Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Лавник М.В.,
при секретаре: Исаченко Ю.А.,
с участием прокурора Зотовой Г.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Калтанского городского округа на решение Калтанского районного суда от 16 мая 2013 года
по иску прокурора города Осинники, действующего в интересах ФИО21, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, "данные изъяты"., ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, к Администрации Калтанского городского округа о понуждении к совершению необходимых действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Осинники, действующий в интересах ФИО21, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, "данные изъяты"., ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Калтанского городского округа о понуждении к совершению необходимых действий.
Требования мотивировал тем, что Прокуратурой города по заявлению жителей "адрес" проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в данном жилом доме. По результатам проведенной проверки с привлечением главного государственного инспектора "адрес" по пожарному надзору установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. помещение не обеспечено первичными средствами пожаротушения (отсутствуют огнетушители) (п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О противопожарном режиме");
2. отсутствует акт обработки деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом (п. 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О противопожарном режиме");
3. отсутствует акт проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О противопожарном режиме");
4. при визуальном осмотре пульта управления сигнализации два шлейфа находятся в режиме оперативного срабатывания (имеются повреждения шлейфа) (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О противопожарном режиме");
5. в коридорах 1 и 2 этажей электрическая проводка выполнена с нарушением правил монтажа (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О противопожарном режиме");
6. в комнатах N, 25, 28 электрическая проводка выполнена с нарушением ПЭУ (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О противопожарном режиме").
7. Со слов жителей из розеток в комнатах наблюдается искрение и нагрев корпусов розеток.
Здание общежития на момент проведенной проверки не соответствовало требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О противопожарном режиме".
Жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" является муниципальной собственностью и включен в реестр объектов муниципальной собственности на основании распоряжения администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ Согласно распоряжения N-рг от ДД.ММ.ГГГГ "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" является общежитием. Все жилые помещения, расположенные в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес" являются муниципальной собственностью.
В настоящее время администрацией Калтанского городского округа с гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных в жилом "адрес" заключены договора найма жилого помещения в общежитии.
Согласно информации главного государственного инспектора "адрес" по пожарному надзору в настоящее время имеет место ситуация, создающая угрозу для здоровья и жизни граждан, проживающих в жилом "адрес".
Прокурор просил обязать ответчика устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилом "адрес", а именно: обеспечить первичными средствами пожаротушения; провести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом; провести проверку работоспособности автоматической пожарной сигнализации; устранить неисправности пульта управления пожарной сигнализации; в коридорах 1 и 2 этажей выполнить монтаж электрической проводки в соответствии с правилами монтажа; в жилых комнатах выполнить монтаж электрической проводки в соответствии с Правилами установки электрооборудования.
Установить срок, в течение которого решение может быть исполнено.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, ФИО20 поддержала иск.
ФИО21 поддержала иск.
Другие лица, в интересах которых прокурором предъявлен иск, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Администрации Калтанского городского округа ФИО22, не признал иск.
Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности "адрес" надзорной деятельности Главного управления МСЧ России по "адрес" ФИО23, согласилась с исковыми требованиями.
Решением Калтанского районного суда от 16.05.2013 г. постановлено (л.д. 102-108):
Исковое заявление прокурора "адрес", действующего в интересах ФИО21, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, Гроздь СВ., ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, к Администрации Калтанского городского округа о понуждении к совершению необходимых действий, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Калтанского городского округа устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", а именно:
- обеспечить первичными средствами пожаротушения;
- провести обработку деревянных конструкций чердачного помещения огнезащитным составом;
- в коридорах 1 и 2 этажей выполнить монтаж электрической проводки в соответствии с правилами монтажа;
- в жилых комнатах выполнить монтаж электрической проводки в соответствии с Правилами установки электрооборудования, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Калтанского городского округа ФИО24 просит отменить решение суда в части возложения обязанности обеспечить первичными средствами пожаротушения, в жилых комнатах выполнить монтаж электрической проводки в соответствии с Правилами установки электрооборудования (л.д. 109).
Указывает, что суд, обязав выполнять в жилых комнатах монтаж электрической проводки, нарушил положения абзаца 4 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ, то есть обязанности нанимателя выполнять текущий ремонт возложил на наймодателя.
Вывод суда об отнесении жилого дома к статусу общежития является необоснованным. Заключение с гражданами договоров специализированного жилищного фонда в данном случае не влияет на вид использования жилищного фонда.
Жилые помещения в указанном доме являются жилым фондом социального использования в силу ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу п. 2 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
В жилом фонде социального использования требования об обеспечении первичными средствами пожаротушения не предусмотрено.
Прокурор, участвующий в деле, ФИО20 подала возражения на апелляционную жалобу (л.д. 112-113).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав прокурора ФИО25, поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда в обжалованной части отменить, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца об обязании ответчика обеспечить жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" первичными средствами пожаротушения, а так же в жилых комнатах выполнить монтаж электрической проводки, в соответствии с Правилами установки электрооборудования, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца, на основании положений Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и п.п. 42, 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", в связи с тем, что на момент проведения истцом проверки состояния жилого многоквартирного дома по адресу: "адрес", в ходе которой были обнаружены указанные нарушения требований пожарной безопасности, указанный дом относился к специализированному жилищному фонду - общежитие, в данном доме ответчиком была установлена пожарная сигнализация, что так же свидетельствует о признании ответчика данного дома общежитием, а следовательно на данный дом должны распространяться положения требований пожарной безопасности, определяющие их условия специализированном жилищном фонде - общежитиях.
