Апелляционное определение Московского городского суда от 16 апреля 2013 N 11-8114/13
Судья Самороковская Н.В. гр.д.11-8114
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2013 г. Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Сергеевой Л.А.
и судей Вишняковой Н.Е., Федерякиной Е.Ю.
при секретаре Дубовке Д.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Вишняковой Н.Е.
дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Долгопрудный Московской области
на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2012 г., которым постановлено: Признать незаконным (неправомерным) отказ Администрации г. Долгопрудный Московской области от утверждения Актов о выборе земельного участка для строительства представленных Заявителем Цветковым И.В. от 16 июля 2012 года по территориям (с местоположением):
Моск.обл., г...Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***.
Признать незаконным (неправомерным) отказ Администрации г. Долгопрудный Московской области от утверждения Схем расположения земельных участков для строительства, представленных Заявителем от 16 июля 2012 г. по территориям (с местоположением):
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***.
Обязать Администрацию г. Долгопрудный Московской области утвердить Акты о выборе каждого земельного участка для строительства, представленные Заявителем от 16 июля 2012 г. посредством принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов (п.6 ст.31 ЗК РФ), о чем издать распорядительные документы в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу, и выдать копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания, (с местоположением территорий):
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***:
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл.. г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., г.о.Долгопрудный, вблизи участка с кадастровым N ***.
Обязать Администрацию г. Долгопрудный Московской области утвердить Схемы расположения земельных участков, представленные Заявителем от 16 июля 2012 г. посредством издания распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу, и выдать копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания, (с местоположением территорий):
Моск.обл., ***, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., ***, вблизи участка с кадастровым N ***; -
Моск.обл., ***, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., ***, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., ***, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., ***, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., ***, вблизи участка с кадастровым N ***;
Моск.обл., ***, вблизи участка с кадастровым N ***.
установила:
Цветков И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа Долгопрудный Московской области, выраженное в отказе утверждения актов о выборе земельного участка для строительства и утверждения схем расположения земельных участков для строительства, обязании утвердить акты о выборе каждого земельного участка и утвердить схемы расположения земельных участков.
Заявление мотивировал тем, что ранее Долгопрудненским городским судом Московской области решениями oт 13 января 2012 г. и 16 января 2012 г., а также дополнительными решениями от 03 апреля 2012 г. установил бездействие администрации г.о. Долгопрудный. Суд обязал Администрацию обеспечить в порядке ст. 31 ЗК РФ осуществление процедур выбора земельных участков.
За счет средств заявителя было подготовлено 8 актов выбора земельного участка для строительства и 8 схем расположения земельного участка.
Для дальнейшего согласования и утверждения, и принятия одного из решений, предусмотренных п.6 ст. 31 ЗК РФ заявитель Цветков И.В. 16 июля 2012 г. направил в адрес администрации подготовленные акты выбора и схемы. Как указывает заявитель данные акты выбора и схемы были изготовлены на основе реальных образцов актов и схем, приобщенных самим заинтересованным лицом к материалам одного из гражданских дел в Долгопрудненском суде.
Администрацией от 14 августа 2012 г. информационным письмом было сообщено заявителю Цветкову И.В. о выполнении решения суда, а именно о направлении актов выбора земельных участков па согласование. Согласно данного письма, после согласования и подготовки постановлений об утверждении актов и схем расположения земельных участков заявитель сможет получить их в администрации г. Долгопрудного.
По мнению заявителя, администрация г. Долгопрудного фактически отказала в утверждении актов о выборе и схем расположения земельных участков, поскольку соответствующих виз об утверждении, а также распорядительных документов не имелось со дня вступления решений суда в законную силу.
По мнению заявителя вышеуказанные отказы являются незаконными и неправомерными.
В связи с чем, заявитель просит суд признать незаконным отказ администрации г. Долгопрудного от утверждения актов о выборе земельного участка для строительства представленных заявителем от 16 июля 2012 г. по 8-ми земельным участкам. Признать незаконным отказ администрации г. Долгопрудного от утверждения схем расположения земельных участков для строительства представленных именно заявителем от 16 июля 2012 г. по территориям. Устранить препятствия обязать администрацию г. Долгопрудного утвердить акты о выборе каждого земельного участка для строительства , представленные заявителем от 16 июля 2012 г. , посредством принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов о чем издать распорядительные документы в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания. Обязать администрацию г. Долгопрудного утвердить схемы расположения земельных участков, представленные заявителем от 16 июля 2012 г. , посредством издания распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня вступления решения в законную силу и выдать копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания.
В судебном заседании заявитель Цветков И.В. на заявлении настаивал, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Долгопрудного в заявленных требованиях просил отказать, представил суду письменные возражения, приобщенные к материалам дела, и пояснил, что во исполнение решений суда администрацией проводилась и проводиться работа по выбору земельных участков под строительство, о чем заявителю неоднократно сообщалось. В действиях заинтересованного лица отсутствует отказ от исполнения вступивших в законную силу решений. Заявитель избрал ненадлежащий способ зашиты прав, так как в отношении указанных в заявлении территорий имеются вступившие в законные силу решения, то следовательно исполнение судебных актов осуществляется в рамках ФЗ "Об исполнительном производстве". Кроме того в отношении земельного участка с кадастровым номером *** требования заявителя решением Долгопрудненского суда были удовлетворены, однако Апелляционным определением Московского областного суда в удовлетворении требований было отказано.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе заинтересованное лицо.
Проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица Насонова В.Ю., заявителя Цветкова И.В., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением требований закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Из статьи 255 ГПК РФ усматривается, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По делу установлено, что Решениями Долгопрудненского городского суда Московской области от 16 января 2012 г., 07 декабря 2011 года, дополнительными решениями от 15 марта 2012 года постановлено: "Признать незаконным бездействие администрации г. Долгопрудного при рассмотрении заявления Цвсткова И.В. о выборе земельного участка для строительства плоскостного сооружения открытой площадки для складирования непродовольственного товаров и грузов, неопасного жизни и здоровью людей г окружающей среде (в местах допустимого размещения объектов капитального строительства) с зоной благоустройства и организации проезда и прохода, с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором па столбчатом железобетонном фундаменте ( с калитками и воротами для прохода и проезда) вблизи земельного участка с кадастровым номером:
-Московская область, ***, вблизи участка с кадастровым N ***
-Московская область, ***, вблизи участка с кадастровым N ***
-Московская область, ***, вблизи участка с кадастровым N ***
- Московская область, ***, вблизи участка с кадастровым N***
- Московская область, ***, вблизи участка с кадастровым N***
- Московская область, ***, вблизи участка с кадастровым N***
- Московская область, ***, вблизи участка с кадастровым N***
- Московская область, ***, вблизи участка с кадастровым N***.
Вышеуказанные решения суда вступили в законную силу, за исключением решения Долгопрудненского городского суда Московской области от 13 января. 2012 года и дополнительного решения суда от 15 марта 2012 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером ***.
Решениями Долгопрудненского городского суда Московской области администрация г. Долгопрудного обязана совершить действия по выбору земельного участка, по результатам которого принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
За счет средств заявителя было подготовлено 8 актов выбора земельного участка для строительства и 8 схем расположения земельного участка.
Для дальнейшего согласования и утверждения, и принятия одного из решений, предусмотренных п.6 ст. 31 ЗК РФ заявитель Цветков И.В. - 16 июля 2012 г. направил в адрес администрации подготовленные акты выбора и схемы.
Администрацией от 14 августа 2012 г. информационным письмом было сообщено заявителю Цветкову И.В. о выполнении решения суда, а именно о направлении актов выбора земельных участков на согласование. Согласно данного письма, после согласования и подготовки постановлений об утверждении актов и схем расположения земельных участков заявитель сможет получить их из администрации г. Долгопрудного.
По мнению заявителя, администрация г. Долгопрудного фактически отказала в утверждении актов о выборе и схем расположения земельных участков, поскольку соответствующих виз об утверждении, а также распорядительных документов не имелось со дня вступления решений суда в законную силу.
05.10.2012 г. Администрацией было сообщено заявителю о том, что представленные Цветковым акты выбора и схемы не соответствуют нормативам по форме, в связи с чем администрацией подготовлены новые Акты выбора и направлены на согласование.
Данный ответ Цветков также просил признать незаконным, полагая , что у Администрации не было законных оснований не принимать на утверждение именно составленные им акты выбора и схемы.
Удовлетворяя заявление Цветкова И.В., суд исходил из того, что заинтересованным лицом в нарушение требований закона и решений Долгопрудненского городского суда Московской области от 07.12.2011 г., от 16.01.2012 г. и от 07.03.2012 г. было отказано в согласовании и утверждении Актов о выборе земельных участков для строительства и утверждении Схем расположения земельных участков для строительства в редакции заявителя и представленных заявителем.
Однако, с данным решением суда согласиться нельзя.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих" в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Между тем, указанными выше ответами Администрации городского округа Долгопрудный Московской области от 14.08.2012 г. и 5.10.2012г., которые оспариваются заявителем, не были нарушены права и свободы заявителя или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По заявлениям Цветкова И.В. не были приняты решения, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя; Цветкову И.В. в оспариваемых письмах от 14.08.2012 г. и 5.10.2012г. не было отказано по существу в поставленных им вопросах. Напротив, первый заместитель главы администрации г.о. Долгопрудный Московской области сообщил, что проводится процедура выбора земельных участков в соответствии с положениями ст.31 Земельного кодекса РФ.
При этом доводы Цветкова И.В. о том, что Администрация городского округа Долгопрудный Московской области в соответствии с решениями Долгопрудненского городского суда Московской области обязалась обеспечить в порядке ст.31 ЗК РФ осуществление процедур выбора земельных участков по 8-ти территориям, с формулировками в Актах выбора и Схемах расположения, указанным именно в заявлениях заявителя в авторской - заявителя Цветкова И.В. редакции, без каких-либо правок, является несостоятельным, т.к. из текста решений подобных выводов не следует.
Никаких нарушений действующего законодательства при отказе принять акты выбора и схемы расположения, составленные Цветковым И.В., Администрацией допущено не было, т.к. в силу положений ч.2 ст. 31 ЗК РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Таким образом, при проведении указанной процедуры именно на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечения выбора земельного участка.
При этом, в силу ч.5 ст. 31 ЗК РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении выбора земельного участка необходимые согласования, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории относятся к полномочиям соответствующего органа местного самоуправления. В связи с изложенным на Администрации не лежало обязанности принять Акт выбора земельных участков и схему расположения, составленные именно Цветковым.
При таких обстоятельствах, решение суда как незаконное подлежит отмене, а в удовлетворении заявления Цветкова И.В. надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия-
определила:
решение Никулинского районного суда г. Москвы от 27 ноября 2012 г. отменить.
В удовлетворении заявления Цветкова И. В. о признании незаконным отказа Администрации городского округа Долгопрудный Московской области, выраженное в отказе утверждения актов о выборе земельного участка для строительства и утверждения схем расположения земельных участков для строительства, обязании утвердить акты о выборе каждого земельного участка и утвердить схемы расположения земельных участков- отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.