Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Реутовой Ю.В., Домрачева И.Г.
при секретаре Васильевой В.Ч.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора города Салехарда Колоколова И.М., апелляционной жалобе Захарова М.Б. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения прокурора Губайдулиной Г.А., истца Захарова М.Б., поддержавших доводы апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора города Салехард, действуя в интересах Захарова М.Б., обратился в суд с иском к Администрации города Салехарда о постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания населения.
В обоснование иска указал, что Захаров М.Б. "данные изъяты", проживает в комнате общей площадью 16 кв.м., расположенной в двухэтажном доме деревянного исполнения по адресу: "адрес". на условиях договора социального найма. Истец нуждается в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг на дому.
19 декабря 2012 года Захаров М.Б. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания населения, в чем ему было отказано в виду отсутствия нуждаемости в жилье, поскольку общая площадь занимаемого им жилого помещения превышает учетную норму на 1 кв.м. Прокурор полагает отказ незаконным, нарушающим права инвалида на социальное обслуживание.
В судебном заседании помощник прокурора города Салехарда Колоколов И.М. и истец Захаров М.Б. на удовлетворении иска настаивали.
Представитель Администрации города Салехарда Пропащев Е.В. против иска возражал, пояснив, что истец обеспечен жилым помещением на условиях договора социального найма площадью выше учётной нормы, которое в установленном порядке непригодным для проживания не признано.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска. В апелляционном представлении помощник прокурора города Салехард Колоколов И.М. и апелляционной жалобе Захаров М.Б. просят решение суда отменить и принять новое об удовлетворении иска в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющие значение для дела. Указали, что судом не приняты во внимание характеристики жилого помещения, в котором проживает истец, отсутствие в нем туалета, канализации, водопровода; не дана оценка акту врачебной комиссии о наличии противопоказаний к проживанию в сырых, холодных, запыленных помещениях, контактам с грызунами и химическими веществам, используемыми для дератизации. Судом не учтены представленные акты Управления Роспотребнадзора о том, что проживание истца в комнате невозможно в виду наличия высокой влажности, запыленности, избыточного присутствия грызунов в помещении, дератизация которого невозможна по состоянию здоровья истца.
Представитель администрации города Салехарда, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам суда ЯНАО находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании статьи 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, поддержанные в суде апелляционной инстанции помощником прокурора ЯНАО и истцом, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением и толкованием норм материального права.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что региональное законодательство не предусматривает возможности постановки на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях в домах системы социального обслуживания населения, если отсутствуют основания для признания лица нуждающимся в жилых помещениях по основаниям статьи 51 Жилищного кодекса РФ. Поскольку Захаров М.Б. занимает комнату, общая площадь которой превышает на 1 кв.м. учетную норму, установленную в муниципальном образовании город Салехард, жилой дом не признан непригодным для проживания, то суд не усмотрел оснований для удовлетворения иска. С выводами суда согласиться нельзя.
В Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст.7 Конституции РФ).
Признавая необходимость государственной поддержки инвалидов, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Согласно ст.96 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
В соответствии со ст.107 Жилищного кодекса РФ порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Статьей 16 названного Закона, определяющей формы социального обслуживания, предусмотрено, что гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Абзацем 1 ст. 4 Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ закреплено, что государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо, в том числе, от их имущественного положения, места жительства и других обстоятельств.
Из приведенных выше норм определенно следует, что действующее федеральное законодательство не содержит каких-либо запретов или ограничений в предоставлении жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования инвалидам.
В Ямало-Ненецком автономном округе в целях обеспечения условий для осуществления жилищных прав граждан, проживающих на территории округа, принят Закон от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", согласно ч. 1 ст. 39 которого право на получение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения имеют, в том числе, инвалиды, не имеющие родственников, обязанных в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа содержать их и оказывать им необходимую помощь.
В месте с тем, по правилам ч. 2 ст. 39 указанного закона граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, имеют право на получение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения при условии сохранения способности к самообслуживанию и наличия оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в Положении о порядке и условиях предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденном постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2008 N 711-А.
В соответствии с пунктом 3 ч.1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Требования, которым должно отвечать жилое помещение, указаны в разделе II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47), в соответствии с которым жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Из материалов дела следует, что Захаров М.Б. является "данные изъяты"". Согласно справке Департамента по труду и социальной защите населения Администрации города Салехарда от 07 декабря 2012 года Захаров М.Б. нуждается в специальной социальной защите с предоставлением медицинских и социально-бытовых услуг на дому.
Судом установлено, что Захаров является нанимателем комнаты в "адрес", в городе Салехарде, общей площадью 16 кв.м., расположенной в доме, оборудованном по типу общежития для рабочих и студентов, в которой отсутствует канализация, водопровод, туалет.
При проведении специалистами ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в ЯНАО" мероприятий по контролю за состоянием жилого "адрес" установлено, что Захаров М.Б., "данные изъяты" не может проживать в комнате N ввиду наличия высокой влажности, запыленности помещения, избыточного присутствия грызунов, дератизацию данной квартиры проводить не возможно из-за повышенной аллергической реакции (астмы) последнего. Условия проживания в комнате не соответствуют СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям", СанПиН 42-121-4719-88.
Таким образом, занимаемое истцом жилое помещение, с учетом его состояния здоровья, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям и проживание истца в нем невозможно, соответственно, имеются основания для признания Захарова М.Б. нуждающимся в жилом помещении по основаниям ст.51 ЖК РФ.
Более того, на момент принятия 11 января 2013 года администрацией города Салехарда решения об отказе Захарову М.Б. в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в домах системы социального обслуживания, последний состоял на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поэтому законных оснований для отказа в постановке на учет на получение жилья в социальном доме у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении иска.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 29 апреля 2013 года отменить и принять новое решение.
Обязать Администрацию муниципального образования город Салехард поставить Захарова М.Б. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в домах системы социального обслуживания населения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.