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 6 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ректора "данные изъяты" Дегтевой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением прокурора Октябрьского района гор. Ижевска Удмуртской Республики от 1 октября 2012 года в отношении "данные изъяты" Дегтевой О.А. возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка N2 Первомайского района гор. Ижевска Удмуртской Республики от 30 ноября 2012 года "данные изъяты" Дегтева О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Первомайского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 6 марта 2013 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе порядке надзора Дегтева О.А. оспаривает законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление.
В качестве основания для отмены состоявшегося по делу постановления и решения заявитель указывает, что на момент заключения трудового договора с В. соответствующий перечень должностей, утвержденный нормативно-правовыми актами Удмуртской Республики и ограничивающий заключение трудового договора с бывшим муниципальным служащим, отсутствовал, что свидетельствует об отсутствии события правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению в порядке надзора, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики 23 мая 2013 года, доводы жалобы Дегтевой О.А., прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Октябрьского района гор. Ижевска Удмуртской Республики проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции.
По результатам проверки выявлено нарушение, допущенное "данные изъяты", требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее по тексту - Закон "О противодействии коррупции"), в отношении должностного лица Дегтевой О.А. возбуждено дело об административном правонарушении по статье 19.29 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей также установлено нарушение ректором "данные изъяты" Дегтевой О.А. части 4 статьи 12 Закона "О противодействии коррупции", она привлечена к ответственности по статье 19.29 КоАП РФ.
Согласно статье 19.29 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом "О противодействии коррупции".
Таким образом, для квалификации действий лица по статье 19.29 КоАП РФ необходимо установить, в частности, совокупность следующих фактов: привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность; данное привлечение к трудовой деятельности указанного работника осуществлено работодателем в нарушение требований Закона "О противодействии коррупции".
Прокурором при возбуждении дела и судьями при рассмотрении дела и жалобы на постановление установлено, что "данные изъяты" года между "данные изъяты" в лице "данные изъяты" Дегтевой О.А. и В. заключен трудовой договор, в соответствии с которым В. с "данные изъяты" года принята на работу на основное место работы в "данные изъяты" в качестве "данные изъяты".
До трудоустройства в "данные изъяты" в период с "данные изъяты" года по "данные изъяты" года В. проходила муниципальную службу, последняя занимаемая должность - "данные изъяты".
"данные изъяты" в десятидневный срок не сообщило работодателю по предыдущему месту службы о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим - "данные изъяты" В.
Данное обстоятельство, по мнению прокурора Октябрьского района гор. Ижевска Удмуртской Республики и судей, является нарушением части 4 статьи 12 Закона "О противодействии коррупции" и, следовательно, правонарушением по статье 19.29 КоАП РФ.
Время совершения должностным лицом Дегтевой О.А. правонарушения по статье 19.29 КоАП РФ определено прокурором при возбуждении дела и судьей при его рассмотрении "данные изъяты" года.
Рассматривая доводы жалобы в порядке, исхожу из следующего.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Законом "О противодействии коррупции".
Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение названных действий от имени или в интересах юридического лица (статья 1 Закона "О противодействии коррупции").
Для противодействия коррупции действующим законодательством на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора налагаются определенные ограничения.
В частности, согласно части 1 статьи 12 Закона "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 вышеназванного закона, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона "О противодействии коррупции").
С учетом изложенного, работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Между тем, подобная информация сообщается работодателем в отношении не всякого гражданина, замещавшего ранее должности государственной или муниципальной службы, а только в отношении гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень.
Перечень должностей государственной службы, при замещении которых государственным служащим на работодателя этого лица по новому месту работы возлагается обязанность сообщить представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы о заключении трудового договора, установлен Указом Президента РФ от 21 июля 2010 года N925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
Пунктом 4 данного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Закона "О противодействии коррупции".
Во исполнение пункта 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года N925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", статьи 12 Закона "О противодействии коррупции" такой перечень должностей муниципальной службы утвержден Распоряжением Главы Муниципального образования "Город Ижевск" N19 от 26 апреля 2012 года "Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Городской думе города Ижевска, при замещении которых на гражданина после увольнения с муниципальной службы налагаются ограничения при заключении трудового или гражданско-правового договоров" (далее по тексту - Перечень, Перечень должностей).
Согласно пункту 6 данного Перечня должность "данные изъяты" включена в перечень должностей, при замещении которых на гражданина после увольнения с муниципальной службы налагаются ограничения при заключении трудового или гражданско-правового договоров.
Между тем, на момент трудоустройства В. в "данные изъяты" ( "данные изъяты" года) указанный Перечень должностей утвержден не был, поэтому у работодателя "данные изъяты" обязанность, предусмотренная частью 4 статьи 12 Закона "О противодействии коррупции", отсутствовала.
Следовательно, должностным лицом Дегтевой О.А. в указанное в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении время - "данные изъяты" года правонарушение по статье 19.29 КоАП РФ совершено быть не могло.
Ссылка мирового судьи в постановлении по делу об административном правонарушении и судьи районного суда в решении по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление на Перечни, утвержденные Распоряжениями Главы Муниципального образования "Город Ижевск" N39 от 12 ноября 2009 года и N4 от 25 января 2012 года, несостоятельна, поскольку названные нормативные акты закрепляли перечень должностей муниципальной службы в соответствующих органах, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
То есть эти акты имели своей целью иной предмет правового регулирования (статья 8 Закона "О противодействии коррупции"), отличный от закрепленного в пункте 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 года N925 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и статье 12 Закона "О противодействии коррупции".
Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что нарушение положений части 4 статьи 12 Закона "О противодействии коррупции" "данные изъяты" Дегтевой О.А. допущено не было, что, в свою очередь, является необходимым условием для квалификации действий лица по статье 19.29 КоАП РФ.
На основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является, в частности, отсутствие события административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы судом надзорной инстанции выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N2 Первомайского района гор. Ижевска Удмуртской Республики от 30 ноября 2012 года и решение судьи Первомайского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 6 марта 2013 года подлежат отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях "данные изъяты" Дегтевой О.А. события административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ. Производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.17, статьей 30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N2 Первомайского района гор. Ижевска Удмуртской Республики от 30 ноября 2012 года и решение судьи Первомайского районного суда гор. Ижевска Удмуртской Республики от 6 марта 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" Дегтевой О.А. отменить, производство по делу прекратить.
Жалобу Дегтевой Ольги Александровны удовлетворить.
Первый заместитель Председателя
Верховного суда Удмуртской Республики - А.В. Емельянов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.