Петропавловск-Камчатский Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Керносенко Е.В.,
при секретаре Выстровой Л.Ю.,
с участием прокурора Денисюк Е.И., представителя Законодательного Собрания Камчатского края Шмаевой Е.В., представителя Губернатора Камчатского края Анькиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов 6 и 10 статьи 3 статей 7 и 8 Закона Камчатского края от 27 марта 2013 года N 226 "О Губернаторе Камчатского края",
УСТАНОВИЛ:
Закон Камчатского края от 27 марта 2013 года N 226 "О Губернаторе Камчатского края" (далее Закон о Губернаторе), принятый постановлением Законодательного Собрания Камчатского края 22 марта 2013 года N 388, подписанный 27 марта 2013 года Губернатором Камчатского края, опубликованный в издании "Официальные ведомости" 28 марта 2013 года N 67-68, регулируются отношения, связанные с замещением должности высшего должностного лица Камчатского края (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Камчатского края) - губернатора Камчатского края, являющейся государственной должностью Российской Федерации, денежным вознаграждением, пенсионным обеспечением и иными социальными гарантиями губернатора Камчатского края.
Статьей 3 Закона Камчатского края от 27 марта 2013 года N 226 "О Губернаторе Камчатского края", предусмотрены трудовые права губернатора Камчатского края, а так же предоставляемые ему гарантии и компенсации.
Согласно пункта 6 названной нормы, предусмотрено возмещение расходов, связанных с переездом губернатора Камчатского края и членов его семьи в другую местность, в соответствии с законодательством Камчатского края, а также иные трудовые права, гарантии и компенсации (пункт 10 данной нормы).
Статьей 7 Закона о Губернаторе, предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии губернатору Камчатского края, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока полномочий либо досрочно в соответствии с подпунктами "в" и "д" пункта 1 статьи 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определены условия и порядок назначения и выплаты ежемесячная доплаты к пенсии губернатору Камчатского края.
Меры социальной поддержки, губернатора Камчатского края, прекратившего исполнение своих полномочий, и членов его семьи предусмотрены в статьей 8 оспариваемого Закона, в виде возмещения стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, возмещения расходов, связанных с проездом к месту отдыха и оплатой стоимости провоза багажа, предоставления служебного автомобильного транспорта, возмещения членам семьи губернатора, прекратившего исполнение своих полномочий, расходов связанных с проездом к месту отдыха, а также ежегодного страхования на сумму годового фонда оплаты труда на случаи гибели, смерти, причинения увечья или иного повреждения здоровья.
В обоснование заявленных требований прокурор Камчатского края сослался на то, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству, приняты Законодательным Собранием Камчатского края с превышением полномочий.
В судебном заседании представитель прокурора Камчатского края Денисюк Е.И. поддержала заявленные требования.
Представитель Законодательного Собрания Камчатского края Шмаева Е.В. с заявленными требованиями не согласилась.
Представитель губернатора Камчатского края Анькина Е.С. полагала требования необоснованными.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
В силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан доводами и основаниями заявленных требований.
В силу части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Пунктами "н" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам ( статья 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статьи 2 Федерального закона N 184-ФЗ Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 13 Устава Камчатского края губернатор Камчатского края является высшим должностным лицом Камчатского края (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Камчатского края).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статьи 26.3.1 указанного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Анализ положений оспариваемых правовых норм и норм более высокой юридической силы, приводит к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
В силу части 2 статьи 6 Трудового кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об осуществлении субъектом Российской Федерации Камчатским краем правового регулирования, содержащегося в пунктах 6 и 10 статьи 3 оспариваемого Закона, с превышением полномочий.
Рассматривая статью 8 Закона о Губернаторе, которой предусмотрены меры социальной поддержки губернатора, прекратившего исполнение своих полномочий, суд приходит к выводу, что само по себе принятие закона о предоставлении мер социальной поддержки входит в компетенцию субъекта Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" предусмотрено сохранение за лицами, замещавшими государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы (государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих), имеющими право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с настоящим Указом или на пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и членами их семей медицинское и санаторно-курортное обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения полномочий по государственной должности Российской Федерации или на день увольнения с должности федеральной государственной гражданской службы (государственной должности федеральной государственной службы, государственной должности федеральных государственных служащих), если на этот день названные лица имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо если им в связи с освобождением от этих должностей досрочно была назначена пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Пунктом 10 названного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств.
Между тем, социальная гарантия, в виде санаторно-курортного обслуживания, предусмотренная статьей 8 Закона о Губернаторе, установлена субъектом независимо от того, предоставлялась ли такая гарантия на день прекращения полномочий и без учета наступления права на трудовую пенсию, тогда как такие условия предоставления указанной социальной гарантии предусмотрены указанными пунктами Указа.
Другие гарантии предоставленные в указанной статье, касающиеся возмещения, в том числе членам семьи, расходов, связанных с проездом к месту отдыха, оплатой стоимости провоза багажа и предоставления служебного автомобильного транспорта, не являются социальными гарантиями, а являются дополнительными гарантиями связанными с замещением должности высшего должностного лица Камчатского края, тогда как полномочия субъектов при осуществлении собственного правового регулирования по предметам совместного ведения не могут распространятся на регулирование трудовых отношений.
Статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отнесено принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, в том числе и дополнительных гарантий отдельным категориям работников.
Понятие гарантий и компенсаций, а также случаи их предоставления установлены в статьях 164 и 165 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями по установлению дополнительных гарантий отдельным категориям работников, суд приходит к выводу о том, что статья 8 оспариваемого Закона противоречит федеральному законодательству, поскольку предусматривает дополнительные гарантии связанные с замещением должности высшего должностного лица Камчатского края, после прекращения полномочий.
Принимая во внимание положения статей 3, 927, 969 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о признании недействующим и положений названной статьи, касающихся страхования, поскольку вопросы страхования относятся к предмету регулирования гражданского права, которое находится в исключительной компетенции Российской Федерации.
При таком положении доводы прокурора о том, что положения статьи 8 Закона о губернаторе противоречат федеральному законодательству и приняты Законодательным Собранием Камчатского края с превышением полномочий, являются обоснованными.
Рассматривая статью 7 Закона о Губернаторе, которой предусмотрена ежемесячная доплата к пенсии губернатору Камчатского края, прекратившему исполнение своих полномочий, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" установлено, что лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Пунктом 10 названного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений Указа за счет собственных средств.
Таким образом, полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, замещавших государственные должности субъектов Российской Федерации, возложено федеральным законодателем на субъекты Российской Федерации, которые, впредь до издания федерального закона, устанавливающего общий для всех субъектов Российской Федерации порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, сохраняют и полномочие устанавливать такой порядок за счет собственных средств, предусматривая в его рамках различные виды социальных гарантий государственным служащим, в том числе доплата к трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установление ежемесячной доплаты к пенсии губернатору, прекратившему полномочия, относиться к компетенции субъекта и не противоречит федеральному законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу пункты 6 и 10 статьи 3 и статью 8 Закона Камчатского края от 27 марта 2013 года N 226 "О Губернаторе Камчатского края".
В части признания противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 7 Закона Камчатского края от 27 марта 2013 года N 226 "О Губернаторе Камчатского края", отказать.
Сообщение о решении суда подлежит публикации после вступления решения суда в законную силу в издании "Официальные ведомости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/ Е.В. Керносенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.