С данными выводами суда судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Ст. 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии со ст. 38 вышеназванного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
При этом в силу абз. 2 ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Таким образом, законодатель возлагает ответственность за выполнение требований пожарной безопасности как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", является муниципальной собственностью и включен в реестр объектов муниципальной собственности на основании распоряжения администрации "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из реестра учета объектов муниципального имущества Калтанского городского округа (л.д. 14,66).
Согласно распоряжения N-рг от ДД.ММ.ГГГГ "Об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду" жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", является общежитием (л.д. 13).
Все жилые помещения, расположенные в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", являются муниципальной собственностью. В настоящее время администрацией Калтанского городского округа с гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных в жилом "адрес" заключены договора найма жилого помещения в общежитии. Жилых помещений, находящихся в собственности граждан, нет.
Распоряжением Администрации Калтанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N-р указанный жилой дом исключен из специализированного жилищного фонда Калтанского городского округа, и Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа" поручено заключить договоры социального найма с гражданами, проживающими в указанном жилом доме.
Ответчику вменяется нарушение требований п.п. 42 и 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", в соответствии с которыми:
п. 42, запрещается: эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции, пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
п. 70, руководитель организации обеспечивает объект огнетушителями по нормам, первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.
Разрешая спор, и установив, что на момент обращения с иском жилой многоквартирный дом по адресу: "адрес" утратил статус общежития, поскольку на основании распоряжения ответчика он был исключен из состава специализированного жилого фонда, суд удовлетворяя исковые требования в части обязания ответчика: обеспечить указанный жилой многоквартирный дом первичными средствами пожаротушения, а так же выполнить в жилых комнатах монтаж электрической проводки, в соответствии с Правилами установки электрооборудования, не учел, что с момента утраты домом по адресу: "адрес" статуса общежития (специализированного жилищного фонда), и соответственно приобретения им статуса муниципального жилищного фонда социального использования, на него не могут распространяться нормы законодательства о пожарной безопасности, предусмотренные в отношении общежитий в соответствии с приведенными нормами (ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. N 390), а именно: обеспечение первичными средствами пожаротушения, которое в соответствии с приведенными "Правилами противопожарного режима" не может возлагаться на собственников муниципального жилищного фонда, не отнесенного к категории общежитий - специализированного жилого фонда, в то время, как в соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах муниципального жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков, каковыми являются сами жильцы квартиры спорного дома, поскольку иное не предусмотрено представленными суду договорами найма жилых помещений в данном доме.
В этой связи суд апелляционной инстанции полагает, что ответчик Администрация Калтанского городского округа не может нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, допущенных иными лицами - квартиросъемщиками, на которых действующим законодательством возложена самостоятельная обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности в своих квартирах, а так же не может нести ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, установленных для жилых помещений специализированного жилого фонда - общежитий, несмотря на то, что на момент проведения истцом проверки указанный жилой дом относился к специализированному жилищному фонду - общежитие, в связи с утратой в установленном законом порядке такового статуса домом по адресу: "адрес" на момент разрешения спора судом.
При этом судебная коллегия считает необходимым учесть, что само по себе заключение ответчиком, с гражданами договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда в доме по адресу: "адрес", до изменения статуса указанного жилого дома, не влияет на вид использования жилищного фонда расположенного в указанном доме, поскольку жилые помещения в указанном доме являются жилым фондом социального использования, в силу отнесения их к таковым в установленном законом порядке на основании распоряжения органа местного самоуправления.
Таким образом, в нарушение норм процессуального права ст.ст. 67, 198 ГПК РФ, суд, в обжалуемой части, не дал надлежащей оценки установленным обстоятельствам, имеющим значение для разрешения дела, ввиду чего постановленное судом решение, в обжалуемой части, нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а в удовлетворении требований истца к ответчику Администрации Калтанского городского округа об обязании обеспечить жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" первичными средствами пожаротушения, а так же в жилых комнатах указанного дома выполнить монтаж электрической проводки, в соответствии с Правилами установки электрооборудования, должно быть отказано.
В остальной части постановленное судом первой инстанции решение не обжалуется сторонами, в связи с чем не проверяется судебной коллегией.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калтанского районного суда от 16 мая 2013 года в обжалованной части в части возложения обязанности на Администрацию Калтанского городского округа устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", а именно: обеспечить первичными средствами пожаротушения; в жилых комнатах выполнить монтаж электрической проводки в соответствии с Правилами установки электрооборудования, отменить, в отмененной части принять по делу новое решение, которым:
Отказать Прокурору "адрес", действующему в интересах ФИО21, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, "данные изъяты"., ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 в удовлетворении исковых требований к Администрации Калтанского городского округа о возложении обязанности на Администрацию Калтанского городского округа устранить нарушения требований пожарной безопасности в жилом доме, расположенном по адресу: "адрес", а именно: обеспечить первичными средствами пожаротушения; в жилых комнатах выполнить монтаж электрической проводки в соответствии с Правилами установки электрооборудования.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.